Библиотека

ШТУРМУЯ ВЫСОТУ И ЗАЩИЩАЯ НЕБО

С древних времен человека манило небо. Существует множество мифов, легенд и сказаний о попытках покорения воздушного пространства. Наверное, самый известный из них - миф об искусном ваятеле Дедале и его непослушном сыне Икаре, чьи крылья, скрепленные воском, были растоплены Солнцем.

Документальное подтверждение находят попытки различных смельчаков оторваться от земли с помощью искусственных крыльев, как правило, изготовленных из птичьих перьев. Например, в 1507 году такое приспособление испытал шотландский аббат Даминиан.

Не стала исключением и Россия, где тоже находились люди, пытавшиеся совершать воздушные полеты. Так, в летописи времен Ивана Грозного есть упоминание о некоем холопе боярина Лупатова Никите, который летал на крыльях вокруг Александровской слободы. "Человек не птица, крыльев не имать. Аще же приставит себе аки крылья деревянны – против естества творит... За сие дружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову... А выдумку, аки дьявольскою помощью снаряженную, после божественной литургии огнем сжечь". Так повелел Иван Грозный, узнав об этом полете.

В 1731 году в Рязани попытку совершить полет на воздушном шаре предпринял подьячий Крякутный, однако потерпел неудачу и едва не погиб.

Считается, что первый полет на воздушном шаре, построенном братьями Монгольфье, совершили французский физик Пилатр де Розье и спортсмен-любитель маркиз де Арланд 21 ноября 1783 года, которые продержались в воздухе 25 минут, пролетев за это время около 9 километров.

Подлинными героями стали француз Франсуа Бланшар и американец Джеффри, которые 6 января 1785 года за 2 часа совершили перелет на аэростате через Ла-Манш, вылетев из английского Дувра и приземлившись во французском Кале.

Первый же военный аэростат был поднят в воздух в октябре 1793 года так же во Франции, где были сформированы две роты военных воздухоплавателей и в Медоне, близ Парижа, открыто Военно-воздухоплавательное училище. Воздушные шары стали использоваться для ведения разведки и наблюдения за противником.

В России первый официально зарегистрированный полет на воздушном шаре совершил 20 июня 1803 года в Петербурге француз Жак Гарнерен, который сумел подняться на высоту около 2 тыс. метров. 18 июля этого же года, с целью выяснения возможностей аэростатов в военном деле вместе с ним в полет отправился генерал С.Л. Львов. Они поднялись до высоты 3 тыс. метров и приземлились в районе Красного Села.

После этого полета российские военные несколько охладели к идее использования воздухоплавания в военном деле. Только в середине XIX века генерал-лейтенанту артиллерии К.И. Константинову удалось убедить руководство военного ведомства в необходимости применения аэростатов для рекогносцировки местности и корректировки артиллерийского огня.

Между тем воздухоплавание широко применялось в военных целях за рубежом. Так, в ходе войны с Австрии с Венецианской республикой в 1849 году впервые была применена воздушная бомбардировка осажденной Венеции с помощью аэростатов. А в 1859 году француз Феликс Надар во время сражения у Сольферино впервые провел фотографирование позиций австрийских войск, положив начало применения аэрофотосъемки, как средства документальной разведки на войне. В ходе междоусобной войны между Северными и Южными Штатами Северной Америки в 1861 году между аэростатом и землей впервые была установлена телеграфная связь, что значительно расширило возможности оперативной передачи информации о противнике.

Все это привело к тому, что в 1867 году в России под председательством Э.И. Тотлебена создается Особая комиссия по вопросам воздухоплавания, состоявшая из офицеров Генерального Штаба и военных инженеров. В течение пяти лет под наблюдением этой комиссии велись работы по постройке и испытанию воздушных шаров в Усть-Ижорском саперном лагере, где в августе 1870 года поднялись в небо первые привязные аэростаты, знаменуя рождение военного воздухоплавания в России.

