Библиотека

Стражи неба (противовоздушная оборона Варшавы в 1914-1915 гг.)

Первая мировая война 1914-1918 годов вызвала развитие новых форм ведения войны, в том числе и в воздухе. С началом мировой войны противники перешли к бомбардировкам гражданских объектов, прежде всего больших городов, имевших существенное политическое, оборонное или же моральное значение для воюющих сторон. Одним из первых объектов такого воздействия стала Варшава - столица Царства Польского в составе Российской империи, город с почти миллионным населением, крупный железнодорожный узел. Осенью 1914 года в Варшаве действовало пять вокзалов, три крупных моста через Вислу, размещались штабы 2-й армии и входящих в нее соединений и объединений, склады боеприпасов, лазареты. После начала германского наступления в город хлынул поток беженцев (до 260 тысяч человек).

Несмотря на ряд трудов по истории противовоздушной обороны, Варшава по-прежнему остается в тени. Автор в 1998 годы коснулся этого вопроса, но и поныне даже польские исследователи истории противовоздушной обороны обошли вниманием борьбу в воздухе над Варшавой осенью 1914 года - летом 1915 года. В нашей стране, которая явилась пионером в деле противовоздушной обороны крупных городов и гражданских объектов вообще, также слабо освещен этот сюжет. Лишь в последнее время эта тема находит частичное отражение в лекциях по плану военно-исторической подготовки генералов и офицеров Главного командования Военно-воздушными силами (автор А.Ю. Лашков), в статье генерала Б. Чельцова, начальника Главного штаба ВВС. В последнее время В.Л. Голотюк и А.Ю. Лашков подготовили несколько статей о развитии противовоздушной обороны России в 1914-1918 годах, например, о 1-й автомобильной противовоздушной батарее и ее командире, капитане В.В. Тарновском.

Круг источников по данной теме довольно узок. Прежде всего, это оперативные документы и журналы военных действий штаба Варшавской крепостной артиллерии из фондов Российского государственного военно-исторического архива (далее РГВИА). Именно это соединение стало инициатором и организатором первой в мире системы ПВО гражданских объектов. Интересные данные о действиях летчиков содержат дела штабов 2-й армии и 27-го армейского корпуса, которые в первые месяцы войны располагались в Варшаве.

Значительно дополняют сведения военных документов сводки о происшествиях Варшавского губернского жандармского управления (фонд хранится в Государственном архиве столичного города Варшавы, Польша; далее APW). Это данные о результатах вражеских воздушных налетов. К сожалению, работа с источниками Германии по Первой мировой войне значительно затруднена, и поэтому о замысле «воздушного наступления» германцев на Варшаву, о силах, выделенных для этого, о целях налетов и об анализе их результатов германскими летчиками и командованием остается лишь догадываться.

Подготовка крепостной артиллерии к военным действиям началась с вечера 14 (27) июля 1914 года, после получения высочайшего указа о мобилизации. Однако мало кто предполагал, что ударам с воздуха будут подвергаться гражданские объекты. А залпового огня пехоты считалось вполне достаточно для уничтожения вражеских летательных аппаратов. Но с приближением противника к Варшаве вопрос обострился. Город находился в центре четырех эллингов противника - Кенигсберге, Торне (ныне Торунь), Позене (Познань) и Бреслау (Вроцлав). Если аэропланы не обладали еще достаточными дальностью полета и бомбовой нагрузкой, то дирижабли, особенно жесткой конструкции «Цеппелин», могли наносить бомбовые удары в значительной глубине тылового района. Поэтому комендант Александровской цитадели, узнав 12 (25) сентября о полете на Варшаву дирижабля со стороны Калиша, приказал подготовиться к возможному бою.

