Библиотека

АНДРЕЕВ

В. И. АНДРЕЕВ,

генерал-полковник авиации,

заслуженный военный летчик СССР

СЛУЖЕНИЕ ВОЕННОЙ АВИАЦИИ

К автору этой книги отношусь с уважением.

Со временем из жизни человека уходит многое: основная работа, ответственные должности, на которых не только престижно работать, но имеется возможность творческого проявления своих способностей. Бывает, что люди, оставив высокие посты, не только ощущают растерянность, но даже теряют самих себя...

Николай Иванович Москвителев не из таких, активность – неотъемлемая черта его характера. Основным содержанием его жизни была военная служба, служение военной авиации, которой отдано почти полвека жизни. В авиации он и поныне, она вошла в его жизнь навсегда.

Признаюсь, накануне его 77-летия мы летали, причем большую часть полета управлял самолетом он. Для меня, знающего Николая Ивановича более тридцати лет, в этом нет ничего необычного. Если есть возможность, он старается вспомнить себя в небе. После увольнения из армии ему довелось летать на самолетах Су-27, МиГ-29. Мы же летали на Як-52. Он уверенно пилотировал самолет, выполнял фигуры сложного пилотажа, хорошо переносил перегрузки. Как признался Николай Иванович, полет вернул его во времена летной молодости, когда он летал на самолетах Ла-5, Як-11 и др.

Прежде нам приходилось выполнять полеты друг с другом на боевых реактивных машинах. Но качество пилотирования им винтомоторного самолета, да еще в таком возрасте, снова подтвердило, что летный профессионализм и Николай Иванович неотделимы.

Глубокого уважения заслуживает вся авиационная судьба этого человека. Начав службу в морской истребительной авиации во время Великой Отечественной войны, он, будучи глубоко преданным авиации, проявляя упорство и стремление к познанию нового, благодаря своим способностям достиг высокой должности руководителя авиации вида Вооруженных Сил – командующего авиацией ПВО.

За многие годы нашего знакомства и работы менялись самолеты и должности, но всегда сохранялось сотрудничество и товарищество. В 1970-х годах Николай Иванович, проявляя последовательность и зачастую терпение, во многом способствовал моему становлению в должности командира авиаполка и последующих других.

В дальнейшем, когда он был для меня непосредственным начальником в Главкомате войск ПВО, отчетливо виделось, как много генерал-полковником авиации Н.И. Москвителевым было сделано для создания и совершенствования истребителей третьего и четвертого поколений, для внедрения и освоения новых систем боевого управления авиацией, для перевооружения авиаполков и улучшения их обеспечения.

Особо хотелось бы отметить работу командующего с кадрами (прошу прощения за канцеляризм, правильнее будет сказать – с людьми). Николай Иванович умел увидеть и оценить перспективных офицеров, проводить их целенаправленную подготовку к более высоким должностям. При этом у нашего командующего сочетались доверие к людям с предоставлением им достаточно большой самостоятельности и инициативы в работе, командирская строгость и человеческое доброе участие в их судьбах.

В авиации все хорошо не бывает, особенно в военной, истребительной. Случались происшествия, теряли людей. Мне много раз пришлось видеть, как переживал этот сильный человек, сколько ему пришлось выдержать ударов судьбы, сколько доставалось ему от некоторых должностных лиц, причем необъективно, несправедливо.

Иногда, наблюдая за ним, я понимал, что, поднявшись в воздух на истребителе, Николай Иванович отдалялся на время полета от сложных и порой тягостных проблем и в то же время вдохновлялся и черпал силы в небе для их верного решения.

Поэтому я благодарен судьбе за совместную службу и наши отношения с Николаем Ивановичем. Конечно, не всегда совпадали наши взгляды, оценки людей и событий. В чем-то мы разные, но это еще больше способствовало нашей совместной работе.

Спасибо, Николай Иванович!

Доброго Вам здоровья и долгих, хороших лет жизни!

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?