Библиотека

Главкомы ПВО

ГЕРОЙ ТРЕХ ДЕРЖАВ

Маршал Судец, безусловно, является одним из самых ярких полководцев советских ВВС. За годы Великой Отечественной войны он смог пройти путь от полковника до генерал-полковника, командующего воздушной армией. И всегда его войска находились в самом пекле боев, неизменно отмечались в приказах главнокомандующего как лучшие.

«Он был человеком суровым, исключительно требовательным, а к тем, кого знал раньше, - особенно строгим...» - считает маршал авиации Н.М. Скоморохов. «Вполне подготовленный, опытный, культурный командующий воздушной армией», - отзывался о нем маршал Ф.И. Толбухин, также выдвинувшийся в годы войны. Но все без исключения служившие с В.А. Судцом летчики отмечали его безусловный талант авиационного военачальника и личное мужество. Наградой ему в этом было звание Героя сразу трех стран - СССР, Монголии и Югославии.

Родился Владимир Александрович Судец 23 октября 1904 года на Украине в поселке Нижнеднепровск (ныне в черте Днепропетровска). Получил среднее техническое образование, в 20 лет вступил в партию. В Советской армии добровольно с 1925 года. Через два года закончил авиационно-техническую школу. Служил авиатехником. Но всем известно, что мечта почти каждого техника — быть летчиком. В 1929 году Судец стал пилотом и в последующие десять лет сделал отличную карьеру. В 1933 году он окончил курсы при Военно-воздушной академии, служил командиром истребительного авиаотряда в Киевском военном округе. Затем инструктор-советник по авиации при монгольской армии. Участник боев на Халхин-Голе и советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Перед войной полковник Судец уже командовал 4-м дальнебомбардировочным авиакорпусом.

Как известно, именно на советскую авиацию пришелся главный удар в первые часы войны. Авиакорпус, которым командовал В.А. Судец, оказался в очень сложной ситуации.

Многие самолеты были разбиты еще на аэродромах, погибли летчики. Позже в разговоре с известным писателем и военным журналистом Долматовским маршал вспоминал о тех событиях так: «Хочу объяснить тебе, что переживает командир авиационного соединения, посылая подчиненных на боевое задание, - с горечью говорил он. - Когда командуешь эскадрильей или даже полком, переживания иные: ты летишь вместе с подчиненными, должен проявлять все те качества, которых требуешь от них. Равенство во всем! Сбивают их, могут и тебя сбить... У командира корпуса не так: подчиненные летят с боевым заданием, а ты, как правило, остаешься на своем наблюдательном пункте. А с него далеко не все видно. И слышно не все. Изображаешь полнейшее спокойствие и уравновешенность - чем натуральнее получается, тем лучше, - но самого-то себя не обманешь... Душу бы отдал, чтоб только задача была выполнена успешно и все вернулись!...».

Тяжело пришлось корпусу полковника Судца и в боях на Украине. В тех сражениях выделялся 4-й дальнебомбардировочный корпус полковника. Как считает генерал-полковник В.В. Решетников, автор воспоминаний о маршале, во многом именно дальние бомбардировщики, не в упрек другим ударным силам, сумели наиболее результативно противостоять продвижению немецких танков на восток. Приложил к этому руку и В. А. Судец. И не только как командир корпуса, но и как летчик. С июня по октябрь 1941 года он совершил 66 боевых вылетов. И это в самое тяжелое для нашей армии время, когда немецкая авиация господствовала в воздухе.

Август 1941 года принес советским войскам тяжелое поражение под Киевом. Было окружено несколько армий, погиб почти весь штаб Юго-Западного фронта. Искали виновных. Может быть, поэтому В.А. Судец получает новую должность - командующего ВВС 51-й отдельной армии (это, скорее, понижение, чем повышение в должности), а через два месяца его вообще убирают с фронта и назначают руководителем ВВС тылового Приволжского военного округа.

Но без фронтовых испытаний будущий маршал оставался недолго. В 1942 году он был назначен командиром 1-го бомбардировочного авиакорпуса, а в марте 1943 года стал командующим 17-й воздушной армией. Его экипажи участвовали в ожесточенных воздушных боях на Кубани и на Курской дуге.

17-я воздушная армия освобождала Донбасс, принимала участие в битве за Днепр. Кстати, именно летчикам генерала Судца удалось спасти плотину Днепрогэса от разрушения. Маршал Ф.И. Толбухин писал о нем так: «В проведенных операциях на Днестре и Дунае Судец показал умение сосредоточить большую массу авиации на главных направлениях. Добился постоянной связи с наземными войсками, благодаря чему улучшилась оперативность воздействия военно-воздушных сил на противника. В отдельные дни летчики 17-й воздушной армии срывали контрудары вражеских танков». Наша авиация тогда уже полностью контролировала небо.

Затем его армия отличилась в боях за освобождение Одессы, в ходе окружения и разгрома ясско-кишиневской группировки противника, в Балатонской и Венской операциях, в освобождении Чехословакии. За отличия в боях его части 34 раза отмечались в приказах Верховного Главнокомандующего. Во всех этих боях Судец показал себя рассудительным военачальником. Маршал авиации А.И. Покрышкин позже вспоминал визит командарма в его часть. «Командующий воздушной армией генерал В.А. Судец прежде всего выслушал доклад о состоянии дивизии, а потом начал беседовать со мной, - писал он в своих воспоминаниях. - Его вопросы были лаконичными и конкретными. Он имел ясное представление о боеспособности нашей гвардейской дивизии и заботился лишь о том, как лучше разместить полки на аэродромах, чтобы обеспечить гибкое и четкое руководство ими в бою».

