Библиотека

ЦИБИЗОВ

В. И. ЦИБИЗОВ,

генерал-лейтенант авиации,

заслуженный военный летчик СССР

В УПРАВЛЕНИИ КОМАНДУЮЩЕГО АВИАЦИЕЙ ПВО СТРАНЫ

В сентябре 1978 г. я был назначен на должность начальника боевой подготовки в Управление командующего авиацией ПВО страны, а в сентябре 1979 г. – на должность заместителя командующего авиацией ПВО страны, где и прослужил до августа 1985 г.

Командующим авиацией ПВО страны был генерал-полковник авиации Н.И. Москвителев. Под его руководством в Управлении авиации сложился работоспособный грамотный коллектив. Мне посчастливилось служить среди генералов, офицеров, летчиков, инженеров, имеющих богатый опыт работы, преданных своему делу.

Этот период характеризуется интенсивным перевооружением авиационных полков на новую авиационную технику, на самолеты новых поколений. Разрабатывались и поступали в эксплуатацию новые автоматизированные системы управления, такие как "Рубеж-1", "Рубеж-2", "Рубеж-3".

Без четкого планирования и координации работы служб и отделов не могло быть и речи о планомерном перевооружении авиаполков на новую технику. Координатором всех этих мероприятий были командующий авиацией и его штаб, возглавляемый генерал-майором авиации В.Г. Царьковым (впоследствии генерал-полковником авиации), а затем генерал-майором авиации П.И. Кузьминым.

Даже трудно представить объем работы, который должна была провести инженерно-авиационная служба (возглавляемая генерал-майором авиации В.Ф. Сибирцевым) по подготовке инженеров, техников, молодых авиаспециалистов. С чего начать? Вначале необходимо было переучить инженерный состав службы Управления. Была наложена тесная связь с ОКБ им. А.И. Микояна, ОКБ им. П.О. Сухого. Переучивание вначале шло на заводах, которые изготавливали новую авиационную технику.

Была проделана кропотливая работа по переучиванию и перевооружению авиаполков учебного центра авиации ПВО. Необходимо было переоборудовать учебно-материальную базу, подготовить преподавательский состав, инженеров, техников, летчиков-инструкторов центра. Возглавлял учебный центр авиации ПВО генерал-майор авиации В.Б. Резниченко, а затем генерал-майор авиации А.В. Будников.

В этом центре прошли обучение многие летчики Управления командующего авиацией и строевых частей. В центре были организованы курсы по подготовке командиров эскадрилий и командиров авиационных полков. Здесь же проводились войсковые испытания новой авиационной техники по различным видам боевого применения.

Вместе с отделом боевой подготовки авиации ПВО, который с 1979 г. возглавлял генерал-майор авиации В.И. Андреев (в последующем генерал-полковник авиации, командующий авиацией ПВО), в центре разрабатывались курсы боевой подготовки (КБП), курсы боевых стрельб (КБС), инструкции по боевому применению истребителей.

При участии летчиков-инспекторов боевой подготовки, штурманской службы, службы безопасности Управления командующего авиацией в 1979 и 1981 гг. на полигоне учебного центра Красноводск были проведены стрельбы по воздушным мишеням МиГ-17, Ла-17 днем и ночью ракетами на самолетах МиГ-25, МиГ-29, Су-15ТМ; а также из пушечного вооружения по наземным целям и по воздушной мишени Ла-17 на самолетах МиГ-23 и Су-15ТМ. Для проведения и анализа этих стрельб были привлечены офицеры инженерно-авиационной службы Управления, представители авиационной промышленности.

После выполнения запланированных стрельб проводился тщательный разбор с использованием аппаратуры объективного контроля. Нужно было видеть лица летчиков-инспекторов, их жестикуляцию после выполнения полетов! Происходил обмен мнениями с инженерами, представителями авиационной промышленности. Чувствовался в летчиках молодой задор, как в лейтенантские годы, глаза горели желанием – быстрее в полет...

