Библиотека

ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА В РОССИИ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Алексей ЛАШКОВ

Карта противовоздушной обороны Советской республики в годы Гражданской войны.

Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде 1917 г. и насильственное отстранение Временного правительства от власти положило начало братоубийственной Гражданской войны на просторах прежней Российской империи. Имевшийся у противоборствующих сторон значительный самолетный парк был незамедлительно включен в сферу военных действий. Одновременно до марта 1918 г. Россия продолжала оставаться в состоянии войны с кайзеровской Германией и ее союзниками (Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией).


Несмотря на всеобщий хаос, царивший на всем русско-германском фронте, а также начавшуюся по инициативе большевиков демобилизацию армии, противник продолжал ощущать очаги организованного сопротивления. В их число входили подразделения и части противовоздушной обороны (ПВО), сконцентрированные преимущественно возле крупных прифронтовых городов: Могилев, Минск, Двинск (Даугавпилс), Ревель (Таллин), Валка (Валга) и Псков. Продолжала функционировать ПВО и в рамках Петроградского и Одесского военных округов.

18 февраля 1918 г. Германия, нарушив ранее подписанное перемирие, возобновила военные действия на Восточном фронте и в короткий срок захватила значительную часть российской территории. Поспешное отступление разрозненных частей русской армии привело к практической ликвидации всей фронтовой противовоздушной обороны. Это дало возможность германскому командованию сконцентрировать основное внимание на петроградском направлении. Над городом на Неве нависла смертельная угроза. 21 февраля российская столица переводится на осадное положение. Для противовоздушной обороны города было привлечено 16 зенитных батарей, дополнительно усиленных свежими авиационными силами. Созданный рубеж стал непреодолим для военного воздушного флота Германии.

Командир 1-го истребительного авиационного отряда Славяно-британского авиационного корпуса полковник А.А. Козаков. Осень 1918 г.

Подписанный в марте 1918 г. на кабальных условиях Брест-Литовский мирный договор поставил точку участия России в Первой мировой войне.

Иная обстановка складывалась на юге страны. С объявлением Центральной Радой в октябре 1917 г. о создании Украинской Народной Республики началась т.н. «украинизация» частей Юго-Западного и Румынского фронтов. В результате подразделения ПВО Одесского военного округа подверглись частичному сокращению, а позднее в вихре Гражданской войны окончательно были растащены по различным военным лагерям.


Весной 1918 г. Наркомат по военным делам (Наркомвоена) Советской республики приступил к формированию зенитной артиллерии Красной армии, возложив эту задачу на вновь создаваемое Управление заведующего формированиями зенитных батарей (Упрзазенфор).

Переезд Советского правительства в марте 1918 г. в Москву предопределил строительство ее противовоздушной обороны, начавшееся в конце апреля того же года (руководитель – Н.М. Энден). В дальнейшем все зенитные батареи новой столицы объединяются в северную и южную группы. Для предупреждения о налетах вражеской авиации и своевременного их обнаружения в 100–120 км от города развертываются посты воздушного наблюдения. На защиту неба Москвы были выделены летные экипажи авиаотрядов 2-й и 4-й боевых авиационных групп (35 самолетов). С последующим уменьшением степени угрозы воздушного нападения в октябре 1918 г. ПВО столицы была расформирована, а личный состав и боевая техника направлены на Восточный фронт.

Схема зенитной артиллерии ПВО Петрограда. Весна 1919 г.

Осенью 1919 г. войска Добровольческой армии генерала А.И. Деникина, развернув успешное наступление на центральные районы Советской республики, стали реально угрожать Москве воздушными ударами. В этой связи 24 сентября снова организуется противовоздушная оборона столицы и одного из важных промышленных центров страны (г. Тулы). Так, для защиты неба Москвы было выделено 10 зенитных батарей и около 50 самолетов-истребителей.

В этот период обстановка обострилась и в районе г. Петрограда. В октябре 1919 г. части Северо-Западной армии генерала Н.Н. Юденича, заняв города Ямбург, Гатчину и Детское Село (Пушкин), вплотную подошли к городу на Неве. Недостаточность воздушных сил белых полностью компенсировала английская авиация, активно действовавшая в районе Кронштадта и ее фортов. Противовоздушная оборона морской крепости успешно отразила 17 воздушных налетов Британских Королевских ВВС, сбив при этом зенитным огнем один самолет противника. Второй самолет англичане потеряли 30 октября в воздушном противоборстве с воздухоплавателем Виктором Конокотиным (в будущем советским генералом).

В рассматриваемый период ПВО Петрограда включала в свой состав 4 дивизиона (13 зенитных батарей), 4-й истребительно-авиационный дивизион (19 самолетов) и посты воздушного наблюдения, оповещения и связи.

С разгромом войск Деникина и Юденича миновала опасность воздушного нападения на Москву и Петроград. Решением Всероссийского полевого штаба от 5 декабря 1919 г. пять батарей противовоздушной обороны столицы, переформированные из зенитных в полевые, были отправлены на Туркестанский фронт. Вскоре управление ПВО Москвы было вновь расформировано.

2-я Путиловская железнодорожная зенитная батарея на марше. 1919 г.

