Концепции

Промах – минимальный

Борт авианосца ''Джордж Вашингтон''. Финальные проверки лазерной бомбы GBU-16 Paveway.Лазерные авиационные бомбы зарекомендовали себя как надежное средство поражения точечных целей

Разработка перспективных образцов высокоточного оружия (ВТО), оснащение ими частей и подразделений, боевых кораблей и самолетов давно признаны в США и НАТО одним из основных направлений развития вооруженных сил, наращивания их мощи и повышения эффективности. Одно из приоритетных мест в ряду систем ВТО занимают управляемые авиационные бомбы (УАБ), в том числе наводимые по лазерному лучу.

ПРЕЖДЕ всего надо отметить, что с момента принятия на вооружение ВВС США управляемые авиабомбы в течение 30 лет прошли несколько этапов своего совершенствования и в настоящее время их классифицируют, как правило, по весу (500-, 1000-, 2000-фунтовые), типу боевой части (осколочно-фугасные, бронебойные) и системе наведения (универсальная, пассивная, по лазерному лучу).

Лазерные управляемые авиационные бомбы (см. таблицу 2) предназначены для поражения точечных целей. Они состоят из корпуса и блока наведения, а обнаружение объекта удара происходит благодаря лазерной подсветке.

Таблица 1

Таблица 2

Анализ военных операций 1990-х - начала 2000-х гг. показывает, что сложился следующий порядок организации ракетно-авиационного удара по назначенным или вновь выявленным целям:
разведка объектов, подлежащих поражению;
провоцирование действий системы ПВО противника;
нанесение ракетного удара по объектам ПВО противника (противорадиолокационные ракеты "Харм");
нанесение ракетных ударов (УР и НУР), создание коридоров прохода;
применение УАБ.

Как видим, управляемые авиабомбы шли в ход на завершающем этапе удара. При этом лазерным УАБ отдавалось предпочтение тогда, когда было необходимо уничтожить ту или иную цель с высокой степенью вероятности. Вместе с тем, однако, многое зависело от задач, которые требовалось решить в ходе проведения операции, состояния группировки противостоящего противника, физико-географических условий и уровня защищенности объектов, подлежащих поражению.

Так, во время войны в Ираке 1991 г. лазерные УАБ в основном применялись для поддержки действий сухопутных войск антисаддамовской коалиции: удары наносились по пунктам управления, узлам связи, боевым и бронированным машинам, скоплениям живой силы противника. В Югославии - по военным объектам, мостам, аэродромам и стоянкам самолетов, местам нахождения военной техники и в ходе ее перемещения. В Афганистане - по складам хранения оружия и техники, размещенных в высокозащищенных сооружениях или естественных укрытиях (пещера, грот и другие).


Но названные выше военные кампании выявили и ряд существенных недостатков лазерных авиабомб: несоответствие современным требованиям точности наведения, низкая проникающая способность, отсутствие специальных взрывчатых веществ. Командование ВС США потребовало модернизировать существующие и создать новые образцы УАБ с лазерным наведением. В период боевых действий против Ирака весной 2003 г. американцы смогли на практике оценить эффективность применения в сложных метеоусловиях и ночью усовершенствованных УАБ, на которые были установлены дополнительные блоки в составе инерциальной системы управления, сопряженные с космической радионавигационной системой (КРНС) NAVSTAR.

Такими блоками фирма Рейтеон по контракту с ВВС и ВМС США оснастила авиабомбы типа GBU-24, -27 и -28, получившие обозначение GBU-24E/B, EGBU-27 и -28. Одновременно продолжается разработка модернизированного блока управления для этих УАБ. Он должен включать также радиолокационный высотомер с доплеровским сужением луча и, как предполагается, будет использоваться совместно со штатными тепловизионной и телевизионной ГСН, что обеспечит режим наведения по рельефу. Точную навигацию намечено осуществлять за счет измерения относительных высот местности, над которыми пролетает УАБ, и их сравнения в режиме реального времени с заложенными в память бортовой ЭВМ данными с последующей коррекцией траектории полета бомбы. По оценкам американских специалистов, это обеспечит круговое вероятное отклонение (КВО) не более 3 м.

Борт авианосца ''Авраам Линкольн''. Подвеска 1000-фунтовой GBU-16 на штурмовик F/A-18C ''Хорнет''.

Следует также отметить, что в рамках программы модернизации лазерных УАБ типа GBU-24 к началу 2004 г. более 500 из них снабдили боевой частью BLU-116/B. Кроме того, для повышения дальности бомбометания (величины относа боеприпаса) проводятся работы по оборудованию УАБ складывающимся крылом, чтобы можно было поражать цели, находящиеся на больших угловых отклонениях от курса носителя, а также после их пролета. Согласно требованиям, масса модуля, содержащего крыло и обеспечивающие механизмы, не должна превышать 150 кг при максимальной нормальной перегрузке до 5 единиц.

По результатам конкурсных исследований наиболее перспективным считается проект модуля "Даймонд Бэк" ("Бриллиантовая поверхность") фирмы "Алениа - Маркони". Он включает складывающиеся аэродинамические поверхности, реализующие аэродинамическую схему "присоединенное крыло", элемент питания и механизм раскрытия в составе перемещаемой вдоль корпуса бомбы модуля каретки и электропривода. Крыло состоит из четырех стальных профилей, шарнирно соединенных между собой корпусом и кареткой, которая при раскрытии крыла (время раскрытия 3 - 4 с) совершает поступательное движение по направляющим в хвостовую часть УАБ.

Опыт боевых действий американских Вооруженных Сил в Ираке, Югославии и Афганистане свидетельствует, что с каждой военной кампанией увеличивается доля задействования ВТО по отношению к общему количеству израсходованных бомб и ракет (с 10% до 70%, см. таблицу 1 и диаграмму 1), причем лазерные УАБ составляют почти половину от использованного высокоточного оружия (см. диаграмму 2).

Сергей БЕЛЯКОВ
доктор технических наук, старший научный сотрудник

Опубликовано 1 января в выпуске № 4 от 2004 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?