Концепции

Наступательный потенциал в оборонном планировании США

Его развитие требует принятия немедленных и радикальных мер для укрепления ВКО России

В США полным ходом идут испытания нового типа наступательного оружия "первого дня войны" - беспилотных самолетов и гиперзвуковых летательных аппаратов. В числе основных целей этих средств воздушно-космического нападения станут органы военно-политического управления, объекты ответного потенциала (в первую очередь ракетно-ядерного) и средства систем ПВО государств - противников Вашингтона.

Разработки гиперзвуковых летательных аппаратов в Соединенных Штатах отличаются целеустремленностью и размахом. Под крылом стратегического бомбардировщика В-52 - ГЗ КР Х-43. US Air ForceРазвал СССР внес коренные перемены в геополитическую обстановку в мире, что, по мнению американского руководства, привело к значительному изменению спектра угроз национальной безопасности Соединенных Штатов. В одном из очередных ежегодных докладов шефа Пентагона президенту и конгрессу (2002 г.) были сформулированы задачи снижения этих угроз за счет планирования и ведения действий на стратегическом уровне. А вскоре в "Обзоре ядерной политики и состояния ядерных сил США" за 2002 г. подверглись корректировке положения директивы президента страны PDD-60 (1997 г.). Теперь в основу планирования объектов поражения стратегическими наступательными силами США закладывается принцип адаптивности, предусматривающий нанесение ударов по вновь выявленным целям. Подобный подход явился основой для начавшегося реформирования СНС. Оно должно завершиться созданием единого стратегического разведывательного наступательно-оборонительного комплекса на базе Объединенного стратегического и Объединенного космического командований американских Вооруженных Сил.

УПОР - НА ГЗЛА

В мае 2004 г. достоянием общественности стали некоторые подробности секретного "Руководства по оборонному планированию", подписанного министром обороны США Дональдом Рамсфелдом. В этом документе перед ВС на период с 2004 г. по 2009 г. поставлена приоритетная задача разработки систем поражения любой цели в любой точке Земного шара. В качестве главных ударных средств "первого дня войны" названы беспилотные самолеты и гиперзвуковые летательные аппараты. Наведение данных СВКН на цели должно осуществляться с помощью глобальной системы мониторинга поверхности Земли и управления из космоса и через космос. Они будут оснащаться боеприпасами нового типа - так называемыми "компактными" (в том числе и в ядерном, небольшой мощности, исполнении), обеспечивающими нанесение "широкомасштабных высокоточных ударов" по укрепленным и глубоко залегающим целям. Их необходимо иметь в таком количестве, чтобы атаковать намеченные объекты одновременно в трех разных странах.

Под крыльями гиперзвукового летательного аппарата Х-45 - пустынные районы  полуострова Калифорния. US Air ForceКак отмечает военный эксперт Уильям Аркин, ":ни одна цель на планете или в космосе не будет неуязвимой для американской атаки. США смогут без предупреждения нанести удар в любое время и в любом месте, в котором они заподозрят угрозу, а сами будут защищены при этом противоракетной обороной:". Добавим, что этим "любым" местом и "в любое время" может оказаться и Россия, и союзное или дружественное ей государство.

Какие же угрозы несет названный проект воздушно-космической безопасности России?

Анализ показывает, что некоторые страны НАТО, и прежде всего США, в последнее время активизировали работы по созданию СВКН, траектории полета которых будут находиться на высотах от 35-40 до 100-120 км, а скорости достигнут значений от М - 3-5 до М - 15-20. Благодаря таким средствам, по мнению руководства США, время от момента принятия решения на нанесение удара по назначенным целям до его осуществления составит всего несколько часов. Важно, что на начальном этапе конфликта не потребуется проводить переброску войск (сил) в "горячую точку", тратить значительные средства на организацию воздушных коридоров и аренду аэродромов.

СВКН с вышеназванными характеристиками получили название "гиперзвуковые летательные аппараты" (ГЗЛА). Это - планирующие головные части баллистических ракет, гиперзвуковые крылатые ракеты, воздушно-космические самолеты (системы).

Считается, что с помощью ГЗЛА могут решаться такие основные задачи, как поражение стратегических высокозащищенных объектов с обеспечением высокой скрытности и точности ударов; поражение мобильных наземных, морских, воздушных и космических целей в глубине территории противника, на всем пространстве Мирового океана, во всех зонах воздушно-космического пространства; ведение оперативно-стратегической разведки; вывод на околоземные орбиты КА различного предназначения; переброска войск и военной техники на трансконтинентальную дальность.

