Библиотека

ВОЛШЕБНАЯ ПОРА ЖИЗНИ

Геннадий КОЛУПАЕВ

Геннадий Васильевич Колупаев (род. в 1929 г.), генерал-майор авиации в отставке, заместитель командующего авиацией Московского округа ПВО. Начал военную службу с 1946 г. в Пермском Военно-морском авиационно-техническом училище. Окончил Ейское Военно-морское авиационное училище им. И.В. Сталина. Военно-политическую академию им. В.И. Ленина (заочно). Проходил службу в должностях летчика иап Черноморского Флота, командира эскадрильи, заместителя, командира иап, заместителя командира дивизии ПВО по авиации. В Московском округе ПВО с 1972 г. заместителем командира корпуса ПВО по авиации, заместителем командующего авиацией Московского округа ПВО. За 30 лет летной службы освоил 22 типа истребителей. Награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Красного Знамени, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, многими медалями Союза ССР. С октября 1972 г. я проходил службу в Московском округе противовоздушной обороны сначала в должности заместителя командира Брянского корпуса по авиации, затем, с ноября 1974 г. - заместителем командующего авиацией столичного округа. Заслуженный военный летчик СССР, военный летчик-снайпер.

ВОЛШЕБНАЯ ПОРА ЖИЗНИ

Семидесятые годы для авиации округа были годами наибольшего подъема и интенсификации летного дела за все послевоенное время. 12 истребительных авиационных полков были вооружены сверхзвуковыми истребителями второго и третьего поколений, а к началу восьмидесятых годов - четвертого поколения. Все они были боеготовы и несли боевое дежурство в системе противовоздушной обороны столицы нашей Родины г. Москвы.

Во главе полков стояли авиационные командиры, сочетавшие в себе лучшие качества воздушных бойцов и руководителей, отвечавшие требованиям высокого доверия, оказанного им командованием. Они, как правило, пользовались и не меньшим доверием и уважением со стороны личного состава полков. И это правильно, ибо, как гласит народная мудрость, "Без доверия дрябнут руки и сохнет энергия, без доверия жить трудно, а работать нельзя".

Одаренными организаторами боевой учебы авиаторов были талантливые методисты и воспитатели: В. Андреев, О. Анисимов, Г. Васильев, Ю. Гармаш, В. Бобриков, А. Соболев, Г. Гоголев, С. Золотарев, И. Коротких, П. Мелкосянц и многие другие отличные командиры, судьбы и дела которых достойны уважения и подражания.

Самая боевая должность в истребительной авиации - командир эскадрильи, а самая многообязывающая и, прямо скажем, тяжелая ноша - это должность командира полка. Стать командиром истребительного авиационного полка нелегко, а быть им - трудно. Авиационные командиры облечены особой ответственностью за подготовку, организацию, проведение и обеспечение полетов с высоким качеством, без летных происшествий. Но разве только это? А боевое дежурство, состояние аэродрома, командный пункт, инженерно-техническое обеспечение, состояние учебной базы, гарнизон, воинская дисциплина, условия жизни и питания военнослужащих срочной службы, прапорщиков, офицеров и их семей и даже самодеятельность - без командира полка никак и никуда!

"Рук не хватает, просвета не видно! Что делать?" И я сам себе говорил: "Закройся в кабинете, подойди к зеркалу и поскули! А потом расправь плечи, огляди себя сверху донизу, чтобы ни один волосок не торчал и четким шагом выходи перед строем вверенного тебе полка и - вперед!" "Однополчане! Задачи, поставленные перед нами, сложны и многообразны, но мы справимся, иначе нельзя, потому что все мы - истребительный авиационный полк! Держись брат за брата! И мы победим!" Вот так и жили, никто не выбрасывал белый флаг и все задачи, какие бы они ни были сложные, решались успешно.

