Концепции

Противоракетная оборона: цена вопроса

Анализ перспектив развития системы ЕвроПРО в условиях мирового финансового кризиса
Опыт разработки, испытаний и эксплуатации систем и комплексов противоракетной обороны, накопленный в Российской Федерации и США за истекший период, показал чрезвычайно высокую затратность и риски при создании таких сложных военно-технических систем национального масштаба, как системы стратегической ПРО.

Так, в соответствии с докризисным бюджетом Департамента обороны США и перспективными планами предполагалось обеспечить финансирование научных исследований, разработки, испытаний и развития системы национальной ПРО на уровне 10 млрд долл. ежегодно. Данные оценки были проведены на основе принятых Департаментом обороны общих программ вооружения и частных программ исследований Агентства ПРО.

Кроме того, финансовым управлением конгресса были проведены собственные оценки потребного уровня финансирования программ ПРО и их допустимые превышения с учетом финансовых рисков при проведении НИОКР.

По этим оценкам, фактические ассигнования в этой области превышали 10 млрд долл. в год с 2006–2007 гг. и должны сохраниться на уровне 14 млрд долл. в год в период 2012–2024 гг.

В соответствии с проведенными расчетами пик финансовых затрат на разработку системы ПРО – около 15 млрд долл. ежегодно (без учета прогнозируемых финансовых рисков) приходится на 2016 г. Это на три года позже, чем предполагалось финансовым управлением конгресса США в 2005 г. (пик расходов планировался на 2013 г.), что было связано с особенностями реализации ряда разработок.

По оценкам независимого Центра контроля и нераспространения вооружений, стоимость эшелонированной системы ПРО США может составить 1,2 трлн долл. к 2035 г., причем половину средств израсходуют в первые 13 лет. При этом ожидается, что указанный объем ассигнований неизбежно будет превышен. Значительные расходы понесут и страны – участницы кооперации по созданию системы противоракетной обороны.

Так, общие ассигнования Японии на проведение совместных с США научно-исследовательских работ по ПРО (НИОКР проводятся с 1999 г.) в первые три года – 13,6 млрд иен (113 млн долл.) и в настоящее время в среднем составляют 7 млрд иен ежегодно.

В целом анализ финансирования программ Агентства противоракетной обороны США показал, что общий уровень затрат на такие системы на различных этапах их жизненного цикла может достигать 8–12% от военного бюджета страны.

Мировой финансовый кризис 2008 г. привел к необходимости значительного сокращения (секвестра) ряда статей военного бюджета США и стран Евросоюза. Так, в части систем противоракетной обороны решением конгресса США приостановлено финансирование следующих разработок: комплекса кинетического перехвата на активном участке (KEI), лазерного комплекса ПРО воздушного базирования (ABL), разделяющейся кинетической боевой части (MKV) для комплекса ПРО заатмосферного перехвата и ряд других программ ПРО территории США.

В этот период распределение перспективного военного бюджета было переориентировано на финансирование комплексов и систем региональной ПРО (в том числе системы евроПРО), обладавших к тому времени высокой степенью технической готовности и боевой эффективностью.

Тем не менее в 2011 г. на программу создания противоракетной обороны США Агентством ПРО запрошено 8,4 млрд долл., конгресс утвердил бюджет в объеме 8,11 млрд долл. В целом финансирование 2011 г. было распределено следующим образом:


Коллаж Андрея СЕДЫХ
  • 1,3 млрд долл. – совершенствование системы заатмосферного перехвата. Проведена серийная поставка пяти противоракет ГБИ и завершено строительства стартовой позиции № 2 с 14 шахтными пусковыми установками в позиционном районе Форт-Грили (штат Аляска), а также создание второго пункта боевого управления и связи в Форт-Грили;
  • 1,6 млрд долл. – модернизация многофункциональной системы управления оружием (МСУО) «Иджис» ВМС США. Проведена серийная поставка 30 противоракет «Стандарт-III» блок 1Б, переоборудованы очередные корабли для решения задач противоракетной обороны (два эсминца с многофункциональной системой управления оружием (МСУО) модификации 3.6.1 и один – модификации 4.0.1). Проведены дальнейшее совершенствование системы управления огнем со специальным программным обеспечением (СПО) версий 4.0.1 и 5.0 для ракет «Стандарт-III» модификаций 1А и 1Б, а также проработка аналога МСУО «Иджис» наземного (берегового) базирования «Иджис-Эшор»;
  • 1,3 млрд долл. – дальнейшая реализация программы по созданию комплекса ТХААД;
  • 1,1 млрд долл. – разработка ракет-мишеней и проведение перспективных исследований по наращиванию боевых возможностей системы ПРО США;
  • 455 млн долл. – совершенствование разведывательно-информационных средств системы ПРО. При этом планируется разработать специальное программное обеспечение транспортабельной РЛС AN/TPY-2 в целях ее использования в качестве разведывательного радара и средства управления огнем противоракетного комплекса ТХААД, а также обеспечить функционирование таких радиолокационных станций на территории Израиля и Японии;
  • 343 млн долл. – модернизация автоматизированных систем управления боевыми средствами ПРО;
  • 113 млн долл. – реализация программы по созданию перспективной космической системы STSS сопровождения баллистических ракет и их компонентов и развитие проекта NFIRE;
  • 112 млн долл. – разработка летательного аппарата, предназначенного для выявления массированного пуска баллистических ракет на начальном этапе их полета;
  • 99 млн долл. – испытания и дальнейшее совершенствование авиационного комплекса лазерного оружия;
  • 67 млн долл. – начало реализации программы, которая предполагает создание единой космической системы, состоящей из спутников слежения, систем связи и наземных станций;
  • 52 млн долл. – совершенствование системы боевого управления и связи в целях создания оптимальной сетевой структуры в интересах видов вооруженных сил для каждого региона;
  • 41 млн долл. – дальнейшее повышение боевых возможностей противоракет «Стандарт-III», в том числе за счет увеличения скорости полета, совершенствования маневренных характеристик и модернизации ступени самонаведения.

В 2012 г. бюджет Агентства ПРО был увеличен до 8 млрд 626 млн долларов с дальнейшим наращиванием финансирования разработок региональной ПРО (в том числе ПРО Европы) и ограничением финансирования ряда программ развития стратегической ПРО континентальной части США.

В отличие от США резкое снижение возможностей всех государств Евросоюза по обеспечению военных расходов потребовало от руководства НАТО принятия аналогичных безотлагательных мер по корректировке программ развития вооружений.

Одной из таких мер была разработка новой концепции военного строительства альянса – так называемой концепции разумной обороны (smartdefence).

Концепция «разумной обороны» была представлена на обсуждение и получила одобрение всех 28 стран-участниц на саммите НАТО в Лиссабоне в 2010 г. и в 2012 г. в Чикаго приобрела официальный статус программы долгосрочного (до 2020 г.) развития вооружений Североатлантического альянса.

Концепция «разумной обороны» предполагает общее сокращение военных расходов блока НАТО и развитие вооружений на основе максимального использования существующего задела, научно-технического и производственно-технологического потенциалов стран-участниц.

Примером практической реализации концепции «разумной обороны» является решение создать объединенную систему евроПРО на основе интеграции активной эшелонированной системы ПРО ТВД (ALT BMD) НАТО и средств ПРО США в Европе.


Коллаж Андрея СЕДЫХ

Программа ALT BMD принята в 2005 г. в интересах развития возможностей противоракетной обороны войск НАТО от ударов ракет малой и средней дальности действия (радиусом до 3000 км).

В 2010 году в Лиссабоне утверждена расширенная программа ALT BMD (скоординированная с развитием ПРО США в Европе), ориентированная на создание объединенной системы ПРО территории Европы от ударов ракет всех типов.

На саммите НАТО в Лиссабоне также было официально заявлено, что создание территориальной системы ПРО в Европе оценивается в 200 млн евро (около 260 млн долл.) в течение 10 лет.

Отмечается, что эта сумма обеспечит необходимое совершенствование системы ALT BMD и является дополнительной к ранее запланированным средствам на ее создание в объеме 800 млн евро (около 1 млрд долл.) в течение 14 лет.