Впрочем, высоко отзывались о будущем маршале не только его непосредственные начальники, но и подчиненные. «Генерал Судец хорошо знал особенности и возможности своих дивизий, - рассуждает генерал-майор авиации Б.А. Смирнов. - Мало того, он знал всех лучших летчиков почти поименно. Владимир Александрович особенно ценил истребителей, которые умели вести разведку в любых погодных условиях, и часто давал им задания лично, минуя штабы дивизий». Это подтверждает и будущий маршал авиации Н.М. Скоморохов, а тогда летчик-истребитель, Герой Советского Союза. Вспоминая о боях в Венгрии, он писал: «Гитлеровцы, стремясь достичь своей цели, не останавливались ни перед чем. За пять дней боев ценой огромных потерь им удалось продвинуться на 25-35 километров и занять город Эстергом. Командование фронта прибегло к экстренным мерам. Одной из них явился массированный налет на передний край противника 244-й бомбардировочной дивизии, которую вел сам командарм - генерал-полковник авиации В.А. Судец».

3а умелое руководство воздушной армией в операциях советских войск в годы Великой Отечественной войны и личное мужество и отвагу генерал-полковнику авиации В.А. Судцу 28 апреля 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны отважный командующий продолжил карьерный рост. В 1946 году его назначают начальником Главного штаба Военно-воздушных сил, заместителем главнокомандующего. На этой должности он проработал три года. В 1950 году окончил Военную академию Генштаба. Затем командовал воздушной армией, дальней авиацией страны. В 1955 году ему было присвоено звание маршала авиации. При нем проводилось перевооружение с четырехмоторных поршневых Ту-4 на дальние реактивные бомбардировщики Ту-16 и межконтинентальные стратегические Ту-95 и М-4. Формировались новые полки и дивизии, строились и удлинялись взлетно-посадочные полосы, возводились хранилища для ядерных зарядов.

В 1962 году маршал В.А. Судец был назначен на новую, непривычную для него должность - главнокомандующим Войсками противовоздушной обороны страны. Именно при нем в Балашихинском районе и началось строительство поселка, который сейчас называется Заря.

Как вспоминает генерал-полковник В.В. Решетников, особенно непримирим главком был в отношении слабой, по его оценке, профессиональной и тактической выучки войск. Он чаще стал проводить учения, а на разборах вскрывал все новые и залежалые изъяны, пороки и слабости, одновременно ставя перспективные задачи и определяя ограниченные сроки исполнения.

Провел маршал и ряд структурных изменений. Но все же в новой среде он был как «не в своей тарелке». Маршал отлично разбирался в авиации, но слабо себе представлял преимущества новой ракетной техники. К тому же, по мнению подчиненных, был излишне строг.

Четыре года В.А. Судец был главнокомандующим ПВО. На XXIII съезде КПСС он не вошел в список членов ЦК. Зато членом ЦК стал маршал Батицкий - командующий войсками Московского округа ПВО. Он вскоре и заменил своего коллегу на посту главкома ПВО.

С 1966 года В.А. Судец находился в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, пятью орденами Красного Знамени, орденами Суворова I и II степени, Кутузова I степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени, медалями, иностранными орденами. Народный Герой Югославии, Герой Монгольской Народной Республики. Умер 6 мая 1981 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Почетный гражданин городов Запорожье и Тирасполь. Его имя присвоено Ставропольскому высшему военному училищу летчиков и штурманов.

ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ

Павел Федорович Батицкий - настоящий герой своего времени. Парень из рабочей семьи, сделавший карьеру исключительно за счет военного таланта, кавалерист-рубака и главком-интеллектуал, он очень многое сделал для того, чтобы на карте Советского Союза появился поселок с поэтическим названием Заря. Именно он развивал инфраструктуру военного городка, стал основателем Музея Войск ПВО, который расположен в поселке. Кстати, в этом музее хранится большая коллекция личных вещей маршала (более 150).

Батицкого не без основания называют лучшим командующим ПВО за все время существования этого рода войск. И это по праву. Но не менее известен он еще по одному делу. В 1953 году именно Батицкий лично расстрелял главного сталинского палача Лаврентия Берию.

Батицкий родился 27 июня 1910 года на окраине Харькова в рабочей семье. После окончания четвертого класса в 1922 году, чтобы помочь семье, поступил на завод учеником слесаря, а позже стал работать и учиться в фабрично-заводском училище при заводе «Серп и молот». Но не об этом мечтал будущий маршал. Еще в детстве, играя с ребятами в войну, он представлял себя красным командиром, лихим и отважным. В конце ноября 1924 года Батицкий поступил в Харьковскую военно-подготовительную школу. А после ее окончания был зачислен в Борисоглебско-Ленинградскую кавалерийскую школу, располагавшуюся в Ленинграде.

Осенью 1929 года мечта Батицкого исполнилась - он стал красным командиром и получил назначение в Белорусский военный округ на должность командира кавалерийского взвода. Затем командовал эскадроном. Проявил себя с самой хорошей стороны. Вот почему в 1935 году его направили на учебу в Военную академию им. М.В. Фрунзе. В июне 1938 года капитан Батицкий с отличием закончил академию и служил в Генеральном штабе офицером для особо важных поручений. В этом же году вступил в партию.

В то время важным участком был Китай, который вел войну с Японией. Вот туда-то, на помощь китайским товарищам, и был направлен Павел Федорович. Он был назначен начальником штаба группы военных советников. Приобретенный опыт помог ему не только в войне с Германией, но и позже, в 50-х годах, когда он вернулся в Китай уже в качестве командира соединения ПВО.

В конце 1940 года Батицкого назначают начальником штаба моторизованной бригады, базировавшейся в литовском городе Каунас. А уже в марте следующего года будущий маршал стал начальником штаба формировавшейся 202-й моторизованной дивизии. С ней он и вступил в войну. Павлу Федоровичу выпала горькая участь отступления. Боевое крещение он получил в Литве, где его дивизия встретила вражеские войска на шоссе Кенигсберг-Рига. В сентябре он был назначен начальником штаба 26-й стрелковой дивизии, прибывшей на фронт из Сибири. А в ноябре 1941 года он стал командиром 254-й стрелковой дивизии, действовавшей на левом фланге 11-й армии Северо-Западного фронта, юго-восточнее Старой Руссы. Ему тогда исполнился всего 31 год, и он был одним из самых молодых комдивов стрелковых частей!