Кстати, именно на заседании этой комиссии в 1886 году впервые обсуждалась проблема борьбы с летательными аппаратами. Это было обусловлено тем, что они становились средством, способным значительно повлиять на исход вооруженной борьбы на поле боя. И уже летом 1890 года в России были проведены первые артиллерийские полигонные стрельбы по аэростатам. Так начала зарождаться зенитная артиллерия России.

Одновременно с развитием воздухоплавания в различных странах, в том числе и в России, изучались возможности покорения воздушного пространства с помощью аппаратов тяжелее воздуха. Так еще в 1754 г. М.В. Ломоносов изобрел аппарат, который можно назвать прототипом вертолета.

23 июля 1882 года в окрестностях Петербурга на Красносельском военном поле был испытан самолет конструкции Александра Федоровича Можайского. Это был первый в мировой истории полет летательного аппарата тяжелее воздуха. К сожалению, в силу ряда причин, работы над совершенствованием этого аппарата были прекращены, что и привело в дальнейшем к значительному отставанию России в области авиации от других государств.

В Европе же первый подобный полет аппарата тяжелее воздуха датируется только 12 октября 1897 года, когда французский инженер Клеман Адер оторвал от земли свой «Авион». А в декабре 1903 года американцы братья Вильбур и Орвиль Райт совершили несколько полетов на биплане с бензиновым двигателем, пробыв в воздухе от 12 до 59 секунд.

25 июля 1909 года француз Луи Блерио на моноплане «Блерио-XI» всего за 37 минут пересек Ла-Манш.

В 1908 году Россия, не желая отставать от Франции и Германии, возобновила основательно забытый процесс развития отечественной авиации. В Петербурге и Одессе создаются авиационные клубы, но практические полеты в них начались только в 1909 году и совершались они иностранными пилотами.

Первым дипломированным пилотом России стал Михаил Никифорович Ефимов, который окончил в Одессе училище по специальности электротехника телеграфной связи. Он увлекался мотоспортом. Первый самостоятельный полет им был совершен 25 декабря 1909 года в аэроклубе Франции, а 25 февраля 1910 года, после окончания летной школы Фармана, он получил диплом пилота-авиатора.

8 марта 1910 года он первым из русских летчиков совершил в Одессе официально зарегистрированные полеты на аэроплане «Фарман–4». После его отъезда во Францию для участия в авиационных состязаниях на его аэроплане стал летать талантливый пилот-самоучка Сергей Уточкин.

За границей М.Н. Ефимов научил летать своего старшего брата Владимира, русских офицеров С.А. Ульянина и Л.М. Мациевича.

После возвращения на Родину М.Н. Ефимов летал в небе Гатчины, где находился первый военный российский аэродром, затем работал инструктором в Каче, участвовал в первой мировой войне, был награжден Георгиевским крестом. В 1916 году им был разработан собственный проект истребителя.

Во время Гражданской войны М.Н. Ефимов стал членом Севастопольского ревкома, служил пилотом по особым поручениям при комиссаре Черноморского флота. При взятии войсками А.И. Деникина Одессы М.Н. Ефимов попал в плен и по решению военно-полевого суда был расстрелян.

Одним из первых российских летчиков был Николай Евграфович Попов, выпускник Московского сельскохозяйственного института, который позже занялся журналистикой, являлся сотрудником газеты "Русь". В качестве корреспондента этой газеты он побывал на русско-японской войне. Н.Е. Попов был участником неудачной экспедиции к Северному полюсу на дирижабле «Америка II».

В 1909 году он уехал во Францию, где стал работать в фирме «Ариель», что позволяло ему проводить целые дни на аэродроме Жювизи под Парижем. Получив первые уроки летного мастерства у шеф–пилота фирмы «Ариель» и школы Райтов графа Шарля де Ламбера, он вскоре сделал свой первый самостоятельный вылет на аэроплане «Райт». Несмотря на отсутствие диплома пилота, он принял участие в авиационных соревнованиях в Каннах в марте 1910 года, по итогам которых, 28 марта 1910 года комиссар аэроклуба Франции выдал ему диплом пилота-авиатора.

