Концепции

Опознавание требует консолидации усилий

Координацию развития государственного опознавания должен осуществлять единый межвидовой координирующий орган
На страницах журнала «ВКО» неоднократно говорилось о том, насколько важна нашей державе система государственного опознавания. Вряд ли кто-либо осмелится утверждать, что нет необходимости ее дальнейшего совершенствования и развития. Опознавание воздушных, наземных и надводных объектов, определение их государственной принадлежности, а значит, и необходимости применения по ним оружия в значительной степени могут повлиять на исход боя и операции.

Недоработки и недооценка системы государственного опознавания могут дорого обойтись обороноспособности любого государства. Это подтверждается анализом результатов локальных войн и вооруженных конфликтов последних десятилетий и уровнем потерь от огня своих же сил и средств, а также рядом других трагических событий.

Например, в ходе арабо-израильского конфликта в 1973 г. потери ВВС арабских государств от своих средств ПВО достигли: Египет – до 46%, Сирия – до 14%, Ливия и Ирак – до 30%. В 1991 г. во время войны в Персидском заливе причиной 15% всех людских потерь со стороны союзников по антииракской коалиции была стрельба по своим войскам (силам). В апреле 1994 г. в зоне, запрещенной для полетов иракских самолетов, два американских вертолета были сбиты собственными истребителями. В результате инцидента погибли 26 военнослужащих. Почти каждый пятый военнослужащий вооруженных сил США, убитый в ходе операции «Свобода Ираку» (2003 г.), погиб от воздействия своих огневых средств.

Не является исключением и применение отечественных Вооруженных Сил. В ходе антитеррористической операции в 1999 г. произошел бой между подразделениями Минобороны и МВД России, которые для непосредственной авиационной поддержки одновременно запрашивали по вызову авиацию. Отмечались случаи нанесения ракетно-бомбовых (в большинстве случаев неточных) ударов авиацией по колоннам Сухопутных и Воздушно-десантных войск и другие случаи применения оружия по своим войскам, в том числе и артиллерией.

В целом государственное опознавание – это определение государственной принадлежности воздушных, морских и наземных объектов по принципу «свой-чужой». Этот процесс предполагает определение координат и других признаков обнаруженных объектов (его номер, индивидуальная информация и т. п.). Аппаратура опознавания является одной из самых массовых в радиоэлектронных средствах различных образцов вооружения, требует учета интересов и особенностей применения всех видов и родов войск Вооруженных Сил, других министерств и ведомств Российской Федерации, в том числе и ее союзников.

Основные цели, задачи и недостатки существующей системы государственного опознавания Российской Федерации, предполагаемые направления ее развития и проводимые мероприятия по решению проблемных вопросов представлены на рис. 1–3.

Следует учитывать, что применяемые в Вооруженных Силах, других министерствах и ведомствах Российской Федерации средства системы государственного опознавания должны обеспечивать решение задач государственного опознавания как в мирное, так и в военное время. При этом главной целью является обеспечение безопасности государства и осуществление контроля использования воздушного пространства (прилегающей морской акватории) Российской Федерации и ее союзников.

Кроме того, сфера применения систем и средств государственного опознавания весьма широка и охватывает как военную, так и невоенную области.

Решение военных задач остается одним из главных направлений в области разработок и применения систем и средств государственного опознавания. Главной целью опознавания в военной области является повышение эффективности действий объединенной группировки разнородных войск (сил) при одновременном снижении общих потерь на земле, в воздухе и на море.

Это требует системного подхода к развитию и производству систем и средств государственного опознавания, планомерного проведения организационных мероприятий, подкрепленных техническими решениями, что в дальнейшем позволит повысить общую эффективность применения войск (сил) в вооруженных конфликтах различного масштаба. При этом вклад системы государственного опознавания в достижение целей операции (боя) может быть соизмерим с результатами применения ударных систем оружия, но при значительно меньших затратах.

С целью наиболее эффективного решения задач государственного опознавания в военной области выделяется ряд основных проблемных направлений, требующих особого внимания и дальнейшей проработки:

– обеспечение опознавания объектов в интересах систем вооружения наземного, морского, воздушного и космического базирования;

– обеспечение опознавания войск (объектов и подразделений) на поле боя, а также индивидуального опознавания военнослужащих;

– решение задач опознавания в рамках автоматизированных систем управления войсками и оружием.