27 декабря 1941 года Батицкому было присвоено звание полковника. У города Демянска его бойцы успешно отразили ожесточенные атаки гитлеровцев, лишая их возможности пользоваться единственной шоссейной дорогой, связывавшей город Старая Русса с полуокруженной группировкой противника. А в мае 1942 года на груди будущего маршала засверкал первый орден Красного Знамени. В его боевой характеристике, датированной 1 июня 1942 года, особенно подчеркивается: «...боевой, решительный и смелый командир. Быстро и правильно принимает решения. Обладает хорошими волевыми качествами, умело обеспечивает в любых условиях выполнение боевых задач дивизии. В трудные и напряженные моменты увлекает бойцов на разгром врага...».

Летом 1943 года полковнику Батицкому поручили сформировать 73-й стрелковый корпус, что он успешно и сделал, с июля вступив в командование этим соединением. 25 сентября ему присвоили звание генерал-майора. В ноябре - декабре 1943 года корпус, возглавляемый генерал-майором Батицким, успешно форсировал реку Днепр в районе города Черкассы и во взаимодействии с другими соединениями 2-го Украинского фронта 14 декабря 1943 года освободил его от оккупантов. Важную роль сыграл 73-й стрелковый корпус и в окружении и ликвидации корсунь-шевченковской группировки противника в январе-феврале 1944 года, в освобождении городов Умань, Бельцы. За это Батицкого наградили первым орденом Ленина (из пяти).

26 марта 1944 года в составе войск 2-го Украинского фронта он в числе первых вышел на государственную границу СССР с Румынией и форсировал реку Прут в районе города Скуляны.

Затем он руководил действиями 50-го корпуса. А 5 мая 1944 года его назначили командиром 128-го стрелкового корпуса 28-й армии 1-го Белорусского фронта. В Белорусской наступательной операции с июня по август 1944 года его части стремительным ударом прорвали вражескую оборону южнее Бобруйска и вместе с другими соединениями 1-го Белорусского фронта участвовали в освобождении городов Барановичи, Брест, а затем с ходу форсировали реку Западный Буг. За успехи в этих операциях он был удостоен ордена Суворова II степени. На заключительном этапе войны 128-й стрелковый корпус генерала Батицкого отличился в боях за освобождение Польши, в разгроме крупных группировок немецко-фашистских войск в Восточной Пруссии, при штурме Берлина и освобождении Праги. А Павел Федорович за прекрасное руководство соединением в начале 1945 года был награжден орденом Кутузова II степени, а в мае 1945 года получил и орден Кутузова I степени.

Его карьера неслась вскачь. Молодые генералы должны были стать основой Советской армии, оказавшейся на пороге «холодной войны». Так оно впоследствии и оказалось. В марте 1946 года Павел Федорович стал слушателем Академии Генерального штаба, а в 1948 году окончил ее с золотой медалью. После этого получил назначение в Войска противовоздушной обороны, став начальником штаба Московского района ПВО. В мае 1949 года ему присвоили звание генерал-лейтенанта, а вскоре направили в Китай. Павел Федорович стал руководителем скомплектованной и направленной в Китай группы боевых авиационных, радиотехнических и прожекторных частей, вооруженных самой новой для того времени техникой.

14 февраля 1950 года в Москве был подписан договор между СССР и КНР, в соответствии с которым Советский Союз брал на себя обязательство оказывать помощь Китаю всеми имеющимися у него средствами. В тот же день была создана Группа советских войск противовоздушной обороны. Она, совместно с китайскими частями зенитной артиллерии, должна была защитить Шанхай от ударов гоминьдановской армии с воздуха. 25 февраля генерал-лейтенант Батицкий прибыл в Пекин, где его принял главнокомандующий НОАК Чжу Дэ. Здесь прямо на месте было принято решение о включении в группу четырех китайских зенитно-артиллерийских полков смешанного состава (2, 3, 11, 14-го).

Всего советские авиационные части произвели 238 самолетовылетов на прикрытие аэродромов и объектов Шанхая и на перехват самолетов противника. В шести воздушных боях советские летчики сбили шесть самолетов противника, не потеряв при этом ни одного своего. За образцовое выполнение задачи командир группировки генерал Батицкий был награжден орденом Красного Знамени. Это был первый классический опыт участия советских войск в боевых действиях за рубежом после Второй мировой войны. Следующим опытом стала война в Корее.

В сентябре 1950 года Батицкий был назначен начальником Главного штаба - первым заместителем главнокомандующего Военно-воздушными силами. На этом посту его и застали памятные события 1953 года. Он участвовал в аресте Берии и лично привел в исполнение приговор в бункере штаба Московского военного округа, застрелив палача из трофейного парабеллума в лоб. Это подтверждает и соответствующий акт, подписанный 23 декабря 1953 года. Вот его текст: «Сего числа в 19 часов 50 минут на основании Предписания Специального Судебного Присутствия Верховного Суда СССР от 23 декабря 1953 года за № 003 мною, комендантом Специального Судебного Присутствия генерал-полковником Батицким П.Ф., в присутствии Генерального прокурора СССР действительного государственного советника юстиции Руденко Р.А. и генерала армии Москаленко К. С. приведен в исполнение приговор Специального Судебного Присутствия по отношению к осужденному к высшей мере уголовного наказания - расстрелу - Берии Лаврентию Павловичу».

С 1953 по 1954 год - П.Ф. Батицкий исполнял обязанности 1-го заместителя командующего войсками Московского военного округа, а в мае-августе 1954 года командовал механизированной армией. В августе 1954 года Московский район ПВО был преобразован в Московский округ противовоздушной обороны. Командующим стал генерал-полковник П.Ф. Батицкий, который находился на этой должности до 1965 года. Он остался таким же боевым и инициативным командиром, каким прославился в годы Великой Отечественной войны. Главнокомандующий Войсками ПВО страны Маршал Советского Союза С.С. Бирюзов в его аттестации от 11 декабря 1959 г. писал, что П.Ф. Батицкий «...волевой, инициативный, настойчивый командир...».