Спереди и справа от форта № 6 уступом были установлены четыре 3-дм скорострельных орудия батареи подпоручика М.А. Буковского, при орудиях были усилены расчеты, позиция подготовлена к ведению огня при крайнем угле возвышения, в колонии Опачь оставлен наблюдательный пункт, связанный с батареей телефоном; подготовка материальной части велась в соответствии с «Краткими указаниями о стрельбе по воздушным целям» штаба армий Северо-Западного фронта: огонь надлежало открывать с дистанции в пять верст, когда угол цели еще невелик, а эффективность по высоте определялась в 1500 метров. Для увеличения угла возвышения орудия под хоботом лафета делались ровики глубиной до 2 футов (примерно 60 см).

Около 5 часов утра 13 (26) сентября 1914 года со стороны Радомского шоссе показался дирижабль противника (скорее всего, «Шютте-Лянц SL.2», а не «Цеппелин Z.4»), замеченный полевым караулом и расчетом батареи, принявшей первый в истории бой с воздушным агрессором.

Первые выстрелы демаскировали батарею: дирижабль замедлил ход и сбросил четыре бомбы, а затем быстро пошел на город в направлении Иерусалимской заставы. Разрывами было убито и ранено пять солдат расчета, контужен командир батареи подпоручик Буковский. Но он успел собрать оставшихся пятерых артиллеристов, развернуть второй взвод орудий и продолжить стрельбу. Дирижабль прибавил ход, попав под первый залп, и стал уходить из зоны поражения на запад, в сторону Воли. Вскоре по нему открыли огонь батарея 6-дм гаубиц капитана Д.Ф. Мертенгрена и 3-дм батарея подпоручика П.Л. Школышкова. Таким образом, налет был сорван. У врага уже не оставалось бомб для разрушения моста между Калишской и Варшавско-Венской железными дорогами в черте города. Неточно сброшенные две бомбы (одна из них не взорвалась) уничтожили только будку и телеграфный столб. Действия Михаила Буковского были отмечены 27 ноября (10 декабря) 1914 года орденом Св. Станислава 4-й степени.

27 сентября (10 октября) 1914 года батареям Мертенгрена и Буковского пришлось столкнуться с новым противником - германским аэропланом, пытавшимся бомбить варшавские форты. Сброшенная на форт «Алексей» бомба не нанесла ущерба, а самолет был прогнан залповым ружейным огнем и пятью выстрелами артиллерии (четыре - с батареи Буковского). Опыт двух столкновений с авиацией германцев показал, насколько удачно была выбрана позиция для установки орудий: форты № 6 и М прикрывали юго-западные подступы к Варшаве, куда сходились главные железнодорожные и шоссейные магистрали. Управление батареями располагалось в Александровской цитадели. Противник тоже оценил роль импровизированных зениток: германская тяжелая артиллерия 29 сентября (12 октября) 1914 года провела обстрел батареи Буковского и форта № 6, правда, безрезультатно.

Однако «воздушное наступление» германцев перешло в новую фазу: не отвлекаясь на подавление наземных огневых средств, летчики сосредоточили усилия на бомбардировке стратегических объектов, прежде всего вокзалов.

26-27 сентября (9-10 октября) одиночные аэропланы бомбили Брестский и Петроградский вокзалы, но не нанесли значительного ущерба.

3(16) октября три аэроплана сбросили в общем 15 бомб на жилые кварталы города и на вокзалы. Жертвами стали главным образом мирные жители. Бомбардировки повторились 4 и 6 октября 1914 г.; было сброшено до 40 бомб, и хотя военные объекты не пострадали, в городе было убито и ранено около сотни мирных жителей, в том числе женщины и дети (из них 46 только за 6 октября). От разрывов снарядов артиллерии было ранено трое жителей; воспользовавшись паникой, бежала партия в 300 арестантов, которую вели из Главной уголовной тюрьмы на Брестский вокзал. Последний налет в ходе Варшавско-Ивангородской операции был совершен 10 октября. Как отмечал варшавский обер-полицмейстер генерал-майор П.П. Мейер, неприятельские аэропланы сбросили «в течение первых дней октября до 35 бомб, взорвавшихся в разных местах города и причинивших ранения и смерть свыше 233 лицам, в числе коих было 48 женщин и 14 детей».