В этот посткризисный период взаимодействие системы ALT BMD с ПРО США было признано краеугольным камнем перспективной системы евроПРО.

В рамках реализации принятых соглашений подготовка и демонстрация взаимодействия системы ALT BMD с системой боевого управления Европейского командования армии США в 2011 г. проведена за счет средств Агентства ПРО США.

В настоящее время управление системой ALT BMD организовано на основе Объединенного центра воздушных операций НАТО (о. Уэдем, Германия). Разработка системы осуществляется Агентством НАТО по организации боевого управления и связи (NC3A).

В настоящее время этот пункт управления системы ALT BMD обеспечивает планирование боевых действий, прием сигналов оповещения от РЛС системы предупреждения, управление силами ПВО-ПРО Франции, Германии, Италии и Нидерландов.

Пункт управления ПРО НАТО взаимодействует с КП ПРО Европейского командования США в Европе, расположенным на авиабазе «Рамштайн», Германия.

В 2012 г. с учетом требований по сокращению военных расходов были определены следующие этапы развития системы:

  • 2015 г. – развертывание системы боевого управления и связи системы ПРО нижнего эшелона, сопряженной с РЛС в Польше, Италии и Греции и системой ПВО НАТО;
  • 2017 г. – развертывание объединенной системы, обеспечивающей верхний эшелон перехвата (средства ПРО США) и нижний эшелон перехвата – до 1000 км (средства ПРО стран ЕС).

В части минимизации расходов при создании перспективных комплексов ПВО-ПРО наиболее характерным примером является кооперативная разработка перспективного зенитного ракетного комплекса MEADS, в создании которого на долевых началах участвуют предприятия военно-промышленного комплекса США (58%), Германии (25%) и Италии (17%).

Зенитный ракетный комплекс MEADS предназначен для замены выводимых из эксплуатации в связи с истечением сроков эксплуатации ЗРК типа «Хоук» и «Пэтриот», обеспечения необходимого потенциала ПРО войск НАТО и боевого применения в так называемом нижнем эшелоне системы евроПРО.

Главным разработчиком проекта является европейский аэрокосмический концерн EADS совместно с компаниями Lockhead Martin (США) и Alenia Marconi (Италия). На разработку системы только Германия выделит 886 млн евро в течение восьми лет. По данным ряда военных экспертов, общая стоимость системы составит около 20 млрд евро.

Зенитный ракетный комплекс в перспективе должен стать основным огневым средством нижнего (перехват БР с дальностью стрельбы до 1000 км) эшелона системы евроПРО.

Министерство обороны ФРГ планирует приобрести 12 пусковых установок. Предполагается, что полная замена ЗРК «Пэтриот» системой MEADS произойдет к 2025 г. По мнению официальных представителей Минобороны, только Германии это обойдется примерно в 3 млрд евро. При этом, по некоторым экспертным оценкам, окончательная стоимость комплекса может быть вдвое больше.

Для ряда других стран Евросоюза, членов НАТО, принимающих участие в создании системы евроПРО, такие расходы в сложившихся экономических условиях практически недопустимы.

Предложения Российской Федерации по совместному созданию системы противоракетной обороны Европы в этом случае являются развитием концепции smartdefence, принятой в НАТО и в перспективе обеспечат снижение финансовых расходов стран Евросоюза и, в частности, Европейского оборонного агентства на создание такой системы.

Ограничения, накладываемые статьей 5 Договора НАТО и определяющие, что обеспечение безопасности государств – участников блока не может быть возложено на другие страны, в настоящее время могут быть соблюдены в рамках взаимодействия и военно-технического сотрудничества между РФ и ЕС.

На сегодня примерами успешного взаимодействия и военно-технического сотрудничества между нашими странами являются:

  • организация транзитной базы для обеспечения вывода контингента НАТО из Афганистана в городе Ульяновске;
  • поставка вертолетов типа Ми-17 Департаменту обороны США (в соответствии с контрактом между Рособоронэкспортом и Департаментом обороны 33 вертолета типа Ми-17 закуплены США для оказания военной помощи Афганистану);
  • организация ряда воздушных перевозок крупногабаритных грузов армии США силами военно-транспортной авиации ВВС России на контрактной основе, поставка ракетных двигателей типа РД-180 из РФ в США в рамках сотрудничества с НАСА, обеспечивающих вывод космических аппаратов двойного и военного назначения.