Невоенная сфера определяет новую область проблематики опознавания, в должной степени не рассматриваемую до настоящего времени. Применение принципов опознавания в невоенной сфере открывает новые перспективы в повышении качества решения актуальных задач в этой области. Это задачи интегрирования принципов опознавания в системы управления невоенного назначения, связанные с идентификацией объектов по признакам их принадлежности к определенным классам, типам, а также для решения задач управления движением воздушных, морских и наземных объектов и др.

На рис. 4 представлены основные структуры ведущих иностранных государств, ответственные за применение, эксплуатацию и развитие систем государственного опознавания. Наиболее оптимальная структура этих органов, заслуживающая внимания и анализа, в настоящее время имеется только в Китае (рис. 4–5) и США (см. «ВКО» № 4, 2010, с. 90–95).

В этих государствах существуют достаточно оптимальные военный и гражданский компоненты, что обеспечивает наиболее эффективное применение систем государственного опознавания, организацию разработок перспективных средств этих систем, производство и сбыт данной продукции. В остальных государствах, в том числе и в Российской Федерации, организация применения и развития систем государственного опознавания возлагается в основном только на министерства обороны (генеральные штабы и главные штабы ВВС).

Необходимо также учитывать, что в Российской Федерации в настоящее время основной акцент исследований в области опознавания ставится на разработке технических средств опознавания – запросной и ответной аппаратуры, объединяющей эти средства в систему государственного опознавания.

Несмотря на то, что данные средства этой системы обеспечивают лишь исходную информацию для решения задач опознавания, тем не менее их разработка продолжает рассматриваться в качестве единственной основной задачи, решающей проблему опознавания. При этом не решены проблемы разработки системы опознавания объектов и войск (сил) на поле боя, функциональных систем опознавания в рамках автоматизированных систем управления оружием и войсками (силами), функциональных опознающих систем, обеспечивающих опознавание объектов в составе образцов вооружения, разработки средств индивидуального опознавания военнослужащих и др.

Таким образом, из всей совокупности актуальных проблем в области государственного опознавания в Российской Федерации в настоящее время решается только проблема разработки технических средств опознавания, обеспечивающих исходную информацию для решения задач опознавания, предназначенных для использования в системах вооружения воздушного, морского и наземного базирования, в том числе в существующих и перспективных средствах воздушно-космической обороны.

Система государственного опознавания – государственная система, однако должного подхода к ее развитию нет. Одним из главных недостатков отечественной системы государственного опознавания является отсутствие федерального органа, координирующего данную деятельность между всеми министерствами и ведомствами Российской Федерации, и как следствие – отсутствие правовой базы на государственном уровне.

Нет федерального закона, который бы регламентировал все стороны развития и применения средств системы государственного опознавания всеми министерствами и ведомствами Российской Федерации во взаимодействии с союзными и другими иностранными государствами в соответствии с международными договоренностями.

Кроме того, отрицательным образом на развитии системы государственного опознавания сказывается и отсутствие единой скоординированной политики в области разработок и серийного производства средств этой системы.

В рамках комплексной целевой программы «Опознавание-2020» выполняется ряд НИОКР, направленных на создание системы государственного опознавания государства нового поколения, в том числе и на решение проблем опознавания объектов и войск (сил) на поле боя. На реализацию данной программы выделяется достаточно высокая сумма, выражающаяся в млрд. руб.

Однако здесь и возникают определенные трудности. В частности, отсутствие единой государственной политики в области разработки, производства и реализации средств системы государственного опознавания приводит к перетягиванию каната между научно-исследовательскими организациями, в том числе непосредственно не занимающимися этими проблемами.

Так, в апреле 2010 г. одним из ведущих научно-исследовательских учреждений в области автоматизированных систем управления, причем тактического звена, было предложено Минобороны России прекратить выполнение Комплексной целевой программы, провести научно-исследовательскую работу по определению нового перспективного облика системы государственного опознавания, причем совсем за «символическую» сумму – несколько млрд. руб.

По всей видимости, результатом этой работы будет большой важности документ, но не опытные образцы средств перспективной системы государственного опознавания, а в ближайшее время Вооруженные Силы новых средств системы государственного опознавания не получат.

Наличие различных подходов к проблемам создания системы государственного опознавания, в том числе объектов и войск (сил) на поле боя, функциональных подсистем в составе АСУ войсками (оружием) не позволяет с требуемой эффективностью решать эти задачи без координации разработок с тщательным анализом военно-экономических показателей, связанных с их реализацией и внедрением в войска (силы).