В марте 1965 года Батицкий назначается на должность первого заместителя начальника Генерального штаба ВС СССР (по июль 1966 года). Затем он - главнокомандующий Войсками ПВО страны, заместитель министра обороны СССР (по июль 1978 года). 7 мая 1965 года за умелое руководство войсками и личное мужество, проявленное в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Батицкому было присвоено звание Героя Советского Союза. А в 1968 году ему было присвоено воинское звание Маршал Советского Союза.

Батицкий никогда не забывал тех, с кем служил. Пишут, что, расставаясь с генералами и офицерами Московского округа ПВО при переходе на новую должность, Павел Федорович сказал им: «Вы уж простите меня, если я кого-то слишком сильно ругал. Но я ругал тех, кто хорошо работает. А тех, кто не работал, я не ругал, я их увольнял, таких здесь нет».

О его работе в то время прекрасные воспоминания оставил Александр Александрович Щукин, служивший у маршала офицером по особым поручениям, секретарем Военного совета ПВО.

Они легли в основу его книги «Повесть о маршале Батицком». «За одиннадцать лет командования Московским округом ПВО П.Ф. Батицкий провел многие сотни часов в кабинах самолетов и вертолетов, летая в отдаленные гарнизоны, - пишет А.А. Щукин. - Он досконально знал в округе каждый гарнизон, аэродром, командный пункт, множество позиций со всеми сооружениями и службами». Этого же мнения придерживается и Вольтер Красковский, бывший командующий войсками ракетно-космической обороны. «То время, когда Батицкий находился во главе Московского округа ПВО и Войск ПВО страны, можно вполне считать самым плодотворным в их развитии и совершенствовании, - уверен он. - Именно при Батицком войска ПВО страны превратились в мощный вид Вооруженных Сил СССР - один из факторов стратегического сдерживания, стали надежным гарантом от внезапного воздушно-космического нападения агрессора в период обострения холодной войны.

Павел Федорович внес огромный вклад в организационные и структурные преобразования зенитно-ракетных и радиотехнических войск, истребительной авиации, объединений и соединений ПВО, в системы их боевого управления. С его непосредственным участием проходило создание и становление нового рода войск - Ракетно-космической обороны (РКО).

Именно на посту главнокомандующего ПВО Батицкий смог реализовать заложенный в него природой талант.

«Павел Федорович внимательно изучал информацию о развитии средств воздушно-космического нападения за рубежом, их применении в ходе локальных войн и конфликтов, а также на крупных учениях НАТО и других военных блоков, - пишет в своих воспоминаниях А.А. Щукин.

- Тщательный анализ такой информации, самое придирчивое рассмотрение своих возможностей определяли затем подход главкома к организации боевой подготовки, оценке качества вооружения, требования к разработчикам вооружения и военной техники.

Нашей технике приходилось проходить проверку и в условиях американо-вьетнамской войны. Основой противовоздушной обороны Демократической Республики Вьетнам стали советские зенитные ракетные комплексы.

Когда войска ПВО Вьетнама, быстро приобретавшие боевой опыт, стали наносить действующей на средних и больших высотах американской авиации значительные потери, командование американских ВВС изменило тактику действий, перейдя к нанесению ударов с малых высот.

Однако заметных успехов такой тактический прием не принес, поскольку вьетнамские ракетчики довольно скоро стали эффективно поражать и низко летящие цели. Это стало возможно благодаря тому, что еще за полгода до перехода американцев к новой тактике главком П.Ф. Батицкий настоял на принятии необходимых мер. Он оперативно довел информацию до генеральных конструкторов зенитных ракетных комплексов Б.В. Бункина и П.В. Грушина. В короткий срок на комплексах провели доработки, позволившие применять их и для борьбы с маловысотными целями. Батицкий с группами генералов и офицеров неоднократно вылетал в районы военных действий, где применялась наша боевая техника и находились наши специалисты. Такие командировки во Вьетнам и на Ближний Восток давали ему много ценной информации для лучшего понимания тенденций современной войны».

При Батицком начал создаваться противовоздушный щит столицы. В 1962 году, когда он командовал войсками Московского округа ПВО, именно его назначили председателем комиссии проекта системы ПРО Москвы.

Как вспоминает генерал Красковский, в комиссии разгорелись жаркие споры.

Дело в том, что проект противоракетной обороны опирался на богатые экспериментальные данные, полученные на полигоне ПВО Балхаш. Они, бесспорно, подтверждали практическую возможность поражения боевых головок (БГ) баллистических ракет в простых условиях: Возникал вопрос: можно ли будет проектируемую систему ПРО А-35 со временем путем модернизации «научить» распознавать истинные БГ? Батицкий глубоко вник в оперативно-тактическую суть этого вопроса. Проект первой в мире системы ПРО А-35 получил одобрение. Началось ее строительство. В 1974 году она была принята в эксплуатацию, а в 1978 г. модернизирована (система А-35М). «Систему ПРО Москвы с требуемыми в современных условиях характеристиками окончательно создали и приняли на вооружение под шифром А-135. Но произошло это после кончины Батицкого. И сегодня мы отдаем дань уважения Павлу Федоровичу за его смелость в принятии государственного решения», - считает Красковский.

Маршал Батицкий внес заметный вклад также в совершенствование зенитно-ракетной техники. Он первым из советских главкомов поставил вопрос об автоматизации управления радиолокационной информацией. Именно при нем территорию страны закрыло сплошное радиолокационное поле, после чего можно было создавать средства автоматизации для сбора и обработки радиолокационной информации и оснащать ими войска.

При Батицком начались работы по зенитному ракетному комплексу С-300. Он высоко оценивал его перспективность и деятельно помогал создателям военной техники. Комплекс, принятый на вооружение уже после кончины маршала, по своим возможностям намного превзошел лучшие зарубежные образцы. Заметную роль Батицкий сыграл и в создании истребителя-перехватчика Су-27, а также многих других образцов вооружения.

Характерной чертой Батицкого была принципиальность в отстаивании своих взглядов. «Не человек, а глыба, - вспоминает бывший подчиненный Павла Федоровича генерал-лейтенант Владимир Токарев. - Когда надо, жесткий, очень требовательный, строгий, но справедливый».

