Библиотека

ПОСТАВЛЕННУЮ ЗАДАЧУ Я ВЫПОЛНИЛ

Виктор ПАРАМОНОВ

Ветерану Великой Отечественной войны генерал-лейтенанту авиации в отставке Виктору Ивановичу Парамонову уже 87 лет. Он воевал на Балтике, защищал Ленинград, совершил 462 боевых вылета, был награжден 12 боевыми орденами и многими медалями. Члены редколлегии книги «На страже северного неба» А.П. Грановский и Б.В. Ващенко встретились с бывшим командиром корпуса ПВО 10-й армии ПВО и попросили Виктора Ивановича рассказать о своей службе на Севере.

– Как вы восприняли предложение о назначении вас командиром корпуса ПВО? Ведь корпус в это время переживал не лучшие времена.

– Я человек военный, привык выполнять приказы, я давал присягу на верность воинскому долгу. У меня был уже большой опыт службы, в ходе войны я командовал эскадрильей на Балтике, а после войны – авиационным полком и дивизией на Дальнем Востоке. Служба в войсках ПВО также не была новой, до назначения на Север я был заместителем командира корпуса ПВО в Тбилиси. Я знал, что дела в корпусе инспекцией оценены неудовлетворительно и что командир корпуса и ряд других руководителей отстранены от занимаемых должностей. Руководством Войск ПВО страны мне была поставлена задача исправить положение дел. Северное направление – важнейший участок противовоздушной обороны страны и соответственно состояние войск на этом участке должно быть адекватным.

– Чего вам удалось достичь за годы руководства корпусом?

– Я командовал корпусом восемь лет, с 1961 по 1969 год. Работа была не из легких не только для меня, но и для моих подчиненных. Но поставленные задачи мы выполнили, уже в 1965 году на инспекторской проверке все части корпуса получили хорошие оценки, и в приказе Министра обороны СССР за 1965 год наш корпус был отмечен как лучший в Вооруженных Силах. Я был награжден орденом Ленина. Мне также было присвоено воинское звание «генерал-лейтенант». И в последующем с поставленными задачами части корпуса справились успешно, так как был достигнут перелом в сознании людей и в методах выполнения ими задач.

– Какие задачи были самыми сложными и трудными?

– Сложно было добиться высокой организованности и надлежащей ответственности руководителей всех рангов в работе. Я не допускал ни каких отклонений от требований уставов и существующих нормативов, спрашивал с должностных лиц не вообще, а конкретно. Прежде всего, я собрал руководящий состав корпуса и высказал свои требования к организации работы и службы, напомнив о том, что в снятии с должности командира корпуса есть и соответствующая доля вины каждого. Поэтому давайте работать так, чтобы никто из Вас не повторил судьбу командира. Давайте будем работать по очень жестким, но справедливым правилам и заставим каждое звено и каждого военнослужащего строго выполнять свои обязанности. Спрашивать буду строго, но справедливо.

Также было необходимо установить деловые отношения с руководством Северного флота. У меня в процессе работы сложилось глубокое взаимопонимание со всеми руководителями Северного флота. Я искренне благодарен им за поддержку и помощь. Вскоре они также отмечали, что пришел свой, понимающий их задачи человек. Своим считали потому, что ранее моя служба была связана с ВВС флота. Степень взаимопонимания была двусторонней, командование флота оказывало нам всяческую помощь в обеспечении наших подразделений. А это позволяло более успешно решать такую сложную задачу, как обеспечение жизнедеятельности войск.

Ведь корпус ПВО – это сотня отдельных гарнизонов: от больших, где базировалось по несколько частей, до отдельных радиолокационных рот, расположенных в самых дальних и труднодоступных уголках Кольского полуострова. Мы же обеспечивали боевые задачи по прикрытию флота. Флотские начальники всегда удовлетворяли наши заявки и осуществляли полеты морской авиации для обеспечения тренировок боевых расчетов всех уровней при отработке задач боевой подготовки по противовоздушной обороне.

– Что вам служило опорой и поддержкой в вашей работе?

– Прежде всего опорой в работе были мои заместители: начальник штаба Ю.Л. Дембицкий, начальник политотдела И.В. Маркелов, начальник авиации Герой Советского Союза И.В. Федоров. Начальник штаба умело организовывал контроль за исполнением требований уставов, приказов и распоряжений. Начальник авиации обеспечивал высокую подготовку летного состава и меры по безопасности полетов. Важное значение имела умелая организация воспитательной работы. На этих людей можно было положиться.

Надежными помощниками в работе были также начальники зенитных ракетных войск и радиотехнических войск М.А. Титов и А.В. Линник. Важными в работе были и другие факторы. Личное общение с командирами и начальниками всех рангов, знание их командирских качеств и потенциальных возможностей. Для этого тщательно проводился отбор при выдвижении офицеров на вышестоящие должности, с каждым считал необходимым заниматься лично. В итоге прекрасно себя зарекомендовали в работе такие товарищи, как командир зенитной ракетной бригады Белов и командир авиационного полка Горничев.