Таким образом, координацию развития и обеспечения средствами системы государственного опознавания должен осуществлять единый межвидовой координирующий орган, функционирующий в интересах всех видов и родов войск Вооруженных Сил, министерств и ведомств Российской Федерации, использующих средства системы государственного опознавания.

В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации в составе государственной корпорации «Ростехнологии» образована специализированная управляющая компания – ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии», включающая в себя холдинговую структуру организаций и предприятий, осуществляющих разработку и производство средств государственного опознавания и имеющих многолетний опыт разработок в этой области.

Постановлением правительства Российской Федерации оно назначено головной организацией в области государственного опознавания и, кроме того, приказом Минпромторга России – ведущей научно-исследовательской организацией в данной области. Кроме того, оно является головным предприятием, разрабатывающим средства государственного опознавания для воздушных, наземных и корабельных средств на протяжении почти пятидесяти лет, и в настоящее время выполняет функции головного исполнителя ряда НИОКР по созданию перспективной системы государственного опознавания, в том числе объектов и войск (сил) на поле боя.

С целью обеспечения формирования единой методологии и системной координации работ в данном направлении, консолидации научных потенциалов организаций и предприятий промышленности совместным решением государственной корпорации «Ростехнологии» (ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии», ОАО «Концерн «Авиаприборостроение») и ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» в июле 2009 г. сформировано ОАО «Научно-технический центр «Системы и средства государственного опознавания» (ОАО «НТЦ «ССГО»).

Выбор этих трех основных в области разработки и производства продукции военного назначения концернов не случаен. Находящееся в их ведении сформированное ОАО «НТЦ «ССГО» является системной научно-исследовательской организацией, решающей вопросы координации деятельности предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в области государственного опознавания, формирования и реализации единой эффективной научно-технической и инновационной политики при проведении исследований и разработок в этой области, обеспечения производства наукоемкой и конкурентоспособной на отечественном и мировом рынках данной продукции.

Учитывая, что предприятия и организации холдинговых структур – ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии», ОАО «Концерн «Авиаприборостроение» и ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» обладают значительным научно-техническим заделом и опытом работ по данной тематике, целесообразно сосредоточить усилия по решению задач развития системы государственного опознавания на сформированную ими в этих целях организацию – ОАО «НТЦ «ССГО».

Это позволит обеспечить системную координацию разработок в области государственного опознавания, повысить их военно-экономическую эффективность, обеспечить практические результаты решения проблем опознавания, а также консолидировать научный потенциал организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса в данном направлении.

Кроме того, на ОАО «НТЦ «ССГО» целесообразно также возложить функции подготовки проектов нормативно-правовых документов руководству Российской Федерации (при согласовании соответствующих проектов с Минобороны и другими министерствами и ведомствами России) прежде всего по:

– разработке нормативно-правовых документов, определяющих задачи и положения межведомственной государственной структуры по координации вопросов применения систем и средств государственного опознавания, сферу ее компетенции в принятии решений;

– разработке дополнений к Соглашению об обеспечении средствами радиолокационного опознавания воздушных, надводных и наземных объектов государств – участников СНГ;

– созданию совместных нормативно-правовых документов Минтранса, Минпромторга и Минобороны России, определяющих порядок применения ССГО на позициях двойного назначения;

– формированию тактико-технических заданий для разрабатываемых нетрадиционных средств обнаружения, на сопряжение с ними существующих средств опознавания, рабочей конструкторской документации;

– разработке ГОСТов, регламентирующих выполнение требований при разработке и производстве средств опознавания, а также устанавливающих термины и определения.

Безусловно, что головным государственным заказчиком систем и средств опознавания (ССГО) является Минобороны России. В рамках КЦП «Опознавание-2020» осуществляются планирование НИОКР, выдача технических заданий на разработку ССГО для ВВТ наземного, воздушного и морского базирования, а также проведение конкурсов на выполнение работ и заключение контрактов.

Другими государственными заказчиками и потенциальными потребителями ССГО являются Минпромторг, Минтранс, ФСБ, МВД, МЧС, а в части инозаказчиков – государства – участники СНГ и ОДКБ (подписавшие в 1992 г. в Минске соответствующее соглашение).

Необходимость решения проблемных вопросов в области государственного опознавания требует создания межведомственной государственной структуры по координации деятельности Вооруженных Сил, министерств и ведомств Российской Федерации по вопросам применения систем и средств государственного опознавания. Поэтому целесообразно введение специальных структурных подразделений в Министерстве обороны и в Совете безопасности Российской Федерации.

