Концепции

Финансирование программ ПРО США

Финансовый год в США начинается с 1 октября, и процесс утверждения государственного бюджета проходит много стадий в комитетах обеих палат конгресса, а затем и на самих заседаниях палат прежде чем, после подписания президентом, становится законом. Однако можно быть уверенным в том, что в нынешнем году законодатели богатейшей страны мира не поскупятся на удовлетворения запросов администрации Джорджа Буша Младшего на оборону, поскольку Америка находится фактически в состоянии войны с всемирной угрозой терроризма, а выход из договора по ПРО открыл зеленую улицу мощным ассигнованиям на исследования, разработки и испытания в этой области. Представляет интерес проанализировать запросы администрации на военные расходы, в особенности на различные элементы ПРО.

В целом администрация запросила увеличение военных расходов до 379,3 млрд долл., или на 14.8%, по сравнению с бюджетом 2002 г. Со времен президента Рональда Рейгана это самый большой рост расходов на оборону. Текущие планы Пентагона предполагают неуклонный рост военного бюджета до 2006 г., когда он должен достигнуть 451,4 млрд долл.

В запрашиваемом бюджете на исследования, разработки, испытания и оценки новых систем должно быть выделено 53,9 млрд долл. (14% всех расходов), из них 6.7 млрд долл. составит бюджет Агентства Противоракетной Обороны (АПРО, по-английски MDA - Missile Defense Agency), ранее называвшегося Организацией по обороне от баллистических ракет (Ballistic Missile Defense Organisation). В январе 2002 г. эта организация, отвечающая за разработку ПРО, получила новый статус правительственного агентства и более широкие полномочия по финансированию. Бюджет АПРО в новом году даже меньше на 1 млрд долл., чем в предыдущем, однако это не должно вводить в заблуждение, поскольку с 2003 г. финансирование программ PAC-3 и MEADS передается армии США. С учетом последнего факта бюджет 2003 г. по всем системам ПРО находится практически на том же уровне, что и в 2002. Несколько изменилась классификация статей расхода (табл. 1). В таблице приведены также планируемые министерством обороны США расходы на ПРО на ближайшие пять лет (2003-2007).

При представлении Конгрессу бюджетного запроса на 2003 г. генерал-лейтенант Рональд Кадиш, директор АПРО, отметил, что архитектура системы ПРО будет развиваться на основе ежегодных рассмотрений экспертами АПРО и высшего совета министерства обороны текущих результатов работы. Будут анализироваться прогресс в испытаниях, альтернативы по технологиям и способам базирования, возникающие угрозы. Первоначальной целью является "обеспечить ограниченную защиту США и потенциально их союзников от баллистических ракет большой дальности в течение 2004-2008 гг., одновременно обеспечивая более надежную защиту от ракет меньшей дальности".

Кадиш подчеркнул, что традиционный способ выдачи тактико-технических требований (ТТТ) не вполне подходит для разработки ПРО. Директор АПРО привел несколько примеров, в т.ч. сославшись на бомбардировщик B-52, который впервые поднялся в воздух 50 лет назад, и в то время никто не смог бы очертить круг задач, выполняемых им сегодня в составе ВВС США. Также всего лишь пять лет назад никто не смог бы сформулировать требования к Интернету в том виде, в каком он существует сегодня. Поэтому АПРО руководствуется принципами "идти прежде, чем бежать" и "учиться в процессе продвижения". ТТТ на системы хотя и существуют, но они являются лишь справочными документами, и степень их выполнения уже не является главным критерием успеха той или иной программы. Такой подход, впрочем, вовсе не означает меньшую дисциплину для разработчиков, поскольку АПРО осуществляет действенный контроль на промежуточных этапах и вовремя принимает решения, которые могут изменить направления работ и снизить технический риск, или, напротив, переориентировать разработчиков на использование ставших доступными новейших технологий.

Развитие системы рассчитано на двухгодичный блочный цикл введения новых элементов и усовершенствований. Первая испытательная конфигурация интегральной системы ПРО называется "Блок 2004" по соответствующему финансовому году. В следующих "Блоках" будет наращиваться состав боевых элементов и датчиков и усовершенствоваться уже созданные. Ежегодные рассмотрения состояния программы и ее элементов определят, разработку каких подсистем следует ускорить, что изменить, и что прекратить.