Авиационные гарнизоны обустраивались и совершенствовались ударными темпами. Строились новые и реставрировались старые взлетно-посадочные полосы, возводились жилые дома. Командные пункты и аэродромы оснащались автоматизированными системами наведения и обеспечения посадки самолетов в сложнейших метеорологических условиях дня и ночи. Всего не расскажешь, но было здорово, и было чувство гордости за державу и за причастность к этим важнейшим делам. Оно присутствовало постоянно.

Но мы готовили не только своих летчиков. 15 февраля 1978 г. на одном из аэродромов округа, в Котласе "высадился десант" из алжирских и ливийских летчиков. Было приказано обучить их полетам и боевому применению на современном истребителе МиГ-25. Этот эксперимент впервые нужно было осуществить на базе строевого, несущего боевое дежурство авиационного полка. Полка необычного - отличного и сплоченного.

На аэродроме сформировали центр, который возглавил Олег Владимирович Анисимов. "Засучили рукава", и закипела работа. Строители округа, работники управлений тыла, авиации, оперативного управления, боевой подготовки - никто не остался в стороне. Всем низкий поклон! Сделали из аэродрома "конфетку"! Хоть кому не стыдно показать! И хотите - верьте, хотите - нет, а уже в августе этого же года группа алжирских и ливийских летчиков успешно закончила программу обучения, "без сучка и задоринки", отстрелялась боевыми ракетами на полигоне и отбыла к себе на родину. 15 февраля они еще ни слова не знали по-русски, а 5 апреля - полетели "с русским языком" на МиГ-25.

Это было очень трудно, но оказалось возможным. И те, кому это поручили, справились блестяще. Не многие, к сожалению, сейчас помнят об этой заслуге личного состава ордена Ленина Московского округа ПВО.

В то время об этом хорошо знали и использовали отработанную методику в интересах ускоренной подготовки молодых пилотов. Учитывая опыт переучивания иностранных летчиков, командование округа пошло дальше, приняло решение укомплектовать полк лейтенантами-выпускниками летных училищ. Вот что писала газета Московского округа ПВО "На боевом посту" 26 апреля 1980 г.: "По итогам соревнования истребительный авиационный полк, которым командует военный летчик 1-го класса Александр Семенович Соболев, в минувшем году завоевал переходящее Красное Знамя МГК КПСС и Моссовета. Продолжая славные традиции однополчан-фронтовиков, сражавшихся с немецко-фашистскими захватчиками на подступах к Москве, наследники доблестных асов не остановились на достигнутом..." И 20 молодых пилотов освоили сложнейший авиационный комплекс перехвата МиГ-25. А уже сегодня один из них командует этим же полком на самолетах-истребителях четвертого поколения - МиГ-31.

Перелистываю официальный отчет: "Опыт переучивания летного состава". В плане мероприятий обозначено, что до прибытия молодых офицеров в полк было сделано все необходимое. Был решен даже такой сложный вопрос для каждого авиагарнизона, как их благоустройство и размещение: каждому была зарезервирована отдельная квартира! Скупые страницы отчета вещают о патриотах, положивших силы свои душевные на алтарь Отечества, не ради Славы и корысти. Всем миром, бывало, наваливались на порученное дело и с честью выполняли любую задачу, не требуя "фанфар".

В эти же годы в короткий срок переучивался, набирал силу и заступил на боевое дежурство другой истребительный авиационный полк под командованием Заслуженного военного летчика СССР полковника Гармаш Юрия Михайловича. 22.01.80 г. газета "На боевом посту" писала об этом: "В сердцах нынешнего поколения авиаторов живут славные традиции, родившиеся в суровые годы войны с фашистами и японскими самураями. Полк завоевал почетные награды МГК КПСС и Моссовета, военного совета округа и ЦК ВЛКСМ".

На боевом счету 415-го истребительного авиационного полка 178 сбитых вражеских самолетов в годы войны. Наследники асов под руководством боевого командира Геннадия Борисовича Васильева первыми в авиации ПВО освоили новейший истребитель МиГ-23п. Организованно перебазировались на полигон, отлично отстрелялись и заступили на охрану неба столицы.

Не жалея сил и здоровья, обустраивал новый гарнизон со своими подчиненными Иван Ефимович Коротких, одновременно перевооружаясь и осваивая новый истребитель МиГ-23п.