Таблица 1

Гиперзвуковые технологии в настоящее время реализуются в нескольких программах. Одна из них - HWT ("Hypersouic Weapon Technology"). Она предусматривает создание планирующей головной части (ПГЧ) ракет. За основу при ее разработке принята ПГЧ типа "Буст-Глайд", которая, по замыслу конструкторов, после разгона будет совершать гиперзвуковой полет в диапазоне высот от 30 до 60 км на дальность 7000-15000 км.

Ведутся активные работы и над гиперзвуковой крылатой ракетой (ГЗКР) с применением технологии "Стелс". Предполагается, что дальность полета ГЗКР составит 6000 км на высотах 30-40 км, а также возможность появится маневра по высоте до 20-30 км. В качестве головной части планируется применить 1-2 субблока, отделяемых от ракеты на участке ее пикирования (кабрирования) на цель.

Создаются также воздушно-космические самолеты (ВКС) многофункционального предназначения. Основным элементов ВКС будет двигательная установка, способная работать в режиме как ракетного, так и воздушно-реактивного двигателя. После разгона ВКС до скорости М - 10 на высоте примерно 40 км двигатель должен отключаться, и аппарат перейдет в планирующий полет по синусоидальной траектории на высотах от 40 до 60 км. Для обеспечения требуемой дальности полета и курсового маневра предполагается запуск двигателя в момент очередного достижения нижней точки траектории. Включения могут происходить через каждые 400 км. Военные специалисты США считают, что гиперзвуковые ВКС, используя "многоскачковый" профиль полета, способны наносить удары по любому району Земного шара в течение двух часов после получения задачи. Предполагается, что гиперзвуковые бомбардировщики нового поколения в 30-х гг. XXI века заменят самолеты В-1B, B-2A и В-52Н.

Очевидно, что одна из основных проблем при использовании традиционных средств ПВО для борьбы с гиперзвуковыми летательными аппаратами заключается в несоответствии их боевых возможностей. Тем не менее, устранить данное несоответствие можно.

Вот перечень необходимых для этого мер: разработка для комплексов ПРО ЗУР, дальность поражения и скорость полета которой обеспечит решение задачи эффективной борьбы с ГЗЛА; проведение доработок существующих и введение в тактико-техническое задание перспективных надгоризонтных радиолокационных станций предупреждения о ракетном нападении и космических систем (КС) ПРН требуемых тактических характеристик; создание воздушно-космической обороны страны как комплекса общегосударственных и военных мероприятий, а также боевого применения войск (сил), способных вести борьбу с СВКН противника, под единым руководством и по единому замыслу и плану.

Фактически ГЗЛА выступают в роли объективной воздушно-космической угрозы, требующей стереть искусственные грани и барьеры между двумя составляющими воздушно-космической обороны - ПВО и РКО. Попытка же поразить цели, переходящие из космической сферы в воздушную с огромной скоростью, силами и средствами различной видовой принадлежности обречена на неудачу.

МАШИНЫ БЕЗ ПИЛОТОВ

Второй составляющей наступательного потенциала США, по замыслу Пентагона, в будущем станут автоматические боевые авиационные машины, которые уже разрабатываются исследовательской организацией американских ВВС DARPA в рамках одноименной программы Unmanned Combat Air Vehicle (UCAV). Необитаемые самолеты должны представлять из себя дистанционно управляемую систему оружия, в которой, по мнению зарубежных экспертов, будет решена проблема сочетания разумного обоснования принимаемых решений и моральных качеств человека-оператора. Планируется, что подобные боевые машины станут основной ударной силой подавления системы ПВО и нанесения ударов по наиболее важным объектам после 2010 г.

По замыслу разработчиков, в проекте UCAV надо справиться со следующими проблемами. Система наведения самолета, с одной стороны, должна быть простой в управлении, а с другой - обеспечивать многофункциональность и широкий диапазон решаемых задач. Самолеты будут базироваться на обычных аэродромах или палубах авианосцев и должны взлетать (совершать посадку) как в режиме ручного управления, так и по заранее разработанной программе. Информационную подсистему самолета необходимо интегрировать в тактическую или оперативную систему мониторинга для получения (передачи) сведений о состоянии объекта удара или динамической обстановки поля в реальном масштабе времени (для этого, в частности, предполагается использовать необитаемые самолеты в качестве "приманки", провоцирующей ПВО противника к активным действиям). Стоимость одного необитаемого самолета не может превышать одной трети стоимости новейшего истребителя-бомбардировщика, а срок эксплуатации первого - быть не меньше 50-80% полетного ресурса "обычной" крылатой машины. Так, если цена базовой версии тактического истребителя последнего поколения F-35 американской компании Lockheed Martin составит 28 млн. долл., то за его беспилотного "собрата" Пентагон намерен заплатить не более 10-12 млн. долл. (включая сюда оплату за дисплеи и системы управления).