Первый структурный сегмент ассигнований - Система защиты от баллистических ракет - определяет направления разработки системы ПРО в целом, интеграции ее подсистем, управление боевыми действиями, систему отдачи команд и контроля за их выполнением, системы связи, целевую и помеховую обстановку, процедуры испытаний и оценки, оценку технологичности и необходимую технологическую подготовку серийного производства, а также административные расходы. Усилия разработчиков и аналитиков в этом сегменте относятся ко всем элементам и подпрограммам ПРО. Суммарные ассигнования в этом общем сегменте затрат планируются в 2003 г. в размере 1,1 млрд долл., а на пять лет - 5,95 млрд долл.

Таблица 1
Код Программы Бюджетные расходы (млн. долл)
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2003-07
1.0 Система защиты от баллистических ракет
(Ballistic Missile Defense System 846110112521200118212195954
2.0Сегмент конечного участка траектории
(Terminal Defense Segment)202611289271078114914995781
3.0Сегмент среднего участка траектории
Midcore Defense Segment)37623193307430162969259614848
4.0Сегмент активного участка траектории
(Boost Defense Segment)60079713901400159122757453
5.0Датчики (Sensors)335373489114690010083916
6.0Технология (Technology)139122155130143147697
ИТОГО77096714728779707934874338649
Второй сегмент - системы ПРО конечного участка траектории. Эти системы разрабатываются для защиты от баллистических ракет малой и средней дальности. В эту группу входят ЗРК THAAD, PAC-3, MEADS, а также новая система морского базирования взамен системы Navy Area Defense, разработка которой была прекращена из-за чрезмерного роста расходов. В этот же сегмент попадает израильская система ПРО "Эрроу", разрабатываемая совместно с США. Бюджет АПРО по этому сегменту в 2003 г. составит 1,1 млрд долл. и 5,8 млрд долл. - на ближайшие пять лет. В эту сумму не входят ассигнования на разработку и закупку систем PAC-3 и MEADS, ответственность за которые передается армии США. В 2003 г. на две эти системы планируется потратить еще 840 млн долл., а в ближайшие пять лет всего около 4,8 млрд долл. Основная часть ассигнований по второму сегменту в 2003 г. уйдет на систему THAAD (Theater High-Altitude Area Defense - Высотная система обороны театра военных действий). THAAD предназначена для защиты развернутых группировок вооруженных сил США их союзников, густонаселенных районов и городов и других важных объектов от баллистических ракет малой и средней дальности. В 2003 г. на разработку этой системы выделяется 932 млн долл., а по пятилетнему плану - около 4,5 млрд долл.

Третий структурный сегмент - это ПРО на среднем участке траектории. В 2003 г. на него будет потрачено 3,19 млрд долл., или 48% всех средств, т.е. именно эта часть программы является наиболее затратной. Пятилетним планом здесь предусмотрены затраты приблизительно в 14,8 млрд долл. Элементами этого сегмента являются прежде всего испытательная конфигурация системы ПРО "Блок 2004", а также наземная система ПРО на среднем участке и такая же система морского базирования. Наземная система ПРО на среднем участке будет перехватывать ракеты в основном на спуске из верхней точки траектории, но до входа в атмосферу.

В июле и декабре 2001 г. были проведены успешные испытательные пуски противоракет наземного базирования. Для дальнейшего развития системы будет усовершенствован радар "Кобра Дейн" на Аляске, там же развернуто строительство шести шахтных пусковых установок для ракет-перехватчиков. В 2003 финансовом году должны быть изготовлены пять ракет-перехватчиков, использующих опытную конфигурацию разгонных ступеней и уже близкую к отработанной для серийного производства конфигурацию боевых блоков перехватчиков (EKV).