Первый опыт боев с воздушным противником выявил главные недостатки импровизированной противовоздушной обороны: сложность ведения огня на больших углах возвышения (что приводило не только к низкой боевой эффективности, но и к жертвам на земле от слишком близких разрывов снарядов), большие затраты времени для поворота стволов в сторону быстро маневрирующей цели, отсутствие в силу этого координации наземного огня.

Все это объяснялось отсутствием специальных зенитных орудий, которые только начали производиться. Тем не менее, даже имеющимися средствами Варшавская крепостная артиллерия смогла заставить противника отказаться от использования дирижаблей, имеющих большую по сравнению с аэропланами грузоподъемность и дальность полета. К борьбе с налетами аэропланов парами и четверками варшавские артиллеристы не были готовы. Следует особо подчеркнуть, что это был первый в мире опыт защиты крупного города, являвшегося административно-политическим центром и одновременно опорной базой большого количества войск.

Временная передышка была использована для укрепления противовоздушной обороны Варшавы орудиями специальной постройки. 5 (18) октября 1914 года в Кронштадте были сформированы первые три противосамолетные батареи, вооруженные 75-мм французскими морскими пушками Канэ на станках конструкции генерал-майора М.Ф. Розенберга. Две такие батареи были переданы в состав Варшавской артиллерии и прибыли в крепость уже 19 октября (2 ноября) С 1 (14) ноября началась постройка позиций для этих батарей на Мокотовском поле (аэродром) и в форте Сергии (опять-таки южное направление). Координация действий противовоздушной артиллерии была возложена на временного командующего Варшавской крепостной артиллерией полковника П.А. Глазкова.

Воздушные налеты противника в ноябре-декабре 1914 года уже не отличались интенсивностью, что в большой степени зависело от погодных условий. Но те же погодные условия (низкая облачность, туман) не позволяли вести эффективный огонь с земли по вражеским аэропланам, перешедшим к тактике бросания бомб из-за облаков. 7 (20) декабря 1914 года сразу три германских аэроплана с юго-запада пошли на город. На сей раз по врагу был открыт огонь всех подготовленных батарей: двух морских, Буковского, Школышкова и Мертенгрена. Ни один из 50 снарядов не поразил цель, но самолеты были вынуждены повернуть на запад и поспешно сбросить бомбы, три из которых упали на позиции артиллеристов, не причинив вреда. Шесть бомб сброшено на жилые кварталы города: в одной из подчердачных квартир был убит мальчик и ранено две девочки. Тем не менее, враг получил достаточную острастку и более месяца не тревожил Варшаву.

Полученная передышка позволила подвести первые итоги и укрепить оборону в воздухе. 23 декабря 1914 года (5 января 1915 года) главнокомандующий армиями Северо-Западного фронта генерал от инфантерии Н.В. Рузский поручил «...организовать борьбу с германскими аэропланами, появляющимися над Варшавой» командиру 27-го армейского корпуса генералу от инфантерии Д.В. Баланину; для этого в его распоряжение к 29 декабря (11 января 1915 г.) были направлены два авиаотряда - штабс-капитана П.П. Грезо и поручика Н.С. Воеводского-2-го (два аэроплана «Вуазен» и четыре «Моран-Ж»). Начальник штаба армий СЗФ В.А. Орановский приказал Баланину организовать также «...впереди Варшавы особые наблюдательные посты, которые в случае появления неприятельских аэропланов могли бы своевременно давать знать на Мокотово дежурному аэроплану». Тараны в воздухе безусловно запрещались.

6 (19) января 1915 года адъютант управления Варшавской крепостной артиллерии подпоручик Петропавловский подготовил доклад о совместных действиях летчиков и артиллеристов по противовоздушной обороне города. Предусматривалось, что авиаотряды будут вести воздушное наблюдение и действовать не далее семи верст от города, применяя как огнестрельное оружие, так и бомбы и неуправляемые ракеты (изготавливались в Варшавской крепости), «причем последние - в том случае, когда это совершенно безопасно для города». Противоаэропланные батареи должны были вести огонь только на дистанциях в две, три и четыре версты. За 20 минут до вылета летчик должен был телефонировать о полете на батареи, подлетать к городу на высоте не более 100 метров, с востока, покачивая крыльями. Предполагалось также создать вокруг Варшавы сеть из 19 разведывательных и 18 наблюдательных постов, соединенных с Мокотовским аэродромом телефонной связью. На эти посты назначалось 50 наблюдателей.

