Библиотека

ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА КРУПНЫХ ГОРОДОВ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

Проблемы противовоздушной обороны появились вслед за рождением и развитием военной авиации и постоянным повышением ее роли в достижении целей военных действий. За время ведения первой мировой войны и в послевоенный период произошли коренные изменения во взглядах на роль и задачи авиации в вооруженной борьбе. С самого начала второй мировой войны авиация решала уже не только тактические, но и оперативные задачи, а к середине войны уже и стратегические. Стратегическое значение, в частности, приобрело подавление морального духа населения противника.

Английская военная доктрина перед началом второй мировой войны видела назначение военно-воздушных сил в оказании экономического и морального воздействия на противника путем бомбардировок его тыловых объектов и в прикрытии своей страны от ударов с воздуха. В Германии создание мощного воздушного флота, превосходящего по численности и боевым качествам воздушный флот противника, военно-политическое руководство считало одним из основных условий ведения войны.

Однако, анализ состояния противовоздушной обороны войск и объектов основных воюющих государств, а также значительное увеличение сил и средств ПВО в ходе войны говорит о том, что в вопросах решения задач противовоздушной обороны были допущены серьезные просчеты. Так, например, на вооружении зенитных артиллерийских дивизий ПВО Англии в июле 1940 г. имелось всего около 1200 орудий среднего и крупного калибров, до 550 орудий малого калибра и 3930 зенитных прожектора.

Зенитная артиллерия среднего и крупного калибров прикрывала в основном наиболее важные центры страны, а мелкокалиберная артиллерия осуществляла противовоздушную оборону отдельных объектов. В системе ПВО Лондона имелось всего около 330 орудий среднего и крупного калибра и до 125 орудия малого калибра. Зенитное прикрытие других крупных центров осуществлялась еще более слабыми силами: например, Ливерпуль оборонялся 52 орудиями зенитной артиллерии среднего калибра и 12 орудиями малого калибра; важнейший порт Плимут прикрывался 18 орудий зенитной артиллерии среднего калибра и 4 орудия малого калибра.

Налеты немецкой авиации в 1940 г. вынудили английское командование организовывать усиление обороны Лондона. Тогда за счет ослабления ПВО других объектов было дополнительно переброшено 150 орудий среднего калибра. В связи с нехваткой сил и средств ПВО был увеличен выпуск зенитных орудий и произведены новые формирования. К концу 1941 г. в ПВО Англии уже имелось более 1900 орудий среднего и крупного калибра, до 200 орудий малого калибра и около 6600 зенитных прожекторов. Около трети этого вооружения применялось в системе ПВО Лондона. Группировка средств ПВО Лондона в 1940-1941 гг. показана на рис.1

Зона огня зенитной артиллерии была организована непосредственно вокруг Лондона и вдоль устья р. Темза. В направлении на восток она достигала глубины до 85 км от центра Лондона, а на остальных направлениях составляла 35-40 км. На побережье в районе Дувр–Маргет была создана передовая зона зенитного огня.

Истребительная авиация применялась на дальних подступах к Лондону – вне зоны действия зенитной артиллерии. Сразу за зоной огня зенитной артиллерии была расположена зона ночного боя истребительной авиации, которая именовалась “зоной истребления”. Она имела глубину 35-40 км. В этой зоне зенитные прожекторы были расположены на удалении до 5 км друг от друга.

Истребительная авиация патрулировала вдоль внешней границы своей зоны с задачей перехвата освещенных самолетов противника и уничтожения их до зон огня зенитной артиллерии. Днем на перехват воздушного противника, как правило, вылетали истребители “Спитфайр”, которые должны были связать воздушными боями немецкие истребители. Далее вводились в бой истребители “Харрикейн” с задачей атаковать бомбардировщиков противника, идущих в сторону Лондона. Эскадрильи истребителей с аэродромов к северу и югу от Лондона перехватывали бомбардировщики на флангах противника и при возвращении их на свои аэродромы. Авиация атаковывала воздушного противника мелкими группами в 2-3 самолета. Эти группы действовали рассредоточено, считалось, что это повысит вероятность встречи с бомбардировщиками противника.

Однако такая тактика приводила к ослаблению мощности удара и к большим потерям. Попытки ввести в более крупные группы (до 20 перехватчиков) не имели успеха по причине слабого поля наведения и неподготовленности летного и командного состава. По английским данным, в период с июля по октябрь 1940 г. истребительная авиация потеряла 1200 самолетов. Ночью эффективность истребителей была низкой. Зенитные прожекторы освещали цели сравнительно редко и не обеспечивали достаточной устойчивости освещения.

Как в зоне огня зенитной артиллерии, так и в зоне истребительной авиации располагались прожекторные части. В зоне огня зенитной артиллерии прожекторы образовали несколько линий. На дальних подступах интервалы между прожекторами составляли 5,5-6 км, а во внутренних линиях – 3-3,5 км.