В дальнейшем целесообразно сформировать Центральную межведомственную комиссию по государственному опознаванию, на которую возложить функции по координации деятельности Минобороны, других министерств и ведомств Российской Федерации в вопросах разработки, производства, внедрения, эксплуатации и ремонта средств государственного опознавания, включая вопросы финансирования, а также для координации данных вопросов в масштабах государств – участников СНГ. Ее основой может послужить «НТЦ «ССГО».

Несомненно, для создания таких органов управления необходим соответствующий указ президента Российской Федерации с дальнейшей разработкой правовых документов, определяющих задачи и положения таких органов, сферу их компетенции в принятии решений.

Планируемое внедрение в средства системы опознавания новой засекречивающей аппаратуры опознавания также обуславливает необходимость разработки дополнительных межгосударственных соглашений.

В рамках ФСР и КВП Российской Федерации на позиции двойного назначения возлагается новая задача по опознаванию и идентификации воздушных объектов. Для боевого применения на этих позициях средств системы государственного опознавания появляется необходимость обеспечения режимных требований и безопасности их применения, а также обеспечения ключевой информацией и таблицами смены кодов позиций двойного назначения, то есть необходимо принятие совместного решения между Минтрансом и Минобороны России.

В настоящее время разрабатывается ряд перспективных средств обнаружения, для которых существующие способы сопряжения и боевого применения средств опознавания не обеспечат выполнение задач по опознаванию объектов. Так, сопряжение с загоризонтными РЛС и ЗРС дальнего действия существующих средств государственного опознавания не позволит обеспечить требуемую дальность опознавания, так как возникает проблема с обеспечением синхронного обзора пространства радиолокационного запросчика и РЛС. В средствах обнаружения авиационных комплексов истребительной авиации и подразделений РЭБ не измеряется дальность до воздушного объекта, что не позволяет обеспечить качественное отождествление информации опознавания и обнаружения.

Для этих средств обнаружения необходимо формирование тактико-технических заданий по разработке как аппаратуры сопряжения, так и самих способов сопряжения, а также по созданию рабочей конструкторской документации. Кроме того, после разработки аппаратуры сопряжения и определения способов боевого применения средств опознавания необходима разработка соответствующих инструкций.

В целом, по предварительным оценкам, принятые меры по консолидации предприятий ОПК в области государственного опознавания позволят (рис. 7):

– повысить эффективность работы предприятий по разработке систем и средств государственного опознавания в 3–5 раз;

– осуществить концентрацию сил и средств на главных направлениях;

– сократить цикл разработки новых образцов техники в 2–3 раза (до 2–4 лет);

– осуществить снижение циклов освоения производства перспективных разработок до 1,5 года;

– уменьшить затраты на разработку, испытания, серийное производство, модернизацию и ремонт средств государственного опознавания;

– повысить качество выпускаемой продукции и показатели ее конкурентоспособности.

Одним из условий развития систем и средств государственного опознавания является также заключение соглашений о совместной деятельности и внутренней кооперации предприятий ОПК, а также с представительствами федеральных органов исполнительной власти.

В конечном итоге реализация комплекса взаимоувязанных мероприятий позволит восстановить научно-технический и производственно-технологический потенциал предприятий ОПК разработчиков и производителей систем и средств государственного опознавания и вывести эту продукцию на современный мировой уровень, что обеспечит решение задач по созданию высокоэффективной и конкурентоспособной системы государственного опознавания.

Существующая и перспективная структура групп предприятий в данной области представлена на рис. 6.

Проведение реконструкции и технического перевооружения ключевых производств техники и оптимизация структуры отрасли должны обеспечить существенное улучшение экономического положения предприятий и повысить рентабельность выпускаемой продукции. Все это позволит улучшить конкурентную среду отечественной ССГО как на внутреннем, так и на внешнем рынке и в результате обеспечить обороноспособность и безопасность Российской Федерации и ее союзников.

Анатолий КУЛИКОВ

Опубликовано 25 декабря в выпуске № 6 от 2010 года

Комментарии
Diet for quick weight loss: sites google com/site/weightlossluxury/12-tips-for-weight-loss-diet-plans-weight-management Food for Google: rebounder weight loss before and after can riding a bicycle help lose weight transformations advanced medical weight loss starvation diet and weight loss gabriella made chelsea weight loss best weight loss pills available at gnc foods to make you lose water weight dawn porter weight loss how to help a pre-teen lose weight
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?