Во всех указанных совместных программах безопасность войск США и ряда стран НАТО прямо или косвенно уже обеспечивается Российской Федерацией.

Наряду с созданием центров обмена данными наиболее перспективными направлениями взаимодействия РФ и ЕС в рамках создания системы евроПРО, обеспечивающими снижение военных расходов стран – участниц кооперации, являются:

  • модернизация и совместное применение радиолокационной станции «Габала» (Азербайджан) для контроля ракетоопасных районов Ирана вместо развертывания и эксплуатации радиолокационной станции передового базирования США «Ван» в Турции;
  • совместная модернизация зенитного ракетного комплекса MEADS в интересах расширения его боевых возможностей на основе технологий ЗРС С-400. Интеграция РФ в кооперацию разработчиков обеспечит расширение потенциала ЗРК MEADS по перехвату БРСД (в настоящее время для MEADS заданы требования по перехвату БР с дальностью стрельбы до 1000 км);
  • поставка в ряд стран – участниц НАТО, уже имеющих на вооружении зенитные ракетные комплексы российского производства (Греция, Польша, Румыния, Кипр), в рамках их оснащения перспективными средствами евроПРО российских зенитных ракетных систем типа С-400. Поставка ЗРС может быть осуществлена в рамках предоставления целевых кредитов РФ странам, находящимся в наиболее сложных экономических условиях, но выполняющим свои долговые обязательства по созданию евроПРО в рамках членства в НАТО.

Радиолокационная станция передового базирования AN/TPY-2 (РЛС «Ван») развертывается в соответствии с меморандумом, подписанным между США и Турцией в 2011 г. 18 декабря 2011 г. военные специалисты США приступили к проведению испытаний РЛС AN/TPY-2, установленной на территории Турции, в районе Кюреджик (46 км западнее г. Малатья). После завершения испытаний данный объект введен в состав европейского сегмента ПРО США. Руководство НАТО в 2012 г. на сессии Военного комитета на уровне начальников генеральных (главных) штабов ВС государств – членов блока объявило о вводе в эксплуатацию РЛС AN/TPY-2 в Турции.

Опыт создания и эксплуатации аналогичных объектов (РЛС «Негев» в Израиле, РЛС «Сярики» в Японии) показал их высокую затратность. Так, на разработку и капитальное строительство комплекса, обеспечивающего эксплуатацию таких станций, ранее было выделено: в 2009 г. –115 млн долл., в 2010 г. – 151 млн долл., в 2011 г. – 45 млн долл. В дальнейшем для эксплуатации одной такой РЛС необходим штат 10 военнослужащих и 50 человек гражданского персонала.

Вместе с тем боевые задачи перспективной РЛС «Ван» практически дублируют задачи функционирующей РЛС «Габала», а ее возможности по обнаружению и сопровождению БР ограниченны. Так, при пуске БРСД с территории Ирана РЛС «Габала» позволяет уверенно сопровождать цель с 50-й по 850-ю секунду полета БРСД (общее время полета БР – около 900 секунд).

Оценки аналогичных возможностей перспективных средств ПРО США в Европе при перехвате БРСД продемонстрировали явную недостаточность информационной компоненты (без учета в системе РЛС передового базирования) такой конфигурации ПРО.

При такой конфигурации информационных средств НАТО и размещении огневых средств ПРО на территории европейских стран перехват БР будет осуществляться в основном над территорией стран Евросоюза и России.

Для обеспечения аналогичного перехвата над акваторией Черного моря средствами европейского сектора системы потребуется дорогостоящее развертывание сети информационных средств ПРО передового базирования на южном направлении. Альтернативой станции передового базирования в Турции могли бы стать РЛС СПРН в Севастополе и Габале. Анализ показал, что восстановление разрушенной РЛС «Днепр» в Севастополе экономически нецелесообразно.