В конце апреля 1910 года Н.Е. Попов на первой авиационной неделе в Петербурге блестяще продемонстрировал свое летное мастерство. Затем он обучал в Гатчине поручиков Е.В. Руднева и Н.Н. Данилевского.

21 мая 1910 года при облете прибывшего из-за границы аэроплана «Райт» Н.Е. Попов попал в аварию и получил серьезные травмы, которые не позволили ему продолжать авиационную работу.

Среди громких имен первых русских авиаторов есть и женские имена. Дочь генерала, воспитанница Мариинского института благородных девиц Лидия Виссарионовна Зверева уже 10 августа 1911 года получила диплом Всероссийского аэроклуба в Гатчине на право управления аэропланом. Она была участницей группового перелета из Петербурга в Москву в июле 1911 года, участницей бакинской авиационной недели в январе 1912 года, в ходе которой выполняла демонстрационные полеты в сложных метеоусловиях. Лидия Зверева в 1913 году открыла в Риге авиационную школу, став в ней летчиком-инструктором, разрабатывала проект собственного аэроплана.

Почин Л. Зверевой был подхвачен другими смелыми русскими женщинами Евдокией Анатра, Любовью Голанчиковой, Евгенией Шаховской. К 1912 году женщины составляли среди авиаторов того времени почти 20 %.

В мае 1910 года началось регулярное обучение российских офицеров летному делу в Гатчинской офицерской воздухоплавательной школе, где был создан первый российский военный аэродром. Здесь, к осени 1910 года, были подготовлены первые три военных летчика, которыми стали поручики Руднев Е.В., Когутов И.Л. и штабс-капитан Горшков Г.Г.

Среди выпускников Гатчинской школы был и поручик Петр Николаевич Нестеров, окончивший ее в октябре 1912 года, ставший первым летчиком, выполнившим «мертвую петлю», получившую впоследствии его имя и совершивший первый в мировой истории воздушный таран.

В ноябре 1910 года была открыта и Севастопольская офицерская школа авиации, ставшая на многие годы кузницей кадров для военной авиации.

Богатые авиационные традиции и у Екатеринбурга. В 1898 году здесь братьями Юзефом и Станиславом Древницкими был продемонстрирован первый прыжок с парашютом с воздушного шара.

В 1910 году екатеринбуржец Николай Брагин совершил здесь первый полет на планере, который он сам изготовил по чертежам из авиационного журнала. Позже он закончил Московское Техническое училище, где стал одним из учеников Н.Е. Жуковского, а в годы первой мировой войны был военным летчиком.

В 1911 году один из первых российских летчиков Васильев совершил демонстрационный полет на самолете «Фарман» над екатеринбургским ипподромом.

12 августа 1912 года в соответствии с приказом по военному ведомству № 327 был утвержден и вводился в действие штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального Штаба. С возникновением в русской армии единого органа, руководившего воздухоплаванием и авиацией, практически был завершен первый этап в создании военной авиации России. Именно этот день, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, ежегодно празднуется как День Военно-воздушных Сил.

А в октябре 1912 года, когда боевые действия начались на Балканах, над полями сражений появлялись уже не единичные самолеты, а организованные авиационные подразделения.

Откликнувшись на просьбу болгарского правительства, русские летчики объединились в добровольческий отряд, пришедший на помощь болгарскому народу. Под руководством одного из основателей Российского товарищества воздухоплавания Щетинина, летчики Агафонов, Евсюков, Колчин и Костин составили первое в истории боевое авиационное подразделение. Русские летчики неоднократно летали над осажденным Адрианополем, в котором обосновались турецкие войска, фотографировали вражеские позиции, сбрасывали бомбы и листовки.