За зоной ночного боя истребительной авиации располагалась “указательная зона”, где прожекторы, расположенные на интервалах 9-10 км друг от друга, имели задачу обнаружить воздушного противника, освещать самолеты и “передавать” их прожекторам “зоны истребления”.

Аэростаты заграждения на обороне Лондона применялись на наиболее важном - восточном направлении Их установка планировалась вне зоны огня зенитной артиллерии на высоте не более 2000 метров, поэтому существенного вклада в противовоздушную оборону города не внесли.

В дальнейшем, с учетом результатов налетов немецкой авиации и увеличением их интенсивности противовоздушная оборона Лондона постоянно совершенствовалась, но принципиальных изменений не претерпела. И только в связи с применением Германией ракет “ФАУ-1” и “ФАУ-2” английское руководство было вынуждено спешно перестроить систему ПВО Лондона. Она претерпела как качественные, так и количественные изменения и летом 1944 г. имела вид, показанный на рис. 2

К тому времени были значительно усилены группировки истребительной авиации и зенитной артиллерии, привлекаемые к обороне Лондона. Так, к концу войны численность орудий разных калибров была доведена до 200. Увеличилось и количество истребителей. На вооружение поступили радиолокационные станции. Войска получили боевой опыт, возросло мастерство командного состава.

Силы и средства ПВО были построены в несколько эшелонов. Две зоны патрулирования истребителей были вынесены вперед, над проливом Ла-Манш для ведения боевых действий на дальних подступах к городу. Истребители, действующие в этих зонах, имели задачу сковать в воздушных боях истребители сопровождения противника или уничтожение крылатых ракет (при их применении). В этих зонах патрулировало по 4–8 самолетов днем, и по 3–4 ночью в каждой.

На побережье, на рубеже Дувр–Брайтон была создана передовая зона зенитной артиллерии, она насчитывала 800–850 орудий различного калибра. Граница зоны огня проходила над проливом в 10–15 км от берега. Далее была спланирована третья зона действий истребительной авиации, в которой вводились в сражение ее основные силы. В ней патрулировало по 8–10 самолетов типа “Тэмпест“ и “Спитфайр“, а также вводились в бой дневные и ночные истребители “Москито“. На ближних подступах к городу были созданы зоны аэростатов заграждения и зенитной артиллерии непосредственной защиты города от ударов воздушного противника. Зона аэростатов заграждения была создана в 20–25 км от города. В ней имелось до 2000 аэростатов, располагающихся на интервалах в 1 км. Ночью они давали вертикальный луч, обозначая для истребителей опасную зону.

Специально была создана зона сторожевых кораблей, в которой находилось 15 кораблей с РЛС, несущих круглосуточное боевое дежурство.

Таким образом, была создана эшелонированная система противовоздушной обороны столицы, к началу 1945 г. эффективность этой системы по самолетам- снарядам достигла 73%.

Противовоздушную оборону Лондона того времени можно считать прототипом противоракетной обороны крупного объекта, а некоторые принципы ее организации вполне можно использовать при разработке теории противоракетной обороны на ТВД.

Значительные просчеты были допущены и при организации противовоздушной обороны крупных городов Германии. Военно-политическое руководство страны было введено в заблуждение хвастливым заверением Г. Геринга о том, что ни один самолет противника не долетит до границ Германии. Удивительным является тот факт, что германское командование, прекрасно представляя значение авиации в достижении целей войны, в то же время недооценило возможности авиации коалиции своих противников. Пренебрежение к вопросам противовоздушной обороны привело к тому, что в течение всей войны по крупнейшим городам Германии постоянно наносились мощные эффективные авиационные удары.

Ответственность за противовоздушную оборону государства была возложена на главное командование ВВС. Принципы ее построения предполагали приоритет группировкам истребительной авиации, дивизии которой были сведены в 1939 г. в воздушный флот “Митте”. Зенитная артиллерия, зенитные прожекторы, войска ВНОС и другие наземные силы и средства ПВО входили в состав воздушных округов и были подчинены в оперативном отношении флоту “Митте“. Истребительная авиационная дивизия имела стройную структуру. В ее составе было 3–5 истребительных эскадр; эскадры состояли из 3–4 авиационных групп по 36 самолетов в каждом.

В начале войны в Германии существовали только отдельные полки и дивизионы зенитной артиллерии, зенитных прожекторов и батальоны аэростатов заграждения. Эти части, оборонявшие крупный город, объединялись в особые “командования ПВО”. Только с 1941 г. стали создаваться зенитные артиллерийские дивизии, каждой из которых был отведен район обороны. Состав дивизий был непостоянен и зависел от характера и важности обороняемого объекта. Дивизия, прикрывающая Берлин, например, имела в своем составе в различное время от двух до четырех полков, полк от одного до трех дивизионов, дивизион мог иметь от четырех до десяти батарей. К началу второй мировой войны в системе ПВО Берлина имелось всего около 160 орудий среднего и крупного калибров и лишь к маю 1941 г. это количество было увеличено до 260. В состав зенитных артиллерийских дивизий входили также части зенитных прожекторов и аэростатов заграждения.