Дни и ночи напролет командир Брянского корпуса Петр Федорович Хатылев руководил и помогал изо всех сил в этом трудном деле.

В это же время на аэродроме Правдинск командир истребительного авиационного полка Петр Игнатьевич Разуваев осваивает уже новую чудо-технику - истребитель четвертого поколения МиГ-31.

Выпала удача и мне покорить "величайшее творение разума и рук человеческих"! Я бы так прокомментировал впечатление от этого самолета: "Ночью на высоте 20 км и скорости, близкой к трем "звукам", как в опере "Кармен" - все красное, цыганка поет о любви, тореадор командует "смелее в бой" и бык ревет! А в пространстве ни одного десятка разноцветных символов приятный женский голос командует: "Внимание - пуск!". Летчики это поймут и, по-моему, согласятся со мной.

В округе царил подъем: и в войсках, и в штабах. В атмосфере доверия, доброжелательности, требовательности и понимания, воины всех родов войск и служб добивались успехов в боевой учебе и освоении новой техники, которую без перебоев поставляла промышленность в войска.

Мы не знали проблем с поставкой техники, запчастей, топлива и других ГСМ, обмундирования, продовольствия и финансов. В разговорах в шутку я говорил летчикам, что какие бы трудности у народа в стране не возникали, тебе всегда к завтраку подадут два яичка, а мог бы когда-то и одним обойтись! Это понимать надо и помнить с благодарностью и всегда! И народ действительно понимал и делал все возможное и даже невозможное.

Со сталинских времен заботился народ о своих соколах! Авиацией в округе руководил Заслуженный военный летчик СССР, впоследствии командующий авиацией ПВО страны, генерал-полковник Николай Иванович Москвителев. Его заслуга в том, что в семидесятые годы авиационные полки округа и летали, и стреляли лучше всех авиаторов ПВО страны. В управление авиации округа и корпусов Н.И. Москвителев подобрал отряд высоко классных специалистов, которые еще долго служили развитию и успешному функционированию авиации округа. Этот задел формировали будущие крупные военачальники: В. Царьков, В. Андреев, А. Морин, В.Долгов, А. Рябов, летчики-инспекторы: Ю. Иванов, И. Харитонов, П. Иванцов, В. Королев, В. Левашко, офицеры штаба и служб: С. Попов, В. Зеренков, Л. Сергеев, специалисты метеослужбы и перелетов и многие другие.

Повышалась боеспособность авиационных полков за счет наращивания числа боеготовых экипажей, и это наращивание рождалось в процессе выполнения плана боевой подготовки, главной частью которого является летная работа, проводимая четко, спокойно, разумно, интенсивно, планомерно, смело и безаварийно.

Только налет - расчетливый, плановый, организованный на высоких требованиях соблюдения летных законов, предотвращает катастрофы. И дело спорится, и успех налицо.

Турбины наши спорили с громами.

Ракеты наши бой вели с "войной".

Земля нас награждала орденами,

А небо награждало сединой!

Так образно, очень лаконично и, пожалуй, очень правильно оценил нашу службу Родине армейский поэт.

На аэродромах, в штабах корпусов и в авиации округа трудились авиационные инженеры высочайшей квалификации, ответственные и принципиальные. Целью инженерно-авиационной службы было не только обеспечение безотказности, но и обеспечение высочайшей боевой готовности авиационной техники. В процессе боевых стрельб на полигонах авиационные специалисты всех рангов обеспечивали в сложнейших условиях базирования, погоды и тактических задач, безотказную работу самолетов, оружия, прицелов, радио- и специального оборудования, подготовку к повторным вылетам. Всегда на страже, всегда начеку! - отзывались летчики о "технической силе". Или, как говорил о себе инженерно-технический состав: "Инженеры начеку, с ходу выдернут чеку!" Среди многих и многих тружеников особо помнятся В. Пахомов, Н. Лебедев, Э. Дмитриев, П. Лесовой, А. Сокольский, М. Рымко, И. Дорофеев, Р. Мкртчан.