Посты на подступах к городу были устроены первоначально в Вышеграде, Гройцах, Гура-Кальварии, на станциях Тересин и Старо-Радзивилов. Секретным приказом по 27-му армейскому корпусу от 10 (23) января 1915 года общее руководство «борьбой с германскими аэропланами» поручалось командиру 2-й авиационной роты подполковнику Гинейко. Из 9-й бригады государственного ополчения в его распоряжение должны были поступить 10 «грамотных ратников с отличным зрением, умеющих читать карты, телеграфировать и хорошего поведения». Гииейко поручалось также совместно с полковником Глазковым «...установить согласованность в действиях авиационных отрядов и противоаэропланной артиллерии». О воздушной обстановке над Варшавой надлежало докладывать в штаб корпуса ежедневно к 6 часам вечера, а об экстренных происшествиях - немедленно.

Обеспечить работу других предполагаемых постов оказалось невозможно, но и действующие дальние посты помогали отслеживать полеты противника. С помощью их сообщений появившийся над станцией Влохи 15 (28) января 1915 года аэроплан был обстрелян сразу тремя батареями и ушел, сбросив бомбу на пустырь. Но другому аэроплану в этот день удалось сбросить три бомбы на центр города, правда, без жертв.

Как видно из вышеизложенного, речь шла не о создании единого командования и управления противовоздушной обороной Варшавы (как считает А.Ю. Лашков), а лишь о координации действий авиации, подчиненной непосредственно командиру 27-го армейского корпуса, и Варшавской крепостной артиллерии, о разграничении их зон ответственности в воздухе. Главной задачей такой координации было не допустить обстрел с земли собственных самолетов. Тем не менее, избежать недоразумений не удалось. 18 (31) января 1915 года по русскому аэроплану, летчик которого неверно сообщил направление своего полета и стал кружить над мостами через Вислу («о том, что будут пробные полеты, с аэродрома знать не дали, и не был выполнен ни один из опознавательных сигналов»), было выпущено две шрапнели. Поскольку аппарат сразу стал снижаться, трагедии удалось избежать. Таким образом, взаимодействие артиллерии и авиации оставалось только тактическим, без объединения в одних руках.

Низкая активность вражеской авиации (в январе было всего два налета, сброшено восемь бомб) привела к оттоку сил противовоздушной обороны Варшавы. Проект полковника Глазкова об усилении воздушной обороны Варшавы главнокомандующий армиями Северо-Западного фронта генерал от инфантерии Н.В. Рузский отверг (23 января (5 февраля) 1915 г.). Штабс-капитан Мертенгрен был назначен командиром вновь формируемого в крепости тяжелого артиллерийского дивизиона и 7 (20) февраля убыл с ним (в том числе со своей 6-дм батареей) на фронт, во 2-ю армию. Вместе с ним убыли назначенный командиром 2-й 42-лн батареи Ключарев и переведенный в ту же батарею младшим офицером подпоручик Школьников. Сдал батарею и Буковский, назначенный помощником начальника наблюдательной команды, а с 16 (29) апреля - заместителем командира 1-й противоаэропланной батареи (форт Сергий).

Как бы в ответ на удаление из крепости опытных «зенитчиков», 7 февраля аэроплан противника сбросил четыре бомбы на кварталы Нового Света и на Александровский парк (Прага), к счастью, без человеческих жертв. Новые воздушные атаки последовали 14 (27) и 16 (2 марта) февраля, причем вновь противник применил дирижабль, сбросивший в разных местах города 11 бомб. Целью были мосты через Вислу; интенсивный огонь батарей не дал возможности для прицельного бомбометания.