В начале войны группировка “командования ПВО” Берлина сосредоточивала основные усилия на западном направлении. Ввиду малого количества зенитных орудий плотность огня была недостаточна для эффективного противодействия ударам авиации противника. В 1942 г. противовоздушная оборона Берлина имела вид, показанный на рис.3.

Главным активным средством противовоздушной обороны германское командование считало истребительную авиацию, значительно переоценивая ее силы. Зона ее действий называлась “главной зоной сопротивления“. Воздушные бои истребительная авиация завязывала на дальних подступах к городу, вне зоны огня зенитной артиллерии. При обнаружении одиночных самолетов противника на перехват поднималась пара, а при налетах больших групп – необходимое количество отрядов истребителей с задачей перехвата воздушного противника на дальних подступах. В дневное время действия истребительной авиации были достаточно эффективны, но когда английская авиация перешла на нанесение ударов в ночное время ее эффективность значительно снизилась и задача отражения ночных налетов легла в основном на зенитную артиллерию.

Однако в Берлине огнем зенитной артиллерии были прикрыты только центральная часть города и подступы с западного направления. Восточные и южные районы города, где были сосредоточены основные предприятия военной промышленности, оставались в ночное время вообще без прикрытия. Орудия зенитной артиллерии малого калибра непосредственной защиты устанавливались, как правило, на территории прикрываемого объекта повзводно, чаще всего на крышах зданий, однако их количество не снижало эффективности ударов авиации.

В системе ПВО Берлина в этот период применялось около 230 зенитных прожектора, входящих в состав семи прожекторных дивизионов. Прожекторные станции со звукоуловителями занимали позиции на внешнем крае световой зоны. В зоне огня зенитной артиллерии прожекторы располагались на расстоянии 3-4 км друг от друга по фронту и в глубину. Сопровождение целей осуществлялось, в зависимости от высоты полета и метеоусловий, различным количеством лучей (от шести и более). Ночью, при сравнительно небольшой толщине облаков, прожекторы подсвечивали облака снизу, обеспечивая истребителям обнаружение самолетов противника над облаками. В этом случае огонь зенитной артиллерии выше облаков был запрещен.

Аэростаты воздушного заграждения применялись для обороны наиболее важных портов Германии и некоторых крупных военных заводов.

В последствии, с приближением линии фронта на востоке к границам Германии и усилением бомбардировок германских городов американской авиацией, было осуществлена реорганизация группировки сил и средств ПВО.

Группировка зенитной артиллерии в системе ПВО Берлина весной 1944 г. приобрела вид, показанный на рис. 4

Было значительно увеличено количество средств ПВО на подступах к городу, увеличена плотность огня, в том числе и орудиями малого калибра непосредственного прикрытия. Истребители оснащались радиопеленгаторами. Принятие на вооружение радиолокационных станций обнаружения и новых систем управления огнем улучшило управление огнем группировки в целом. Однако просчеты в организации противовоздушной обороны, в частности отсутствие единого управления всеми силами и средствами ПВО, недостаточная производственная мощность орудийных заводов не позволило немецкому командованию в течение всей войны создать эффективную систему ПВО города и авиация союзников продолжала наносить ощутимые удары по городу.

Военно-политическое руководство Советского Союза учло недостатки, имеющие место в организации и ведении противовоздушной обороны воюющих государств в 1939-1940 гг. К началу Великой Отечественной войны уже были сформулированы принципы противовоздушной обороны крупного центра страны. Они состояли в следующем.

1. Массированное применение всех родов войск (истребительная авиация, зенитная артиллерия, зенитные прожекторы и аэростаты заграждения) противовоздушной обороны и осуществление взаимодействия между ними.

2. Противовоздушная оборона строилась по принципу круговой обороны. Такое построение обосновывалось тем, что авиация противника по своим характеристикам была способна выйти на боевой курс с любого направления, как правило, даже и с нескольких. Однако круговая оборона не предписывала равномерного распределения сил и средств ПВО, предусматривалось усиление наиболее опасных направлений. Предполагалось также усиление прикрытие наиболее важных объектов внутри крупного центра.

3. Группировка сил и средств противовоздушной обороны эшелонировалась в глубину с целью непрерывного воздействия по воздушному противнику. Основным родам войск ПВО – истребительной авиации и зенитной артиллерии – планировалась своя зона ответственности с учетом их возможностей. Такое построение обороны обеспечивало достаточно глубокую полосу непрерывного воздействия по противнику еще на дальних подступах к объекту.