Была установлена строгая система по времени и содержанию отчетов и докладов о выполнении задач и состоянии дел, а также контроля за их достоверностью. Меня нельзя было обмануть. Перед тем как что-то спросить у любого командира или начальника, я досконально сам изучал вопрос. Очень важен личный пример во всем. На службе находился постоянно с 8.00 до 20.00 и всегда готов был принять и выслушать любого человека и при необходимости помочь ему в решении проблем. И люди ко мне шли со своими проблемами. Я никогда не опаздывал ни на какие мероприятия. Помогали в решении наших сложных задач также сложившиеся хорошие отношения с командующими армией генералами Н.Т. Петрухиным, Ф.М. Бондаренко.

– Мне довелось с вами общаться в далеком 1965 году. На КП полка, в котором я был начальником штаба, проводилось показное занятие для руководящего состава армии. Тогда меня поразила ваша любознательность. Вы проявляли интерес ко всему, интересовались тактической и технической стороной, произведенных доработок на АСУ «Воздух-1П». Обязательно ли военачальнику вашего ранга было знать в таких деталях технические и тактические вопросы?

– Я старался учиться всю жизнь. Считаю, что командир корпуса должен довольно глубоко знать вооружение и технику, их боевое применение. Иначе ему трудно будет контролировать уровень подготовки подчиненных, принимать правильные решения и обеспечивать выполнение поставленных задач, особенно в боевой обстановке. Это, прежде всего, касается таких высокотехнологичных войск, как войска ПВО. На технику ПВО я обращал особое внимание, так как по происхождению я был авиатором.

– Встречаясь с вами на различных мероприятиях в период службы в 10-й ОА ПВО, я восхищался вашей выправкой, вы всегда были стройны, подтянуты и аккуратны во всем. Но еще помню, что вид у вас всегда был сосредоточенный, строгий, даже суровый... Дело прошлое, но скажите откровенно – подчиненные вас боялись?

– Я рано лишился отца, в 16 лет пошел работать и находился вдали от родного крова. У меня не было времени на пустые вопросы, Я шел по жизни сам. Я был строг, прежде всего, к себе, строг к подчиненным, но меня всегда признавали справедливым, и я считал это обязательным в отношениях с подчиненными.

Незаслуженная обида опасна. Я не допускал вольностей, грубости или несправедливости и со стороны других начальников. Я никогда не повышал голос, не сквернословил. Никогда не давил инициативу командиров, всегда поддерживал разумные предложения. Но строгость к подчиненным необходима, так как попустительство часто приводит к беде. При этом если у человека что-то не получилось – это одна беда, ему необходимо помочь, но если человек лукавит, хитрит, допускает вольности, то это совсем другое дело. Этого нельзя прощать.

Один командир авиационного полка в Килп-Явре ушел в отпуск, но, находясь на КП корпуса, я услышал его позывной – он решил полетать. Я посчитал невозможным держать его в должности командира полка. На должность командира полка был представлен Владимир Степанович Федоров и в нем мы не ошиблись, он вывел полк в отличные.

Командир радиотехнической бригады полковник Ермилов всегда был готов докладывать только об успехах. Пришлось проверять достоверность докладов. Как-то полетели мы на вертолете в отдаленную радиолокационную роту. Оказалось, что в роте для личного состава и семей военнослужащих пекут такой хлеб, из которого перед употреблением вынуждены были сушить сухари. Я потребовал от Ермилова в срочном порядке обеспечить подготовку пекарей, а также позаботиться, чтобы во всех без исключения подразделениях были коровы и молоко, хотя бы для детей. После этого я оставил Ермилова в подразделении, чтобы он более глубоко вник в условия жизни своих подчиненных.

Некоторые большие начальники, авиаторы по происхождению, находясь в частях корпуса, иногда пытались допустить определенные вольности в использовании авиации, мол, полетим туда, полетим сюда. Но я им говорил, что без разрешения командира корпуса ни один самолет или вертолет в воздух не поднимется. Подобным образом пресекалась и грубость некоторых начальников. И ничего, понимали. Всячески старался отучить от грубостей и сквернословия своих подчиненных, особенно из числа руководящего состава.

– Какие события той поры вам больше всего запомнились?

– Впечатляющих событий было много... Так, в 1967 году на Кольскую землю прибыли Леонид Ильич Брежнев и с ним, практически, все высшее руководство Вооруженных Сил. После разбора учений я на КП корпуса в течение часа без всяких шпаргалок докладывал Министру обороны о положении дел в корпусе и его боевых возможностях.

