Библиотека

ЦАРЬКОВ

В. Г. ЦАРЬКОВ,

генерал-полковник авиации,

заслуженный военный летчик СССР

ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ ЛЕТЧИКОВ СВОЕГО ВРЕМЕНИ

Полагаю, что книга Николая Ивановича Москвителева будет прочитана большой аудиторией с живым интересом, и интерес этот будет все возрастать с течением времени.

Генерал-полковник авиации, заслуженный военный летчик СССР, кандидат военных наук Н.И. Москвителев не только рассказывает о своей жизни, о большой и многогранной службе в военной авиации, но и дает профессиональный анализ тех усилий, которые предпринимались высшим руководством страны и Вооруженных Сил СССР для обеспечения боеготовности авиации в интересах обороны нашего государства от вероятного агрессора.

В своих воспоминаниях и размышлениях Николай Иванович уделяет особое внимание тем офицерам, генералам и маршалам, с которыми ему доводилось работать над проблемами, постоянно стоящими перед авиацией, главными из которых всегда являются боевая готовность, профессиональная подготовка личного состава, его морально-психологическая устойчивость, материально-техническое обеспечение деятельности авиации, безопасность полетов, бытовые условия личного состава и семей военнослужащих. На все эти сложные насущные вопросы надо было постоянно находить ответы.

Я хотел бы высказать читателю свое отношение к автору, дать ему свою характеристику и как человеку, и как летчику-истребителю, и как очень большому руководителю нашей славной авиации.

Судьбе было угодно свести наши пути в 1969–1970 гг., когда мы готовились к выпуску из Военно-командной академии ПВО в Калинине. В то время я был майором, летчиком 1-го класса, слушателем последних курсов. Н.И. Москвителев уже тогда был полковником, первоклассным летчиком, а по должности занимал одну из высших ступеней в авиации ПВО – начальник авиации 8-й отдельной армии ПВО.

Один из моих сокурсников на торжественном собрании показал мне на высокого седовласого полковника, по-военному подтянутого, спортивного. Я, конечно, запомнил этого колоритного человека, но тогда мне и в голову не приходило, что судьбой мне уготовано много, более 30 лет, служить, работать, летать с этим, не побоюсь высоких эпитетов, талантливым человеком, безусловно, одним из лучших летчиков своего времени.

Почему своего времени? Потому что наше время было временем, когда авиация развивалась стремительно и масштабно, преодолевая, как говорят спортсмены, рекордные планки высоты, дальности. Авиация в первую очередь перед всеми видами Вооруженных Сил (кроме Ракетных войск стратегического назначения) оснащалась современной техникой (электронной, компьютерной, радиолокационной, связью и т.д.).

И этому времени были нужны уже другие руководители, которые, не забывая, а опираясь на опыт людей военного поколения, из года в год, из полета в полет, из учения в учение нарабатывали свой опыт, творчески развивая на его основе тактику и стратегию применения авиации в новых обстоятельствах и условиях.

История учит, что время само выбирает таких руководителей. При условии, конечно, что страной правят люди, которые не на словах, а на деле служат верой и правдой своему народу. Время выбрало для авиации ПВО страны Н.И. Москвителева. Кратко скажу о том, что, на мой взгляд, было сделано очень важного при непосредственном руководстве и управлении со стороны этого человека:

Были полностью освоены личным составом авиационные комплексы Су-15, Су-15ТМ, МиГ-23, Ту-128.

Все командные пункты и большинство ПН (пункты наведения) были оснащены АСУ (автоматизированные системы управления).

Отработана тактика взаимодействия между ЗРВ и авиацией как в одной зоне, так и в рубежах.

Началось и завершилось освоение авиацией комплексов МиГ-25 и МиГ-31.

Наиболее освоенные воздушные направления были закрыты полками, вооруженными МиГ-25, МиГ-31, Су-27 и АСУ "Рубеж".

Летные училища войск ПВО стали выпускать офицеров-летчиков, которые уже в стенах училища имели опыт полетов на сверхзвуковых самолетах типа МиГ-23, Су-15 днем и ночью и даже выполняли боевые ракетные стрельбы по мишеням.

Офицеры же боевого управления готовились на самых новейших автоматизированных системах, поэтому после выпуска и прибытия в строевую часть могли нести боевое дежурство.

В недрах НИИ и конструкторских бюро многих фирм, известных всему миру ("Сухой", "Ильюшин", "Микоян", "Мясищев"), по заказам авиации ПВО работали лучшие в мире конструкторы авиационной техники над воплощением в металле летно-технических характеристик, которые были заказаны Главнокомандующим войсками ПВО и его Управлением авиации. Это те самолеты, которые удивляли, удивляют и будут удивлять мир тем, что они могут исполнять и исполняют в воздухе.

Во всех этих гигантских по своему объему и важности задачах лежат труд, знания и умение многих и многих людей - конструкторов, инженеров и рабочих, летчиков-испытателей и летчиков строевых частей, техников, офицеров штабов, тыла, связи, АСУ... Но есть здесь и большой, даже очень большой, личный вклад Николая Ивановича Москвителева.

Читатель может спросить, прочитав книгу: "А какова же цена этому труду?" Ответ может быть только один. Этот труд обеспечил нашему государству, нашему народу мирную жизнь с 1945 г. по сей день.

И в заключение.

Уважаемый Николай Иванович!

Большое Вам спасибо за все, что сделано и делается. Пусть Ваши награды сияют на груди и никогда не меркнут. Носите их с достоинством – мы знаем, что за этим стоит. Нам всем, конечно, обидно, что юбилеи известных артистов, писателей и поэтов удостаиваются и внимания прессы, и наград Президента, а те, кто делал то, о чем Вы пишете в своей книге, как бы позабыты... Не грустите. Мы знаем, помним и уважаем Вас.

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?