С благодарностью вспоминают летчики и авиационную медицину округа, замечательных, добрых людей в белых халатах, полковых, корпусных и окружных докторов, медсестер и весь медицинский персонал родного 114 госпиталя и нашего летного отделения: Л. Дернина, В. Шичанина, В. Цыганка, В. Дикусара.

"...Потому-то издавна работа возносила выше, чем любовь!"

От работы приходит счастье бытия: еда, тепло, комфорт, уважение, ордена, звания, должности, счастливые дети. Так сложилось, к счастью, и у меня, что все радости пришли от ремесла летчика-истребителя. Волшебная страна!

В любую погоду прекрасно море, но нет для меня лучше места в мире, чем аэродром. То ли Котлас, то ли Красноводск, Кача, или Бельбек, аэроклубовский Орел, зима или лето, день или ночь! На аэродроме особые звуки, цвета, запахи, лица, а главное - глаза. Самые лучшие мальчики моей Родины на аэродроме! Сознание ликует, с восторгом фиксирует огромный, без конца и края прекрасный мир небесной синевы, моря, облаков, солнца, луны, звезд, Млечного пути или непроницаемой мглы и т. д., долго и красиво.

...И так бесконечны в ночи облака,

Такое несут утомленье,

Что все тут сместилось. Назвали в полках

"Иллюзией" это явление!

Не было в моей многолетней жизни летчика никакого окаянства, не кляну, а благословляю на семьдесят пятом году жизни все, что было со мной, никого ни в чем не обвиняя и не осуждая.

Уволившись в 1985 г. в запас, я, по рекомендации хорошего человека Александра Николаевича Сошникова, был зачислен в управление авиации ЦК ДОСААФ СССР, под начало Героя Советского Союза Семена Ильича Харламова и пролетал еще семь лет на мотодельтаплане и спортивных самолетах "Вильга", Як-18т, Як-52, Ан-2. Вместе с малолетним внуком Алешей Кулаковым (он - так же внук Алексея Васильевича Кулакова, в прошлом 1-го заместителя начальника политического управления Войск ПВО страны) мотался по досаафовским аэродромам, возил его на самолете: сам за штурвалом, вдвоем на мотодельтаплане и "пристраивал" его, где только могу, в кабине вертолетов, самолетов, планеров.

"Бабушка! - рассказывал внук с горящими глазами, - они летают, а им еще за это деньги платят!" Ребенок не мог себе представить, что это работа, а не развлечение!

Москва прекрасна с высоты птичьего полета днем и ночью, зимой и летом. Необыкновенно красивы районы Тушино с его аэродромом, Москвой-рекой, каналом им. Москвы, шлюзы, пересекающие шоссе, железная дорога. Лечу на дельтаплане: зелень аэродрома и синева Москвы-реки, белый бетон канала - все радует глаз. И к горлу престарелого пилота подкатывает комок. Лечу и пою, что зимой, что летом! Снег сечет лицо, крыло не видно, и я, будто на табуретке, лечу по воздуху, а садиться не хочется, так бы и летел до бесконечности!

С благодарностью вспоминаю минувшие годы службы в столичном округе и горжусь тем, что сейчас нахожусь в строю Союза ветеранов МО ПВО, десятилетний юбилей которого недавно торжественно отметили все вместе. Молодцы наши активисты ветеранского движения: Ю. Прядко, И. Докучаев, Л. Калюкин, Н. Панфиленко, Л. Сергеев - спасибо им. Уверен, что наш Союз один из лучших среди ветеранских организаций, каковым был и наш орденоносный столичный округ ПВО.

И в сегодняшнем времени живется хорошо старому летчику, горжусь детьми и внуками.

В самом центре Москвы,

возле Чистых прудов,

Ни тоски, ни унынья не зная,

Доживает свой век престарелый пилот,

О волшебной поре вспоминая!

По материалам книги
"Ветераны округа вспоминают"
К 50-летию Московского округа ПВО
Москва
Академический проспект
2005 г.
Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?