Однако большинство стран до начала первой мировой войны не рассматривали летательные аппараты в качестве ударной силы, а считали их лишь вспомогательным средством для обеспечения действий сухопутных войск. И только, пожалуй, Генеральный Штаб Германии серьезно подошел к этой проблеме. В 1912 году его начальник Гельмут фон Мольтке видел в воздушных кораблях «самое совершенное оружие, способное своей мощью сломить физическое и моральное сопротивление любого противника» и призывал в срочном порядке разработать стратегию и практику их применения. Кстати, к тому времени военные дирижабли Германии могли нести бомбовую нагрузку до 500 килограмм.

Сознавая угрозу, которую представляли собой воздушные суда, в России в спешном порядке принимались меры по эффективному противодействию летательным аппаратам. Уже в 1909 году русский ученый В.П. Руппенейт предлагал для уничтожения дирижаблей привлекать свои летательные аппараты и специальные артиллерийские орудия. Его поддержал и представитель Главного артиллерийского управления генерал-майор Е.К. Смысловский.

В сентябре 1911 года впервые в России авиационный отряд из 6 самолетов принял участие в маневрах войск Петербургского военного округа, где была отработана атака летящего дирижабля двумя самолетами, на которые с этой целью устанавливался пулемет, а в Петрограде оружейным конструктором Ф.Ф. Лендером было разработано специальное зенитное орудие.

С 1 января 1913 года вступил в силу Закон о суверенитете воздушного пространства Российской Империи, утвержденный Советом Министров в ноябре 1912 года. В соответствии с ним Россия обозначила свою государственную границу в воздушном пространстве, которая, кстати, неоднократно нарушалась германскими и австрийскими летательными аппаратами, проводившими явную разведку российской территории.

Так, 23 мая 1914 года русскими пограничниками ружейным огнем подбили немецкий аэроплан, пересекший российскую границу, экипаж которого после совершения вынужденной посадки в Полоцкой губернии был арестован.

Именно в этот период в России впервые был поставлен вопрос о создании специальной службы, контролирующей соблюдение порядка и правил пересечения воздушной границы и предназначенной для ее охраны. Российский авиаконструктор А.А. Порховщиков предложил создать вдоль южного побережья Финского залива сеть постов наблюдения за воздушным пространством, расположенных в две линии. Вблизи этих линий предлагалось разместить авиационные отряды, которые с получением достоверной информации о нарушении границы в воздушном пространстве должны были вылететь для перехвата нарушителей. Однако эти предложения посчитали преждевременными и отклонили, вернувшись к ним только с началом Первой мировой войны, в которой авиация нашла широкое применение. В эту войну Россия вступила, располагая всего 263 самолетами, в основном иностранного производства. Однако на вооружение поступали и оригинальные отечественные конструкции, среди которых был уникальный по тем временам 4-х моторный «Илья Муромец». Одной из главных задач этих тяжелых самолетов стало ведение стратегической разведки в глубоком тылу противника не только в интересах командования фронтов, но и Ставки Верховного Главнокомандования.

Уже к 1915 году Русско-Балтийский завод освоил выпуск первых в мире специальных самолетов-истребителей РБВЗ С–16, которые поступали на вооружение российских авиационных частей, и неплохо зарекомендовали себя в воздушных боях.

В годы первой мировой войны зарождается тактика ведения воздушного боя, находят боевое применение элементы высшего пилотажа. В 1914 году впервые в истории был совершен и воздушный таран. 26 августа 1914 года штабс-капитан П.Н. Нестеров таранным ударом сбил австрийский самолет «Альбатрос», производивший воздушную разведку в районе города Жолква, где располагался штаб русской армии. В ходе таранного удара погиб и отважный российский пилот. Через некоторое время его подвиг повторил ротмистр Казаков, благополучно вернувшийся в расположение своих войск.