В последние годы своего руководства ПВО Батицкий много спорил с тогдашним военным руководством государства в подходе к перспективам развития ПВО. Дело в том, что часть военных из Министерства обороны добивалась включения большой части Войск противовоздушной обороны в состав приграничных военных округов. Такие изменения неизбежно вели к существенным нарушениям отработанной системы управления войсками. Все это угрожало ослаблением ПВО страны. Поэтому Батицкий решительно выступил против таких тенденций. Однако его доводы не были приняты во внимание. В итоге летом 1978 года было принято и стало торопливо осуществляться решение о передаче значительной части Войск ПВО в состав ряда военных округов. Тогда Батицкий подал рапорт об освобождении его от должности главнокомандующего. Его назначили в Группу генеральных инспекторов.

Несмотря на честолюбие, маршал был скромен в обыденной жизни. Он жил с семьей в обычной трехкомнатной квартире, а для отдыха использовал небольшую служебную дачу. Подлинной страстью Батицкого были охота и рыбная ловля, где он по праву был известен не только как страстный любитель, но и как авторитетный знаток. Когда в напряженном рабочем распорядке ему удавалось выкроить немного свободного времени, он обязательно отправлялся в какое-либо охотничье хозяйство или на озеро. Очень любил работу в саду и цветнике на летней даче. Сам делал прививки на яблонях, грушах, вишнях, окапывал деревья, вместе с женой Ольгой Андреевной высаживал клубни, рассаду цветов, поэтому их дачный участок всегда утопал в зелени.

Умер этот мужественный человек, как и подобает трудоголику, на работе. Утром 17 февраля 1984 года Батицкий приехал в Кремль на заседание сессии Верховного Совета СССР. При входе в Большой Кремлевский дворец он неожиданно почувствовал себя плохо. Маршала доставили в Центральный военный госпиталь, где он и умер. Похоронен П.Ф. Батицкий на Новодевичьем кладбище.

Павла Федоровича по-прежнему помнят в Заре, в поселке, который и возник при его непосредственном участии. Здесь 17 августа 2002 года был открыт ему памятник. И это неслучайно. История закрытого поселка была неразрывно связана с судьбой маршала, при котором населенный пункт Заря фактически и появился на свет, вместе со строительством там действующих подземных оборонных коммуникаций и штаба ПВО. Бронзовый бюст этого Героя Советского Союза установлен недалеко от Музея Войск ПВО, что, согласитесь, очень символично. Скульптор изобразил Батицкого в маршальском кителе, на котором красуются его высшие награды. Местная гимназия № 2 совсем недавно получила имя Маршала Советского Союза П.Ф. Батицкого.

«АХТУНГ, АХТУНГ, КОЛДУН!»

Маршал Александр Иванович Колдунов - легендарная личность. Он - дважды Герой Советского Союза, один из самых результативных советских летчиков-истребителей времен Великой Отечественной войны. На его боевом счету 47 немецких самолетов, причем первый он сбил в небе Украины, а последний - в предместьях Вены. «Колдуном» и «хозяином неба» звали его боевые товарищи. Даже немецкие радионаводчики частенько предупреждали своих - «Ахтунг, ахтунг, Колдун!».

Уже тогда, в двадцать с небольшим лет, он был настоящим командиром-лидером. Бывало, специально выводил своих ведомых на немецкий самолет, командуя: «Давай, сбивай!» И им ничего не оставалось, как просто жать на гашетки. И после войны летчик-герой не потерялся. В течение девяти лет - с 1978 по 1987 год - он был главнокомандующим Войсками ПВО и многое сделал для развития поселка Заря.

Родился Александр Иванович Колдунов 20 сентября 1923 года в деревне Мощиново Монастырского района Смоленской области. С раннего детства мечтал быть летчиком, причем обязательно истребителем. Окончив среднюю школу, он поступил в Реутовский аэроклуб, который успешно окончил. Аэроклуб был прекрасной школой. Недаром из его стен вышло немало отличных летчиков, в частности, еще один знаменитый истребитель, Герой Советского Союза Василий Барсуков. Колдунов изо всех сил стремился попасть в военное авиационное училище, хотя был еще очень молод. Вполне естественно, что ему отказали. Тогда он пошел к военкому. Тот лишь руками развел: «Ничем не могу помочь». Но настойчивый парень не успокоился и написал письмо наркому обороны К.Е. Ворошилову, и тот разрешил Колдунову поступить в 1941 году в знаменитое Качинское военное авиационное училище.

После успешного окончания курса летной подготовки весной 1943 года младший лейтенант Колдунов был направлен инструктором в 3-ю запасную авиационную бригаду, которая располагалась в Саратове.

Но служба в тылу была не для Колдунова. Он решил во что бы то ни стало попасть на фронт. А как? Оказалось, очень просто. Сложив вещи, он сел в транспортный самолет Ли-2, летевший на фронт. Александр самовольно «пристроился» к летчикам 866-го истребительного авиаполка. Отлично понимая молодого пилота, командир дивизии Б.А. Смирнов, сам боевой истребитель, разрешил ему остаться в части, тем более что, несмотря на свою неопытность, Колдунов хорошо пилотировал самолет, отличался дисциплинированностью, точностью, аккуратностью и безграничной смелостью. Так Колдунов, практически по собственной инициативе, оказался на передовой. В мае 1943 года он был на фронте, а уже 21 июля одержал в своем третьем бою первую победу, сбив над рекой Северный Донец пикировщик Ю-87. Но и его самолет при этом получил 16 пробоин.

Помните, как в культовой книге об Алексее Маресьеве наш знаменитый летчик-герой опасался пилотов немецкой авиационной дивизии «Рихтгофен»? Так вот, Колдунову пришлось столкнуться с прославленными фашистскими асами с самых первых дней своего нахождения на передовой, в районе Харькова. Но он не стушевался, а, наоборот, сбил несколько вражеских самолетов. В одном из боев с двумя немецкими «охотниками» был ранен, но сумел посадить свой самолет. Выключив двигатель, он спланировал и аккуратно приземлил истребитель рядом с аэродромом. В полевом госпитале Александр пролежал всего три дня и снова вернулся в строй. Такой он был деятельной личностью.