Авиабаза Эдвардс, Калифорния. Два Х-45 на стоянке после завершения очередного испытательного полета. US Air Force

Необитаемый самолет, несомненно, будет обладать большей надежностью и живучестью, чем его пилотируемый аналог по следующим причинам. Расчетные перегрузки необитаемого самолета не ограничиваются физическими возможностями человека, а, следовательно, могут быть доведены до величин, сопоставимых с перегрузками ЗУР. Взлетная масса необитаемого самолета всего в 2-3 раза превысит тот же показатель крылатой ракеты "Томагавк", что, естественно, значительно улучшит маневренность машины. Сегодня до 80% ресурса боевой авиационной техники расходуется на учебные и тренировочные полеты летчиков, а для подготовки операторов необитаемых ЛА реальных вылетов совершать не нужно, достаточно тренировок за пультом компьютерного тренажера (неслучайно в ряде статей UCAV уже нарекли "проектом компьютерных войн"). Кроме того, необитаемые самолеты будут оснащаться высокоточными боеприпасами, что существенно снизит бомбовую нагрузку. Здесь нужно отметить, что для разрушения, скажем, моста в 1944 г. требовалось 240 тонн бомб, в 1970 г. - 12,5 тонн, в 1990 г. - 4 тонны.

Вдобавок из-за значительного удешевления компьютеров и средств коммуникации современные самолеты становятся более "умными" и более дешевыми. Например, фирма MicroPilot выпустила самый маленький в мире GPS-автопилот MP2028g размером 10 на 4 см, предназначенный для установки на БПЛА. Он весит 28 г, программируется с ноутбука путем задания на карте до тысячи точек маршрута, помогает удерживать заданные скорость и высоту и стоит 5 тыс. долл. Установить такой автопилот можно на мини-боеприпас.

ПЕРВЫЙ КИБЕРСАМОЛЕТ

Все (или практически все) технические предложения по проекту UCAV были апробированы в экспериментальном беспилотном самолете фирмы Boeing Х-45А ("Х" по принятой в США терминологии означает экспериментальный вариант). На программу создания необитаемой машины DARPA выделено 460 млн. долл. Первый 14-минутный полет самолета Х-45А состоялся 22 мая 2002 г. на военно-воздушной базе Эдвардс в Калифорнии. Не позднее 2006 г. планируется выпустить более совершенный прототип Х-45, выполненный с элементами технологии "СТЕЛС".

Таблица 2

Управление Х-45 - дистанционное, осуществляется как оператором с помощью специализированного пульта, которым в принципе может быть ноутбук, так и по заданной программе идентификации местоположения самолета по сигналам СНС НАВСТАР. В первом случае на пульт управления в режиме реального времени поступают фотографии местности, над которой пролетает ЛА (он, надо сказать, отличается высокой маневренностью, что обеспечивается большими располагаемыми перегрузками его аэродинамической конструкции). Для обеспечения удаленного доступа оператора к Х-45 используются возможности самолета ДРЛОУ Е-3 АWАCS. При наземном управлении Е-3 служит ретранслятором.

Во втором случае бортовая ЭВМ автоматически на основе только заданных координат цели выбирает программу и режимы полета. При этом привязка к географической системе координат производится на основе цифровых карт местности, имеющихся в базе ЭВМ, с разрешающей способностью менее 1 м. В перспективе предполагается, что бортовая аппаратура самолета будет сама распознавать атакуемую цель и даже выбирать ее из компактной группы объектов. Практически речь идет о кибербомбардировщике, способном автономно выполнять свою задачу.

Летающий робот Х-45 должен нести разнообразные варианты бомбовой нагрузки, однако основу ударного вооружения, например, Х-45А составят две 450-кг бомбы GBU-32 JDAM, наводимые на цели по сигналам спутниковой навигационной системы НАВСТАР. Для обеспечения высокоточного поражения большого количества наземных объектов по программе SDB (Small Diameter Bomb) разрабатываются компактные боеприпасы малого диаметра и весом менее 113 кг, которые будут направляться на цель с помощью автономной подсистемы атаки.