В ходе боев совершенствовалось боевое мастерство пилотов. Так выдающийся русский летчик Евграф Николаевич Крутень уничтожил в воздушных боях 16 аэропланов врага, разработав тактические приемы, которые использовались многими поколениями авиаторов. Особое место среди асов первой мировой войны занимает летчик 7-го истребительного авиационного отряда корнет Юрий Владимирович Гильшер, который, потеряв ногу, продолжал летать и сбил в воздушных боях 5 самолетов противника.

Совершенствовалась и организационная структура военной авиации России. Если в начале 1915 года в русской армии были созданы 2 авиационных отряда, предназначенных для защиты от воздушных ударов Варшавы и царской ставки в Могилеве, то к весне 1916 года их было уже 14 – по одному на каждую полевую армию. А к осени 1917 года в составе воздушного флота России насчитывалось более 300 различных частей, учреждений и учебных заведений, до 35 тыс. солдат и офицеров, около 1500 самолетов.

Первая мировая война заставила со всей серьезностью подойти и к вопросу организации противовоздушной обороны. В Петроградском военном округе в спешном порядке формировались артиллерийские батареи, предназначенные для стрельбы по аэропланам противника. На их вооружении стояли 3-дюймовые полевые и 75-мм морские орудия.

Главными объектами противовоздушной обороны стали Петроград и императорская резиденция в Царском Селе. Однако централизованной системы управления силами и средствами, предназначенными для отражения налетов, вначале не было. И только 30 ноября 1914 года главнокомандующим 6 армией Северо-Западного фронта генералом от артиллерии К.П. Фан-дер-Флитом был издан приказ № 90, которым была объявлена «Инструкция по воздухоплаванию в районе 6-й армии» и создавалась система воздушной обороны Петрограда и Царского Села, а 8 декабря она была введена в действие.

Именно поэтому днем рождения противовоздушной обороны России считается 8 декабря 1914 года. Первым начальником воздушной обороны Петрограда был назначен генерал-майор Бурман Георгий Владимирович – начальник Офицерской электротехнической школы в Петрограде.

Воздушная оборона Петрограда включала в себя специально сформированные артиллерийские подразделения, вооруженные орудиями крепостной и полевой артиллерии, приспособленными для стрельбы по воздушным целям.

Кроме того, авиационное прикрытие осуществлялось специально подготовленными экипажами Гатчинской авиашколы, а для обнаружения воздушного противника выставлялись посты и вахты воздушного наблюдения.

Была организована устойчивая связь между постами воздушного наблюдения и созданным в здании Офицерской электротехнической школы в Петрограде центральным пунктом, который в свою очередь, передавал информацию о воздушной обстановке зенитным артиллерийским батареям, авиационным и пехотным подразделениям.

9 марта 1915 года в Царском Селе была сформирована первая автомобильная батарея для стрельбы по воздушному флоту, вооруженная зенитными орудиями конструкции Ф.Ф. Лендера.

Подразделения зенитной артиллерии русской армии успешно вели боевые действия по прикрытию сухопутных частей, железнодорожных коммуникаций и населенных пунктов и уже в 1915 году под Могилевом и Варшавой они открыли свой боевой счет.

28 октября 1917 года на Путиловском заводе в Петрограде был создан специальный бронепоезд, который получил название «Стальной противосамолетный бронедивизион», имевший на вооружении зенитные орудия и пулеметы. 3 марта 1918 года под Псковом огнем этого бронедивизиона были уничтожены 2 немецких самолета «Альбатрос». Именно эта воинская часть стала первым формированием противовоздушной обороны в нашей стране.

К весне 1918 года в Красной Армии было сформировано уже около 200 противосамолетных (зенитных) батарей и 12 истребительных авиационных отрядов, которые прикрывали от ударов с воздуха Петроград, Москву, Астрахань, Баку и Одессу, а также части непосредственно на фронтах.