Когда личный счет Колдунова вырос до пяти сбитых самолетов, его назначили командиром звена. А вскоре он стал заместителем командира эскадрильи. Однажды шестерка Яков, возглавляемая Колдуновым, прикрывала сухопутные войска на правом берегу Днепра. Неожиданно в небе появились истребители противника. На максимальной скорости Александр атаковал Bf-109 и первой же очередью сбил его. Но в это время два самолета противника зажали в клещи его ведомого. Тогда Колдунов боевым разворотом зашел в хвост ближайшему «мессеру» и тоже его сбил. После этого противник оставил поле боя. Но вскоре в небе появилась группа бомбардировщиков. Атаковав их, Александр поджег ведущего, а затем с товарищами разогнал остальных. За один боевой вылет Колдунов одержал сразу три победы и довел свой личный счет до десяти сбитых самолетов противника! Это было настоящим триумфом 20-летнего летчика. Осенью 1943 года он стал уже командиром эскадрильи, в двадцать-то лет!

За счет чего же он так быстро смог адаптироваться в боевых условиях? Только за счет своего трудолюбия. В свободное от полетов время он тренировался на земле, у стендов с макетами самолетов, отрабатывая ракурсы и дистанции стрельбы, начало открытия огня. Результат не заставил себя ждать. Наряду с Покрышкиным и Кожедубом Колдунов стал гордостью советской истребительной авиации. Достаточно сказать, что он был самым результативным пилотом, летавшим на Яках.

Вновь отличился молодой летчик, ставший к тому времени старшим лейтенантом, на Правобережной Украине, где советские войска развивали наступление в районе государственной границы.

Весной 1944 года он сопровождал транспортные Ли-2, которые должны были сбросить груз конно-механизированной группе генерал-лейтенанта Плиева, глубоко прорвавшейся в тыл противника.

Над линией фронта группа советских самолетов встретилась с 18-ю пикировщиками Ю-87. Они летели бомбить наши войска. Умело маневрируя, ведя огонь короткими очередями, четыре Яка просто разгромили противника. Они сбили пять «юнкерсов», два из которых были на счету Колдунова. Но и его самолет в том бою получил повреждение - было разбито правое крыло. Позже выяснилось, что Александр Колдунов попросту подставился под очереди немецких самолетов, прикрыв собой тяжелые транспортные самолеты, которые он сопровождал. А инженеры и техники потом удивлялись: как можно было драться на таком покалеченном самолете? Боевые товарищи стали называть его «хозяином неба» или «Колдуном». А немецкие радионаводчики тоже частенько предупреждали своих позывными: «Ахтунг, ахтунг, Колдун!» Колдунов создавал в воздухе такие ловушки, из которых противник уже не мог выбраться.

Но не только немцы уважали 20-летнего «хозяина». В мае 1944 года его полк посетил бывший министр авиации Франции Пьер Кот. Именно Колдунову поручили удивить высокого гостя. Тот и удивил. В своих послевоенных воспоминаниях командир дивизии Борис Смирнов писал: «Перед гостем предстал худощавый высокий пилот в солдатской шинели. В то время у нас не хватало летного обмундирования, и Колдунов, прямо скажем, не смотрелся. Рукава шинели чуть ли не по локоть, кирзовые сапоги - с короткими голенищами...».

Колдунов взлетел и через несколько минут появился над командным пунктом. На высоте 20 метров на большой скорости он перевернул самолет «на спину», пролетел над всем аэродромом вниз головой и затем на минимально допустимой высоте исполнил динамичный каскад фигур высшего пилотажа. Бывший министр был в восторге: «Вот это солдат! Вот это летчик!» Француз был потрясен и даже подарил Александру золотые часы.

К тому времени Колдунов был уже капитаном, командиром эскадрильи 866-го истребительного авиаполка, который входил в состав 288-й истребительной авиадивизии 3-го Украинского фронта. Всего за год своей боевой практики он совершил 223 боевых вылета, провел 45 воздушных боев, уничтожил лично 15 самолетов противника. Наградой за это стало присвоение ему 2 августа 1944 года звания Героя Советского Союза.

Не всем летчикам выпадала честь летать на «именных» самолетах. А Колдунову повезло. В начале августа 1944 года над селом Граденицы в Одесской области его шестерка уничтожила два вражеских самолета. Увидев этот показательный бой своими глазами, местный колхозник Герасим Богаченко пожелал купить на свои деньги новейший самолет-истребитель и вручить его командиру той отважной группы. Осенью 1944 года Колдунову торжественно вручили «именной» Як-3. На этой машине он участвовал в боях за освобождение Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Австрии. Летчик подружился с колхозником Богаченко и даже состоял с ним в переписке. В своем первом письме он писал: «Докладываю, дорогой Герасим Алексеевич, сегодня сбит пятый стервятник на вашем самолете. Обещаю число звезд на нем увеличить. Машина отличная». После войны тот самый Як-3 по просьбе правительства Румынии был передан этой стране и установлен в одном из домов пионеров Бухареста.

В конце 1944 года в районе Будапешта была блокирована группировка противника. Большое беспокойство нашим войскам доставляли немецкие «охотники», летавшие на «мессерах», размалеванных драконами и тузами (прямо как в фильме «В бой идут одни старики»). Для борьбы с ними организовали специальную шестерку истребителей, которую возглавил Колдунов. Наши асы сразу же принялись за дело. Лишь за семь дней боев наши пилоты уничтожили 22 самолета противника, а всего за три месяца боев под Будапештом отважная шестерка сбила 35 самолетов. Из них 15 уничтожил командир группы Александр Колдунов.