Самолеты Х-45А можно длительное время хранить (до 10 лет без обслуживания) и перевозить по воздуху в специальных контейнерах размером 6,1х4,6х1,8 м. Транспортный самолет С-5 способен взять на борт до 12 таких контейнеров, что обеспечивает быструю доставку и развертывание целой эскадрильи боевых беспилотных средств практически на любом ТВД. Срок эксплуатации одного Х-45 - 25 лет.

Первые испытания Х-45А на точность бомбометания были проведены уже в апреле 2004 г. Целью служил грузовик, находящийся на территории авиабазы Эдвардс. 250-фунтовая (около 113,4 кг) бомба без взрывчатки, наводимая по сигналам СНС НАВСТАР, упала буквально в нескольких сантиметрах от автомобиля и, без сомнения, уничтожила бы его, если бы имела боевое снаряжение. Полет Х-45А контролировал оператор, располагавшийся на расстоянии почти 130 км от атакованного объекта. Его участие в авиаударе свелось только к подтверждению сброса бомбы: взлет, путь до цели и обратно, а также посадку Х-45 выполнил самостоятельно. В память самолета были заложены только координаты грузовика, все остальное выполнили бортовые компьютеры, опиравшиеся на данные GPS.

Эффективность боевого применения беспилотных самолетов весьма высока, поэтому в течение 2005-2009 гг. Пентагон намерен потратить на их строительство 10 млрд. долл. За это время число находящихся на вооружении армии США воздушных роботов достигнет 400 единиц. Пять первых боевых машин Х-45 поступят в войска уже в этом году. Ожидаемая стоимость каждой - 10 млн. долл. Причем американские эксперты считают, что к 2025 г. 90% всех боевых самолетов будут беспилотными. Решение этой задачи позволит Пентагону, наконец-то, снять проблему "неприемлемых потерь" авиации в ударах, уровень которых, по разным оценкам, колеблется в пределах от 3 до 7%.

НЕШУТОЧНАЯ УГРОЗА

Обобщая изложенное, хотелось бы подчеркнуть, что с развитием США и их союзниками по НАТО новых наступательных СВКН наметились определенные и довольно серьезные трудности для воздушно-космической обороны России.

Прежде всего ГЗЛА представляют пограничную проблему, которая в настоящее время не может быть решена разновидовыми силами и средствами. Это должно явиться достаточным основанием для интеграции усилий ПВО ВВС и РКО ВКС в рамках задач, решаемых системой ВКО России. Конкретным направлением борьбы с ГЗЛА должна стать модернизация ЗРК ПВО и ПРК ПРО, а также существующих средств локации ПВО и РКО.

Далее, автоматически (или дистанционно) наводимые в массовом порядке беспилотные малоразмерные средства воздушного нападения представляют собой весьма опасную цель для средств ПВО:

- по своей радиолокационной заметности они сопоставимы с крылатой ракетой и вместе с тем, в зависимости от обстановки, способны менять траекторию полета с перегрузками, недостижимыми для пилотируемой авиации;

- результативность выполнения противником боевой задачи уже не ставится в зависимость от настойчивости и самообладания пилота самолета или ошибки наведения крылатой ракеты в самых сложных условиях противовоздушного боя;

- практически утрачивает смысл борьба с отдельными беспилотными летательными аппаратами, приоритетное значение приобретает разрушение информационных каналов радиоуправления, оптико-электронного подавления бортовых средств БЛА и маскировки средств ПВО в различных диапазонах электромагнитных волн.

Наконец, анализ возможностей США позволяет сделать вывод, что к 2015 г. они будут иметь высокоточные непилотируемые средства поражения (главным образом воздушного и морского базирования) в таком количестве, которого вполне хватит для проведения в течение 30 суток непрерывной бесконтактной стратегической воздушно-космической операции против сильного в военном отношении государства в любом регионе планеты. Потенциал же американского военно-промышленного комплекса позволяет к 2020 г. довести продолжительность подобной операции до 60, а после 2040 г. - до 90 суток.

Евгений Демидюк
полковник, кандидат технических наук
Владимир Чеховский
полковник, кандидат военных наук

Опубликовано 1 января в выпуске № 4 от 2005 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?