В 1918–1920 годах создаются и первые специальные учебные заведения, которые готовили кадры для зенитных артиллерийских частей и авиационных отрядов – Нижегородская школа командного состава зенитной артиллерии, зенитные отделения Московской и Петроградской артиллерийских школ, Московская и Егорьевская школы авиации, Институт инженеров Красного Воздушного Флота, на базе которого в 1922 году была создана Военно-Воздушная Академия им. Жуковского.

Именно в годы Гражданской войны совершенствовалась тактика применения авиационных частей. В боях против восставшего чехословацкого корпуса под Казанью в августе-сентябре 1918 года впервые было осуществлено массированное применение авиации. Здесь успешно действовала 1-я советская боевая авиационная группа, сформированная из лучших летчиков.

Успешно противостояли красные военлеты и авиации Колчака в 1919 году. На восточном фронте было сосредоточено около 100 советских самолетов. Они внесли значительный вклад в дело разгрома колчаковских войск под Уфой и при героической обороне Уральска.

Всего за годы Гражданской войны советской авиацией было совершено более 21 тысячи самолетовылетов, сброшено около 95 тысяч авиабомб, проведено 144 воздушных боя, в которых уничтожен 21 самолет противника.

Стройной системы противовоздушной обороны тыловых пунктов в те годы, по существу еще не было. Как правило, противовоздушная оборона создавалась только на угрожаемый период. Исключение составляет противовоздушная оборона Петрограда, которая существовала как организованная система постоянно, и была первым опытом в мировой истории.

После окончания Гражданской войны в СССР за короткий период были восстановлены старые и построены новые авиационные предприятия, налажен выпуск самолетов отечественных конструкций. Это позволило уже во второй половине 20-х годов почти полностью отказаться от закупок иностранной техники.

В годы военной реформы 1924–1925 годов началось совершенствование средств и системы противовоздушной обороны нашего государства. Уже с 1925 года на вооружение авиационных частей поступали самолеты-истребители конструкции Н.Н. Поликарпова, Д.Н. Григоровича, А.Н. Туполева. По своим тактико-техническим данным они не уступали самолетам иностранных армий того периода.

Вместе с созданием авиационной промышленности совершенствовалась система управления Военно-воздушными силами. В Военных округах создаются управления и отделы ВВС. Так в октябре 1927 года создается управление ВВС Приволжского военного округа, а в 1936 году в составе штаба Уральского военного округа был создан отдел ВВС.

Практически на всей территории Советского Союза создается сеть аэроклубов, добровольных оборонных кружков. В 1923 году в Свердловске создаются ячейки Общества друзей воздушного флота (ОДВФ), а в 1925 году на Урале в рядах «Авиахима» насчитывалось уже свыше 100 тыс. человек. Общество имело свой самолет «Красный Урал», совершивший по Уральской области десятки агитационных рейсов. На добровольные пожертвования трудящихся области было построено 4 новых самолета: «Уральский рабочий», «Челябинец», «Пермяк», «Тюменский крестьянин». Эти самолеты были переданы в авиаотряд им. Я.М. Свердлова Туркестанского фронта, где они принимали активное участие в борьбе с басмачами.

В это же время были сформированы первые полки зенитной артиллерии РККА, а затем истребительные авиационные и зенитные артиллерийские бригады, предназначенные для противовоздушной обороны Москвы и других крупных административно-политических центров страны. Кроме того, создаются специальные части, оснащенные прожекторами, звукоулавливателями, а также части воздушного наблюдения, оповещения и связи (части ВНОС).

С 31 января 1928 года было введено в действие «Положение о противовоздушной обороне Союза ССР», а с 1 мая 1930 года в Штабе РККА создается 6-е управление, начальник которого одновременно являлся инспектором ПВО и начальником службы ПВО СССР. С 10 мая 1932 года оно было переименовано в Управление противовоздушной обороны РККА.