К тому времени молодой советский летчик стал настоящим асом. Ему были не страшны никакие «охотники» и «рихтгофены». Показательный случай произошел в конце декабря 1944 года. Александр получил срочное задание доставить пакет из штаба армии командиру одной из авиачастей. Подлетая на своем Яке к аэродрому назначения, он вдруг заметил, что два Bf-109 штурмуют наши самолеты. Колдунов с ходу атаковал противника и сбил ведущего. Ведомый пытался сбежать и уйти за облака. Но советский капитан настиг его и расстрелял в упор, после чего благополучно посадил свою машину и вручил пакет командиру части.

Свой последний бой Колдунов провел вблизи города Санкт-Пальтена в Австрии с пятеркой «фоккеров», груженных бомбами. Александр тогда стремительно атаковал ведущего. Тот, не успев сбросить бомбы, взорвался в воздухе. Александр тут же зашел в хвост второму Fw-190 и сбил его.

Всего за два года своей боевой практики майор Колдунов совершил 412 боевых вылетов, провел 96 воздушных боев, в которых уничтожил лично 46 самолетов противника. Это восьмой результат среди советских летчиков-истребителей в годы Великой Отечественной войны. 23 февраля 1948 года Колдунов второй раз получил звание Героя Советского Союза.

После войны Александр Иванович продолжил службу в истребительной авиации. Летал до 42 лет, успев освоить МиГ-21. В 1952 году он окончил Военно-воздушную академию, а в 1960 году - Военную академию Генштаба. Командовал авиаполком, дивизией. С 1960 года был заместителем, а затем - командующим ВВС Бакинского ВО. С ноября 1970 года командовал войсками ПВО Московского военного округа. С 1975 года - первый заместитель, а в 1978-1987 годах - главнокомандующий войсками ПВО, заместитель министра обороны СССР. В 1984 году ему было присвоено звание маршала авиации. Тогда же Колдунову вручили Ленинскую премию.

28 мая 1987 года, в День пограничника, в Москве, на Васильевском спуске, прямо у стен Кремля приземлился легкомоторный самолет с опознавательными знаками ФРГ. За штурвалом самолета-нарушителя находился 19-летний пилот-любитель Матиас Руст. Шла перестройка, и руководство страны не решилось отдать приказ сбить нарушителя. Однако постоянно подзуживаемый своим ближайшим окружением Горбачев искал повод для расправы над оппозиционным руководством Вооруженных Сил СССР. Нужно было найти виновного. Им и «выбрали» маршала Колдунова.

То, что не смогли сделать асы люфтваффе, доделал Матиас Руст. В результате проведенной операции руководство Советской армии было фактически обезглавлено. Через два дня после посадки Руста со своих постов были сняты министр обороны СССР маршал Советского Союза; Соколов и командующий Войсками ПВО Маршал авиации Колдунов. Служащие ПВО - подполковник Карпец и майор Черных, непосредственно отвечавшие за сектор, через который проник нарушитель, - были преданы суду и приговорены к четырем и пяти годам лишения свободы соответственно. 298 офицеров ПВО были отстранены от занимаемых должностей.

Умер маршал после тяжелой болезни 7 июня 1992 года.

За годы войны и дальнейшей службы Колдунов был награжден тремя орденами Ленина, шестью орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени, медалями, иностранными орденами. Его бронзовый бюст установлен на родине. Его именем названы улицы и школы во многих городах и поселках нашей необъятной страны.

КОМБАТ ИЗ ЛЕГЕНДЫ

Что бы ни говорилось о Великой Отечественной, но эту войну выиграли не танки и самолеты, пушки и минометы, а люди - простые рядовые, молодые офицеры, прошедшие через пекло боев генералы. Именно их мужество и любовь к Родине позволили пересилить страх перед врагом, завоевавшим почти всю Европу и имевшим подавляющее техническое превосходство. Только за счет личной отваги русские смогли одолеть немцев. Природная германская дисциплина ничего не смогла поделать с российской смекалкой.

Безусловно, всеми присущими нашему народу превосходными качествами обладал и генерал армии Иван Моисеевич Третьяк. В 18 лет он стал лейтенантом, в 19 командовал батальоном, а в 21 год - стрелковым полком. Даже для Отечественной войны это выдающиеся заслуги. Да и награды будущего главкома ПВО говорят о его мужестве и героизме. Родина наградила его Золотой Звездой Героя Советского Союза, орденами Кутузова и Александра Невского, вручаемыми лучшим командирам. Такие мальчишки, как он, ставшие на войне мужчинами, и сломали хребет Гитлеру.

Родился Иван Моисеевич Третьяк 20 февраля 1923 года на Полтавщине в деревне Малая Поповка. Его отец Моисей Ильич, был потомственным крестьянином.

Быть и ему колхозником, да вмешалась война. Окончив семилетку, Третьяк поступает в Полтавский сельскохозяйственный техникум. Но в 1939 году разыгрались известные события на реке Халхин-Гол, когда советским войскам удалось в локальной войне окружить и уничтожить крупную группировку японской армии. Третьяк не мог в эти тяжелые для страны времена сидеть за партой. Он пишет письмо народному комиссару обороны СССР К.Е. Ворошилову с просьбой направить его, несмотря на непризывной возраст, в военное училище. Эта просьба была удовлетворена. В ноябре 1939 года Иван едет в Астрахань и, сдав вступительные экзамены в стрелково-пулеметное училище, становится курсантом.

Выпуск состоялся в первый год Великой Отечественной войны. Он получает звание лейтенанта и в составе 19-й стрелковой бригады, сформированной в основном из курсантов военных училищ, отправляется на Западный фронт. Вначале командует ротой, а затем назначается заместителем командира батальона. Вот именно тогда он из мальчишки и стал отцом-командиром, авторитетом не только для своих сверстников, но и бывалых бойцов. Недаром свою первую боевую награду - орден Красной Звезды он получил за взятие «языка». Риск, но продуманный, был его визитной карточкой.

«Опыт - сын ошибок трудных», - писал поэт-классик. Через ошибки Советская армия шла к победе. Вот и Третьяку пришлось учиться вместе со всеми - вначале на поражениях. Он вместе со страной выстоял, выжил и дал себе зарок дойти до Берлина.