Главным средством борьбы с воздушным противником оставалась крепостная артиллерия. Для усиления противовоздушной обороны по приказу полковника Глазкова к 1 (14) марта была закончена позиция для 2-орудийной батареи на станках Розенберга у форта № 3. 14 (27) марта 1915 года в Александровскую цитадель прибыла 1-я автомобильная батарея для стрельбы по воздушному флоту капитана В.В. Тарновского. Она заняла позицию в цитадели (в направлении правобережных вокзалов и железнодорожного моста). Два дня над крепостью велись показательные полеты аэропланов 1-го корпусного авиаотряда для избежания стрельбы по своим. Но уже 20 (2 апреля) марта батарея выступила в Ломжу, не сделав ни выстрела. Возможно, это стало следствием неучастия батареи в отражении налета одиночного аэроплана 16 (29) марта: противнику не удалось сбросить бомбы, но от плотного огня крепостных противовоздушных батарей пострадали 4 здания в городе, в которые случайно попали снаряды.

В связи с переводом 27-го армейского корпуса в Новогеоргиевск были расформированы и два особых авиаотряда, отвечавшие за борьбу с аэропланами противника на подступах к Варшаве. 24 (6 апреля) марта 1915 года Н.С. Воеводский возглавил 5-й армейский авиаотряд, а П.П. Грезо - 2-й армейский авиаотряд. В эти же отряды поступили бывшие под их началом летчики И.Д. Хризосколео, А.Ф. Пуарэ и В.Ф. Станюкович. Летчик-истребитель ГА. Борейша был возвращен в 13-й корпусной авиаотряд (12 (25) апреля был сбит и попал в плен). 8 (21) апреля 1915 г. одиночный германский аэроплан сбросил четыре зажигательные бомбы на кварталы в центре города, но возникшие пожары были тотчас потушены. В мае противник проявил большую активность в воздухе; появились над городом сравнительно новые типы самолетов - двухместные многоцелевые «Альбатрос С». 20-23 мая (2-5 июня) они ежедневно совершали налеты на Варшаву, но, встреченные огнем батарей, не смогли пробиться к целям.

Крупные поражения армий Юго-Западного фронта и наступление противника на фланговые армии Северо-Западного фронта создали непосредственную угрозу окружения и захвата германцами Варшавы. Штабу крепостной артиллерии было поручено разработать план обороны фортов на случай их штурма противником. Началась эвакуация «негодного и ненужного артиллерийского имущества». 6 (19) июля 1915 года главнокомандующий армиями Северо-Западного фронта генерал от инфантерии М.В. Алексеев разрешил 2-й армии отступить за Вислу. Авиация противника вновь оживилась. Сейчас ее задачей, видимо, был срыв эвакуации Варшавы. 9-11 (22-24) июля пары аэропланов атаковали вокзалы и гвардейские казармы, но большого эффекта не достигли, а 11-го (24-го) даже были отогнаны артогнем и не сбросили бомбы.

Это были последние зафиксированные гражданскими властями и штабом крепостной артиллерии налеты противника на Варшаву. 11 (24) июля 1915 года главнокомандующий разрешил генерал-губернатору и его управлению покинуть город, а командующему 2-й армией генералу от инфантерии В.В. Смирнову приказал «...произвести эвакуацию цитадели и всех еще оставшихся военных и гражданских учреждений Варшавы» и взорвать мосты через Вислу. Эвакуация крепостной артиллерии проводилась 13 (26)-18(31) июля; покинули город и четыре противоаэропланные батареи.

Однако 17 (30) июля на смену им в Прагу (правобережный пригород Варшавы) вновь прибыла автомобильная батарея Тарновского (один взвод). Зенитные установки на автомобилях были поставлены в Скарышевском парке с задачей противовоздушной обороны мостов. В этот день противник впервые произвел массированный налет, в котором участвовало девять аэропланов. Встреченные огнем с земли, они кружили, пытаясь пролететь над мостами, но в конце концов повернули на запад. По врагу было выпущено 187 снарядов, от высокого темпа стрельбы одна установка вышла из строя. Но и противник понес, согласно рапорту В.В. Тарновского, первые (и последние) потери: два самолета были сбиты и сели в расположении русских войск. Трое солдат расчета были награждены Георгиевскими медалями 4-й степени.