В 30-е годы проектируются и вводятся в строй самолеты-истребители П.О. Сухого И-4, И-14 бис, Н.Н. Поликарпова И-3, И-5, И-15, И-153 «Чайка». На вооружение поступают прожекторные станции, звукоулавливатели-пеленгаторы, новые зенитные пушки и зенитные пулеметы, аэростаты воздушного заграждения. Создаются и новые военно-учебные заведения, готовившие кадра для авиационных и зенитных частей.

Так Поволжье и Урал превращаются в кузницу кадров для военной авиации. Здесь появляются учебные заведения, готовящие различных специалистов для ВВС. В 1927 году в Оренбурге создается школа воздушной стрельбы и бомбометания, на базе которой впоследствии было образовано Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков им. И.С. Полбина. В 1928 году формируется объединенная школа летчиков и техников в Вольске, а в 1930 году – Балашовская объединенная школа пилотов и авиатехников гражданского Воздушного Флота, ставшая в последствии Балашовским высшим военным авиационным училищем летчиков. В 1931 году создается Энгельсская военная авиационная школа пилотов, которая стала впоследствии базой для формирования Тамбовского высшего военного авиационного училища летчиков им. М. Расковой.

В 1931 году в Перми открылась школа авиационных техников, которая через год провела первый выпуск. В это время по путевке комсомола сюда прибыл А.И. Покрышкин, впоследствии трижды Герой Советского Союза, маршал авиации.

В Арамиле создается авиационная школа Осоавиахима, готовившая летчиков, авиатехников, планеристов и парашютистов, а в декабре 1933 года – Свердловский аэроклуб, который уже через два года был признан лучшим в Советском Союзе.

В 1936 году в Челябинске открылась 15-я военная авиационная школа летчиков-наблюдателей – ныне Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов.

В 1933–1934 годах талантливый инженер-конструктор П.К. Ощепков одним из первых в мире изложил и обосновал идею обнаружения воздушных целей с помощью электромагнитных волн. 11 июля 1934 года была испытана первая радиолокационная станция «РУС-1» (радиоулавливатель самолетов). К 1939 году в войсках ПВО уже имелось 40 комплектов радиолокационных станций РУС–1, которые зимой 1939–1940 г.г. были развернуты на Карельском перешейке и в ходе советско-финляндской войны в полном объеме выполняли боевые задачи по обнаружению воздушных целей на дальних подступах к Ленинграду.

Опыт этой войны, а также боевых действий в Испании, у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, в которых части ПВО принимали активное участие, показал всю важность организации противовоздушной обороны промышленных и административных центров, транспортных коммуникаций и группировок своих войск. В связи с этим, в 1940 и в начале 1941 года Советом Народных Комиссаров СССР принимается ряд важных решений по совершенствованию системы ПВО, общее руководство которой было возложено на начальника Главного Управления ПВО, подчиненного непосредственно Народному Комиссару Обороны СССР.

Впервые появляется понятие «зона противовоздушной обороны», в которую входят все средства ПВО – истребительная авиация, зенитные части и части ВНОС, выделенные для защиты населенных пунктов, объектов, сооружений и мостов на территории военного округа.

Для противовоздушной обороны Москвы, Ленинграда и Баку были сформированы три корпуса ПВО, а для защиты от ударов противника с воздуха ряда других городов – две дивизии и девять бригад ПВО.

Так, в 1940 году, в г. Минске в соответствии с Приказом Командующего войсками Белорусского Особого Военного округа № 0012 от 17 апреля была сформирована 7-я отдельная бригада ПВО. Бригада имела в своем составе 5 зенитных артиллерийских дивизионов, батальон прожекторов, батальон крупнокалиберных пулеметов и дивизион аэростатов воздушного заграждения.

Формировал бригаду и был первым ее командиром подполковник Колесников А.П. Начальником штаба бригады был назначен майор Летугин Ф.Я. Именно эта бригада и стала родоначальницей Уральского объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны.

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?