Впрочем, до логова коварного врага было еще далеко. После первого пулевого ранения в январе 1942 года, выписавшись из госпиталя, И.М. Третьяк получает назначение в 5-ю армию генерала Л.А. Говорова. В июле года он становится командиром стрелкового батальона. А в августе года, уже в звании майора, Третьяк назначается командиром 87-го гвардейского имени М.В. Фрунзе стрелкового полка, созданного еще в годы Гражданской войны. И это - в 21 год! Полком он будет командовать до конца войны.

«То, что я в 21 год уже командовал полком, - вспоминает И.М. Третьяк, - было обусловлено тяжелейшей обстановкой. У нас ведь тогда почти все комбаты были безусыми. Война «назначала» нас на высокие должности, потому что некому было их исполнять - кто погиб, кто ушел на повышение...».

Бои на западном направлении были очень упорными. Враг не хотел отступать от Москвы и создал мощную оборону, прорвать которую было ой как не просто. Дивизия Третьяка вела наступательные бои в полосе Минск-Орша. Здесь наш герой и получил второе осколочное ранение. Долго лечился в армейском госпитале, а затем вернулся в родное соединение, тогда вошедшее уже в состав 10-й гвардейской армии 2-го Прибалтийского фронта.

Особо отличился его батальон при форсировании реки Великой и при освобождении города Опочка, что в Псковской области. В июле 1944 года 93-й гвардейский стрелковый полк, в котором и служил комбатом тогда уже майор Иван Третьяк, был введен в прорыв для преследования отступающего противника.

Завязался отчаянный бой. Его батальон уничтожил до 200 гитлеровских солдат и офицеров, шесть орудий, 12 станковых пулеметов.

После этого Третьяк выводит своих бойцов к деревне Шечино, где также начинается кровопролитное сражение.

Разгромив противника и захватив при этом 50 пленных, четыре пушки, батальон Третьяка двигается дальше и освобождает деревню Духновож. При этом был разгромлен штаб 42-го пехотного полка 19-й латышской дивизии СС и захвачено знамя. На этом славный путь подразделения Третьяка не закончился. Командир дивизии генерал-майор А.Т. Стученко поставил новую боевую задачу: на машинах, оторвавшись от наступающих полков дивизии, прорваться к реке Великой и во взаимодействии с танкистами овладеть окраиной городка Опочка. Ночью бойцы майора Третьяка успешно справились с заданием. Батальон обходным маневром зашел в тыл противника и неожиданно его атаковал. 15 июля 1944 года Опочка была освобождена. Именно за этот бой Иван Третьяк и командир пулеметного отделения старший сержант Дятлов были удостоены звания Героя Советского Союза, присвоенного им 24 марта 1945 года. Уже после войны жители города Опочка изберут И.М. Третьяка своим почетным гражданином.

В начале ноября 1944 года Третьяк получил третье тяжелое пулевое ранение и был направлен на лечение в Москву. А затем вновь вернулся в родной полк, участвовал в разгроме курляндской группировки противника.

«Любили мы Ваню Третьяка за безумную храбрость, за то, что он шел на любое задание, каким бы оно ни было трудным. Казалось, скажи ему: «Приволоки Гитлера» - он, наверное, ответил бы: «Слушаюсь!» - и пошел бы добывать», - так вспоминал о нашем герое командир его родной дивизии генерал-майор А.И. Стученко. «Он был известен на всем нашем 2-м Прибалтийском фронте, а может, и за его пределами! - добавляет генерал армии Михаил Ильич Казаков. - Инициативный, отважный, умный офицер, который творчески решал исключительно сложные задачи, добивался блестящих побед».

Война закончилась. Но Третьяк уже не помышлял о карьере агронома или зоотехника. Он понял свое предназначение в жизни. В 1946 году Иван Третьяк поступил в Военную академию им. М.В. Фрунзе. После ее окончания подполковник Третьяк назначается заместителем начальника отдела боевой подготовки 11-й гвардейской армии. Затем командует 75-м гвардейским мотострелковым полком 26-й гвардейской мотострелковой дивизии. В 1956 году полковник И.М. Третьяк принимает командование этой дивизией и вскоре получает звание генерал-майора. После окончания Военной академии Генерального штаба Иван Моисеевич становится начальником штаба 18-й армии. А еще через полгода его направляют начальником штаба 3-й общевойсковой армии в Группу советских войск в Германии.

В 1964 году И.М. Третьяк принимает командование 4-й армией Закавказского военного округа, и вскоре ему присваивают звание генерал-лейтенанта. В 1967 году Иван Моисеевич становится командующим войсками Белорусского военного округа, а в 1976 году - войсками Дальневосточного военного округа. В течение двух лет он являлся главкомом войск Дальнего Востока. Очень много сделал для того, чтобы жители этого дальнего форпоста нашей страны жили не хуже, чем в европейской части. Хабаровчане до сих пор благодарны ему за оказанную помощь в строительстве спортивных сооружений на прибрежном стадионе им. В.И. Ленина. Вот почему И.М. Третьяк - почетный гражданин города Хабаровска.

В 1982 году Третьяку присваивается звание Героя Социалистического Труда - опять же за выдающиеся заслуги перед Отечеством, уже в мирное время. С 1986 года И.М. Третьяк - главный инспектор, заместитель министра обороны СССР. А в 1987 году, после известных событий на Красной площади, где приземлился самолет немца Руста, он становится главкомом Войск противовоздушной обороны - заместителем министра обороны СССР. Всего четыре года он пробыл на этом посту, но сумел оставить о себе добрую память. Именно под его руководством был разработан проект Руководства по организации несения боевого дежурства по противовоздушной обороне, а в 1988 году он принимал участие в работе над проектом постановления ЦК КПСС «О мерах по укреплению системы ПВО СССР». При нем большое внимание уделялось благоустройству военных городков, особенно поселка Заря.

В ноябре 1991 года, прослужив в армии 52 года, Иван Моисеевич вышел в отставку. Третьяк награжден четырьмя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Кутузова III степени, Александра Невского, Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», тремя иностранными орденами, многими отечественными и иностранными медалями.

Подготовил А. Галанин
Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?