В связи с заметной активностью английской авиации на юге России формируются противовоздушная оборона г. Астрахани (1919 г.) и г. Баку (1920 г.). По инициативе С.М. Кирова в сентябре 1919 г. отдельные батареи ПВО Астрахани были объединены в противосамолетный дивизион. Кроме того, здесь, в Астрахани впервые была применена маневренная группа в составе 2-х орудий, установленных на пароходе. Благодаря этому английские самолеты лишились возможности заходить в город со стороны моря.

Генерал П.Н. Врангель на аэродроме одного из авиационных отрядов Русской армии. 1920 г.

В дальнейшем ПВО города была усилена истребительным авиаотрядом в составе 5 самолетов. Для создания воздушного прикрытия столицы Азербайджана из Москвы и Петрограда были переброшены 3 зенитные батареи, в том числе 2-я противосамолетная батарея Стального дивизиона, отлившаяся ранее в боях на Северном фронте против авиации Славяно-британского корпуса и удостоенная в качестве знака отличия Почетного революционного Красного Знамени (1920 г.). Комиссар этой батареи А.И. Романов, в числе первых зенитчиков страны, был награжден высшим орденом республики – Красного Знамени.

В годы Гражданской войны в Красной армии были приняты меры по воссозданию войсковой зенитной артиллерии, ранее существовавшей в русской армии периода мировой войны. В соответствии с приказом Реввоенсовета Республики весной 1918 г. начато формирование противосамолетных батарей для стрелковых дивизий фронтов.

Бой железнодорожной зенитной батареи с белой авиацией. Северный фронт. Осень 1918 г.

Но уже в марте 1919 г. этот проект из-за ограниченности в средствах был приостановлен и все уже сформированные батареи переданы в распоряжение фронтов.

Необходимость зенитного прикрытия войск на фронтах была очевидной. Так, летом 1918 г. на Северном фронте командование белых частей и английских экспедиционных войск начали активно осуществлять бомбардировку полевых частей Красной армии и их ближайшего тыла. К осени в составе белой армии Севера наиболее успешно действовали авиаотряды полковника А.А. Козакова и штабс-капитана Н.И. Белоусовича, сумевшие совместно с береговой артиллерией в значительной мере сковать активность Двинской флотилии красных.

Для борьбы с авиацией противника из состава противовоздушной обороны Петрограда на Северный фронт срочно были отправлены 5 зенитных батарей и авиационный отряд. В результате боев Славянско-британский авиакорпус к марту 1919 г. потерял 3 своих самолета.

Обломки «Фэйри IIIC» английских летчиков, сбитых зенитным огнем в районе Петрозаводска. Сентябрь 1919 г.

Успешно действовали советские зенитчики и на Западном и Южном фронтах, усиленные частью сил и средств, снятых с ПВО Петрограда и Тулы. Летом 1920 г. в боях за Александровск (Запорожье) и Синельниково железнодорожные зенитные подразделения не допустили бомбардировки железнодорожных станций. Особо отличилась под Синельниково 4-я противосамолетная автомобильная батарея.

В белых армиях противовоздушная оборона ограничивалась лишь фронтом. При необходимости защиты какого-либо объекта в глубоком тылу от налетов красной авиации выделялись полевые артиллерийские батареи и авиаотряды. Общее же руководство ПВО не создавалось. Между тем зенитные подразделения находились в ведении инспекторов артиллерии армий, а авиационные отряды – начальника управления воздушного флота. Усилиями известного русской артиллериста полковника В.В. Тарновского в г. Керчи были сформированы Курсы стрельбы по воздушному флоту для подготовки специалистов зенитной артиллерии Добровольческой армии.

Стрельба боевого расчета зенитной батареи Красной армии по белому аэроплану. 1919 г.

Среди первых согласованных действий вышеуказанных ведомств можно считать оборону частями Народной Армии г. Казани на Восточном фронте в августе – сентябре 1918 г. Несмотря на их активное сопротивление, красным авиаторам 5-й армии все же удалось сбросить на город свыше 1,6 т бомб. Политика большевиков подвергать бомбардировке собственных граждан вызвала резкий протест у большинства русских летчиков, и привело к их массовому перелету в лагерь противника. Только в составе ВВФ 5-й армии такое решение приняло до 25% военных летчиков и летчиков-наблюдателей.

Личный состав Путиловского Cтального противосамолетного дивизиона, награжденного Красным знаменем ВЦИК. 1920 г.

Всего за годы Гражданской войны было зафиксировано 131 (по другим данным – 113) воздушных боев и большое количество случаев отражения воздушных налетов, в которых Красный Воздушный флот и полевые (морские) зенитные подразделения уничтожили 9 самолетов противника, потеряв при этом 10 своих воздушных судов.

Русские летчики из состава Славяно-британского авиационного корпуса. Зима 1918/1919 гг.

По архивным данным было установлено, что в течение августа 1918 г. – декабря 1920 г. на фронте погибло 73 (из них в бою – 3) красных авиаторов и еще 46 пропали без вести. При этом количество погибших белых летчиков трудно поддается подсчету из-за отсутствия достоверных источников.

На сегодня не существует и общей статистики эффективности противовоздушной обороны противоборствующих сторон.

В целом Гражданская война наглядно показала, что воздушные средства продолжали оставаться реальной угрозой для наземных (морских) объектов и войск (сил флота). Это настоятельно требовало, в свою очередь, развития и совершенствования действенной системы защиты от воздушного нападения.

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?