Примером руководства этими принципами была организация ПВО Москвы в начале Великой Отечественной войны (рис. 5). Еще до начала войны, в 1938 г., был сформирован 1-й корпус противовоздушной обороны. В его состав входили части зенитной артиллерии и зенитных пулеметов, прожекторные части, отряды аэростатов заграждения и части воздушного наблюдения, оповещения и связи. При формировании корпуса артиллерийские полки трехдивизионного состава были усилены двумя дивизионами каждый, прожекторный батальон был переформирован в прожекторный полк с 72 прожекторами-сопроводителями и 72 станциями “Прожзвук ”. Батальоны ВНОС были переформированы в полки по четыре батальон каждый.

В начале 1940 г. была создана 24-я истребительная авиационная дивизия в составе пяти истребительных авиационных полков. Позднее на базе двух дивизий (76 и 24 иад) был сформирован 6-й истребительный авиационный корпус в составе 11 истребительных авиационных полков, а в октябре 1941 г. их количество было увеличено до 43.

Накануне войны все средства противовоздушной обороны были объединены в Московскую зону противовоздушной обороны, которой командовал генерал-майор Громадин М.С. Решением командира зоны ПВО на противовоздушную оборону Москвы, принятым до начала войны, было предусмотрено:

силами истребительной авиации уничтожать воздушного противника на подступах к городу в полосе 80–100 км; иметь подготовленные аэродромы в радиусе 150–200 км от Москвы;

силами зенитной артиллерии среднего калибра создать вокруг города и над ним зону огня, обеспечив наибольшую глубину и плотность огня на западном и южном направлениях как наиболее вероятных направлениях налета воздушного противника;

для обеспечения действий истребительной авиации в ночных условиях создать силами зенитных прожекторных полков световые прожекторные поля, сосредоточив основные усилия на западном направлении;

части аэростатов заграждения применять для усиления обороны южных и западных окраин и центра города;

разведку воздушного противника вести силами частей ВНОС, обеспечив обнаружение воздушных целей на дальности 200–250 км от Москвы.

Первый массированный налет на Москву немецкая авиация предприняла в ночь на 22 июля 1941 г. (с 22 час.25 мин. до 3 час.25 мин.). В налете с западного направления приняло участие 220 бомбардировщиков, налетающих четырьмя эшелонами с интервалом 30–40 минут. На подступах к городу отдельные группы самолетов меняли курс полета и пытались пробиться к объектам ударов с различных направлений.

Несмотря на некоторые недостатки, вполне объяснимые отсутствием опыта, противовоздушная оборона сыграла свою роль. Встреченные достаточно большим количеством истребителей и огнем зенитной артиллерии, большинство вражеских бомбардировщиков сбросили бомбы, не дойдя до города. Фугасные и зажигательные бомбы нескольких одиночных прорвавшихся самолетов не принесли ощутимого ущерба. Было уничтожено 22 самолета противника: 10 зенитной артиллерией и 12 истребительной авиацией. За успешное отражение первого массированного налета приказом Народного Комиссара Обороны № 241 от 22 июля 1941 года личному составу 1-го корпуса ПВО и 6-го истребительного авиационного корпуса была объявлена благодарность.

Как показал опыт, такие результаты не были случайными. Впоследствии, с 21 июля по 15 августа на Москву было совершено 18 ночных налетов. Из 1700 бомбардировщиков, участвующих в этот период в налетах, к городу прорвалось только 70 самолетов, т.е. около 4%.

За период июль–декабрь 1941 года войска ПВО Москвы отразили 122 налета воздушного противника, в которых участвовало до 3500 самолетов. Из общего участвующих в налетах самолетов к городу прорвалось только 230 самолетов, т.е. 7% налетающей авиации. За этот период силами и средствами ПВО Москвы было уничтожено более 950 и подбито свыше 130 самолетов противника.

Кроме задач непосредственной защиты крупных городов от ударов воздушного противника силы и средства ПВО вынуждены были решать и другие задачи. Истребительная авиация привлекалась для нанесения ударов по прорвавшимся группировкам войск противника, а зенитная артиллерия принимала участие в противотанковой обороне городов (особенно, при защите г. Ленинграда). А войсками 1-го корпуса ПВО и 6-го истребительного авиационного корпуса было уничтожено и подбито более 340 танков, 3000 автомобилей и около 50 артиллерийских батарей.

Организация защиты столицы СССР от ударов воздушного противника может служить положительным примером военно-политического руководства страны о сохранении системы государственного управления.

Профессор кафедры оперативного искусства ВВС

Военной академии Генерального штаба ВС РФ

генерал-майор Канаев В.М.

кандидат военных наук, профессор

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?