После эвакуации крепостной артиллерии штаб 2-й армии взял на себя руководство противовоздушной обороной города. 10-18 (23-31) июля, несмотря на сильную облачность, ливни и грозы, на перехват вражеских аэропланов по заданию штаба 2-й армии 19 раз поднимались экипажи 2-го армейского и 1-го корпусного авиаотрядов. Ни один вражеский самолет не смог достигнуть черты города. Наиболее напряженным был вечер 11 (24) июля, когда экипажу француза-добровольца А. Пуарэ пришлось сделать три вылета. Для наблюдения за воздушным пространством над Варшавой несколько вылетов совершил известный ас - поручик Е.Н. Крутень.

19 июля (2 августа) в Варшаву прибыл второй взвод автомобильной батареи (штабс-капитан Величко). Но участь города уже была решена: 22 июля (4 августа) русские войска оставили Варшаву. Батарея Тарновского убыла в Острув, где находился штаб 12-й армии. Авиаотряды были эвакуированы в Новоминск (ныне Миньск-Мазовецки). На следующий день в столицу Царства Польского вступили части 9-й германской армии.

Опыт противовоздушной обороны Варшавы (сентябрь 1914 – июль 1915 г.), города с почти миллионным населением, показал, что использование даже приспособленных средств борьбы с авиацией противника снижает вероятность поражения военных и гражданских объектов. Так, из 124 бомб, сброшенных на город и его окрестности за 10 месяцев (из них 78 за четыре месяца 1914 г.), только 15 были направлены против укреплений и артиллерийских позиций (10 (23) в 1914 г.). Остальные снаряды падали на городские объекты, причем только ничтожная их часть попала в здания и сооружения пяти вокзалов (15) и многочисленных казарм (4). Александровская цитадель, места размещения генерал-губернатора и губернских управлений не были поражены ни разу, ни один мост через Вислу не был разрушен (достигнуто всего одно попадание). В период Варшавско-Ивангородской (октябрь 1914 г.) операции через город без потерь проследовали для занятия ударных плацдармов шесть корпусов (250 тысяч человек).

Безусловно, в этом была заслуга противоаэропланных батарей, ведших обстрел самолетов и дирижаблей противника не только на подходе к городу, но и непосредственно во время проведения бомбометания. Хотя ни один воздушный аппарат противника не был уничтожен, воздействие от вражеских бомбардировок (даже моральное) было минимальным, и это при том, что ни один крупный административный центр Российской империи не подвергался столь масштабным ударам с воздуха. Да и дело это было новым: впервые в мире, опередив все воюющие державы, русские артиллеристы и летчики организовали противовоздушную оборону крупного города.

Тем не менее, необходимо отметить, что гражданское население города на первых порах оказалось слабо защищенным; судьба жителей фактически зависела от количественных и качественных характеристик оружия, применяемого противником в воздухе. Централизация управления ПВО Варшавы, столь необходимая осенью 1914 года, была предпринята тогда, когда пик активности врага в воздухе уже прошел, она носила формальный характер и ограничивалась лишь вопросами тактического взаимодействия родов войск.

Реальный практический опыт противовоздушной обороны Варшавы, прежде всего, использовался для организации и развития ПВО тех городов, которые не подвергались никакому воздействию со стороны авиации противника (Петроград, Могилев). Но уже осенью 1915 года русские войска успешно наладили оборону воздушного пространства над Ригой, Двинском, Минском, Псковом - городами, где размещались крупные штабы и центры управления, где находились важные транспортные узлы. Прошли годы, и подвиги русских воинов были незаслуженно забыты. Однако сейчас благодарные потомки снова обращаются к страницам славной истории: именно из Варшавы начался боевой путь войск противовоздушной обороны.

С. НЕЛИПОВИЧ
кандидат исторических наук,
начальник архивного отдела администрации Балашихинского района
Московской области, член научного совета Российского
государственного военно-исторического архива
Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?