В 1979 г. под руководством Главнокомандующего войсками ПВО дважды Героя Советского Союза Главного маршала авиации А.И. Колдунова было проведено учение "Союз-79", в котором принимала участие и авиация ПВО. При подготовке к этим учениям была проделана большая работа командующим авиацией, штабом инженерно-авиационной службы, боевой подготовкой, штурманской службой, службой безопасности полетов. Штурманскую службу возглавлял генерал-майор авиации В.И. Пилюгин, службу безопасности полковник В.А. Лизогуб.

Очень серьезное внимание уделялось партийно-политической работе, которую проводили генерал-майор авиации И.Н. Анчеев, полковник К.А. Лаврененко, секретарь парткома И.С. Векшин.

Большая подготовительная работа позволила на этих учениях успешно справиться с поставленными перед авиацией сложными задачами.

В дальнейшем неоднократно проводились учения на Севере с использованием самолетов РЛДН А-50, а также на Балхаше, об этом Н.И. Москвителев пишет в своей книге.

Конечно, не все шло гладко при освоении новых типов самолетов, случались и промахи, ошибки. Но тот, кто хорошо разбирался в аэродинамических особенностях самолета, знал материальную часть, с честью справлялся с трудностями при возникновении нештатной ситуации.

Так, при выполнении одного из учебных полетов на самолете МиГ-25У возникли сложности в управлении самолетом. Но летчик-инспектор боевой подготовки полковник И.Е. Жуков в сложнейшей ситуации посадил неисправный самолет, что позволило на земле обнаружить серьезный дефект и провести доработки на этом типе самолета в строевых частях. Полковнику И.Е. Жукову по ходатайству командующего Н.И. Москвителева в 1982 г. было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Большой школой обучения и воспитания личного состава являлись проводимые нашим командующим сборы руководящего состава авиации объединений и соединений. На этих сборах проверялись знания по руководящим документам, техника пилотирования. На сборы приглашались ведущие летчики-испытатели Герои Советского Союза А.В. Федотов, П.М. Остапенко, И.П. Волк (впоследствии летчик-космонавт), А.А. Щербаков.

Особую заботу и внимание Н.И. Москвителев проявлял к обучению и воспитанию курсантов в Ставропольском и Армавирском высших авиационных училищах.

Ставропольским ВВАУ руководил генерал-майор авиации А.С. Пономаренко, Армавирским ВВАУ – генерал-лейтенант авиации Н.П. Крюков. В училищах была создана отличная учебно-материальная база, подобран очень грамотный преподавательский состав, летчики-инструкторы, развита сеть аэродромов. Это позволило успешно проводить обучение курсантов.

Курсанты первого и второго курсов обучались на самолетах Л-29, Л-39, а на третьем и четвертом курсах – на самолетах Су-15 и МиГ-23. Налет по окончании училища составлял 180-200 часов, что давало возможность быстрейшего ввода в строй выпускников в частях, вооруженных этими типами боевых самолетов.

Напряженное внимание и задор я видел на лицах курсантов Ставропольского высшего авиационного училища, когда перед ними выступал Герой Советского Союза генерал-майор авиации заслуженный летчик-испытатель СССР Александр Васильевич Федотов. В зале стояла полная тишина. И я уверен в том, что Александр Васильевич заложил доброе зерно в сердца молодых пилотов.

К сожалению, в последние годы в авиации произошли значительные перемены к худшему. Уменьшился налет курсантов в училищах, утрачиваются навыки летчиков из-за нехватки горючего, отсутствия достаточного количества исправных самолетов.

Но авиация переживет и этот период. Я уверен, придут хорошие времена, этому есть порука – на смену нам приходят грамотные молодые авиационные специалисты. Главное, чтобы не зазнавались и не относились пренебрежительно к своей профессии.

К самолету нужно обращаться на "Вы".

Великий русский ученый академик Н.Е. Жуковский говорил, что самолет – это творение разума и рук человеческих и над ним не властны никакие авторитеты, кроме лиц, уважающих летные законы.

Подводя итоги сказанному, хочу выразить большую благодарность Николаю Ивановичу Москвителеву, под началом которого мне пришлось служить более шести лет, а также всем своим сослуживцам – летчикам, инженерам, техникам, преподавателям – за взаимопомощь, поддержку, понимание и трудолюбие.

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?