Предстоит установить, возможно ли использовать единые боевые блоки для наземной и морской систем ПРО среднего участка. В январе и июне 2002 г. в Тихом океане были проведены два успешных пуска противоракет "Стандард" SM-3 с борта ракетного крейсера ВМС США "Лейк Эйри". С 1999 г., после подписания совместного с США меморандума о сотрудничестве, в разработке элементов системы ПРО морского базирования участвует и Япония.

Четвертый структурный элемент системы ПРО - оборона на активном участке. На него выделяется 797 млн долл. в 2003 г. и около 7,5 млрд долл. по пятилетнему плану. В рамках этого сегмента основные ассигнования сейчас направляются на разработку лазерной системы воздушного базирования ABL (Airborne Laser), включающей три основных элемента: непосредственно высокоэнергетический лазер, подсистема управления лучом и подсистема управления боевыми действиями, отдачи команд, контроля их выполнения и связи. Все системы ABL устанавливаются на модифицированный самолет Boeing 747-400F, и в рамках ПРО "Блок 2004" должна быть продемонстрирована способность уничтожения баллистической ракеты на активном участке траектории. Первый опытный образец может быть использован в реальных боевых условиях, если в этом возникнет экстренная необходимость. В дальнейшем планируется оснащение лазерной боевой системой еще одного самолета с внесением усовершенствований по результатам испытаний.

Другими элементами четвертого сегмента являются морские и космические системы, включая лазеры, размещаемые на спутниках. Помимо использования направленной энергии, рассматриваются и различные концепции кинетических боевых блоков. В рамках исследований по ПРО на активном участке проводится мониторинг пусков ракет-носителей с авиабазы Ванденберг для накопления реальной информации в базе данных о реальных пусках.

Пятым сегментом являются датчики обнаружения пусков и слежения за траекторией ракет. В 2003 г. на это направление работ выделяется 373 млн долл. и всего 3,9 млрд долл. по пятилетнему плану. Основным элементом сегмента является низкоорбитальная группировка спутников с инфракрасными датчиками SBIRS-Low (Space Based Infrared System-Low). Эта программа подверглась существенному пересмотру из-за неприемлемо высокой стоимости разработки первоначального варианта, в результате она может задержаться года на два относительно первоначального календарного плана.

Важным элементом программы считается российско-американский спутник наблюдения RAMOS (Russian-American Observation Satellite). Предложения о его совместной разработке поступили от США в июле 2001 г., предполагается получение согласия российской стороны летом 2002 г., после чего станет возможным определиться с техническими параметрами и приступить к проектированию и изготовлению двух спутников, которые должны быть выведены на орбиту в 2006 финансовом году. Головными предприятием в России по средствам выведения и спутнику определен ГКНПЦ имени Хруничева, по целевой аппаратуре - ЦНИИ "Комета". Предполагается, что российская сторона будет участвовать в подготовке и проведении совместных экспериментов в воздухе и космосе.

Вне рамок бюджета АПРО ведется работа по группировке высокоорбитальных спутников SBIRS-High, ответственность за которые лежит на ВВС США. По этой программе на 2003 г. выделены еще около 815 млн долл.

Шестой сегмент - разработка новых технологий, концепций, компонентов и подсистем на основе подходов с высокой степенью технического риска, но обещающих прорывные результаты. Ассигнования на этот сегмент - 122 млн долл. в 2003 г. и всего 697 млн долл. на пятилетний план. При выборе направлений работ по новым технологиям применятся сбалансированный подход для обеспечения модернизации уже разрабатываемых систем и для поисковых исследований в новых областях.

Подводя итоги, можно заметить: несмотря на мнения многих скептиков, у автора не возникает сомнений в том, что через 5-6 лет США будут обладать демонстрационным, но вполне дееспособным вариантом системы ограниченной эшелонированной противоракетной обороны с развернутыми элементами наземного, морского, воздушного и космического базирования. В создании этой системы примут участие Германия, Италия, Япония, Израиль и, будем надеяться, Россия. Это еще одно доказательство того, что в мире осталась всего одна сверхдержава, которая в состоянии выделить на решение этой амбициозной задачи 40-50 млрд долл. в течение ближайших пяти лет.

Александр Велович

Опубликовано 1 января в выпуске № 2 от 2002 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?