Адмирал Горшков задал мне вопрос, насколько противовоздушную оборону удовлетворяют корабли радиолокационного дозора Северного флота. Я ответил, что их возможности ограничены, они работают в режиме дальномеров, высоты воздушных целей не определяют. Адмирал Горшков тут же обратился к маршалу Гречко с предложением о необходимости постройки новых кораблей радиолокационного дозора с новыми возможностями. В целом и совместные с Северным флотом учения, и доклады министру обороны прошли для нас успешно.

Погода нас никогда не баловала, сложные условия для полетов авиации практически были нормой. Еще сложнее было, когда в пределах одного вылета погода резко менялась, вылетал летчик в одних условиях, а садиться приходилось в других. Однажды на КП корпуса присутствовал известный всей стране авиационный ас генерал А.И. Покрышкин. Идут контрольные цели. Мы с начальником авиации корпуса полковником B.C. Федоровым принимаем решение поднять на перехват целей большую группу истребителей.

Покрышкин усомнился в правильности решения и спросил, сумеем мы их посадить в таких сложных погодных условиях. В итоге летчики задачи по перехвату контрольных целей выполнили, а мы сумели обеспечить их посадку. Было приятно за результаты, радовал уровень подготовки наших летчиков. Но весь груз напряжения мы прочувствовали сполна.

– Что бы Вы хотели добавить к уже сказанному?

– Я бы хотел поблагодарить Совет ветеранской организации 10-й отдельной армии ПВО за внимание и моральную поддержку ветеранов. Но меня огорчает то, что в нашей стране, стране фактически обеспечившей победу над гитлеризмом, многие молодые люди мало знают об Отечественной войне, практически не знают даже фамилий наших выдающихся полководцев, в том числе командующих фронтами.

В конце 1944 – начале 1945 гг. я был командиром эскадрильи, которая вела воздушную разведку, кстати, очень рисковое мероприятие, в юго-восточных границах Балтийского моря и в районе Кенигсберга. Воздушная разведка велась, в том числе и в интересах войск фронта, которым командовал легендарный генерал, дважды Герой Советского Союза И.Д. Черняховский. О нем в войсках мы слышали в это время много хороших, добрых слов. Мемуаров он написать не успел, погиб в победном 45-м, а вспомнить его добрым словом в средствах массовой информации теперь некому.

– Что бы вы хотели пожелать теперешним командирам частей ПВО Российской Армии?

– Досконально знать войска и их возможности, быть строгим в выполнении приказов, но справедливым, чтобы незаслуженно не обидеть ни одного человека, во всем показывать личный пример. Никогда не опаздывать на любые мероприятия. Чтобы подчиненные уважали, необходимо проявлять о них постоянную заботу.

Мы поблагодарили Виктора Ивановича за приятную беседу, от души пожелали ему доброго здоровья, счастья, благополучия и чтобы он еще долго радовал наших ветеранов и более молодое поколение своим мудрым общением и богатой памятью об исторических событиях.

Мы показали Виктору Ивановичу книгу о Ленинградском военном округе, где указывается (стр. 517), что Министр обороны Маршал Советского Союза Р.Я. Малинновский, выступая 25 декабря 1965 года на партийной конференции округа, сказал, что наиболее ощутимых результатов в боевой готовности достиг воинский коллектив, возглавляемый В.И. Парамоновым. А это хорошее подтверждение всему тому, о чем здесь говорилось.

По материалам книги
"НА СТРАЖЕ СЕВЕРНОГО НЕБА"
Москва
2005 г.
Комментарии
Сейчас такое время, что не всегда можно решить конфликт комфортно и выгодно Во многих случаях потребуется пользоваться консультацией адвокатов, которые разбираются в юридической отрасли Эти фирмы разбираются в разнообразных нюансах и окажут вам неотложную юридическую помощь Находится компания в Санкт-Петербурге и участвует в правовом сопровождении Выбрать более чёткую информацию об услугах фирмы jurist-piter ru/uslugi-dlya-grazhdan/nasledstvennyie-sporyi html наследственные споры Санкт-Петербург реально здесь Сегодня достаточно представителей фирм состоят в адвокатской помощи на самом высоком уровне К сожалению, правовая система в РФ находится не на лучшем уровне В связи с этим возникает достаточно моментов, которые приходится ликвидировать в судебном процессе Любые граждане РФ и европейцы могут обращаться в юридическую организацию Сотрудники понимают, что организовать первые шаги разным людям невероятно трудно В этой связи сотрудники идут навстречу и содействуют во многих вопросах Компания оказывает содействие юрист консультанта в любое предпочтительное для вас время Вы имеете возможность выбрать услуги юриста и разгрестись со разными тонкостями множества законов Правовые менеджеры в Санкт-Петербурге на сегодняшний день стали необходимыми во многих вопросах С помощью jurist-piter ru вы можете решить юридические вопросы в взыскании задолженности, с приобретением машины или приобретением недвижимости
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?