Более предпочтительным в данном случае представляется вариант совместного применения функционирующей РЛС «Габала» (Азербайжан). Применение РЛС в составе системы евроПРО может быть обеспечено на основе организации боевого дежурства совместными расчетами России и НАТО. Аналогичный опыт был получен при организации совместного дежурства на командных пунктах вооруженных сил США и РФ в период решения «Проблемы-2000».

Перспективы поставок в ряд стран – участниц НАТО, уже имеющих на вооружении зенитные ракетные комплексы российского производства (Греция, Польша, Румыния, Кипр), в рамках их оснащения перспективными средствами евроПРО российских зенитных ракетных систем типа С-400 (С-500) могут быть оценены в результате сопоставления стоимостных характеристик и боевых возможностей перспективных ЗРК ПРО при проведении конкурсов на закупку вооружений.

При сопоставимой стоимости зенитного ракетного комплекса (дивизиона) «Пэтриот» или MEADS (ориентировочно – 300–400 млн долл.) и ЗРК ПРО из состава системы С-500 (ориентировочно – 10–12 млрд руб.) или системы С-400 последние обладают более совершенными тактико-техническими характеристиками по перехвату БР.

С учетом требований по объему поставок перспективных ЗРК в страны НАТО в рамках создания системы евроПРО значительная экономия средств Европейского оборонного агентства может быть достигнута при заключении контрактов по линии Рособоронэкспорта.

При этом соответствующая зона обороны средств нижнего эшелона системы ALT BMD может быть обеспечена меньшим составом огневых средств ПВО-ПРО, что важно в условиях сокращения вооруженных сил многих европейских стран.

В целом ожидаемый экономический эффект для стран Евросоюза в результате реализации таких совместных программ составит до 10–12% от запланированных суммарных расходов НАТО на создание евроПРО.

Таким образом, интеграция РФ в кооперацию стран – разработчиков системы ЕвроПРО является развитием принятой концепции «разумной обороны» НАТО, обеспечивает необходимое снижение военных расходов Евросоюза в условиях мирового финансового кризиса и будет способствовать развитию двусторонних отношений между НАТО и РФ.

Олег Иванович АНЦУПОВ
полковник, кандидат технических наук, доцент НИЦ РКО 4-го ЦНИИ Минобороны

Опубликовано 16 декабря в выпуске № 6 от 2012 года

Комментарии
Практически перед каждым, кто приезжает в чужой город на несколько дней, будь то деловая или туристическая поездка, становится один и тот же вопрос: «Где остановиться?» Некоторые, прибывая в столицу, сразу же направляются в какой-нибудь гостиничный комплекс, другим же больше по вкусу аренда квартир на сутки в Минске, в которых можно найти все необходимое kotlovan by/arenda/list/kvartira-na-sutki Немало людей до сих пор считают, что аренда квартиры – это небезопасно и нерационально Однако стоит все же отметить, что аренда не только позволит сэкономить деньги, но и будет более удобной, нежели номер в отеле К тому же такое жилье оптимально сочетает в себе домашний уют с современной функциональностью, что позволит в полной мере насладиться пребыванием в столице kotlovan by/arenda/list/kvartira-na-sutki Чаще всего аренда квартир на сутки в Минске востребована бизнесменами или небольшими туристическими группами Каждый здесь видит свое преимущество Для деловых людей – это комфорт и полная свобода действий (можно пригласить посторонних или устроить вечеринку), а в некоторых случаях даже анонимность! Для туристов – существенная экономия, ведь даже захудалый гостиничный номер будет стоить дороже, чем удобная и чистая квартира эконом-класса kotlovan by/arenda/list/kvartira-na-sutki Еще одним немаловажным моментом, почему посуточные квартиры набирают немалую популярность, является их большая площадь Владельцы и акционеры гостиничных комплексов и мини-отелей всегда заинтересованы в больших доходах, поэтому стараются разместить как можно больше номеров в здании, что соответственно приводит к уменьшению площади номера Страдают от этого больше всего гости столицы, ведь в некоторых номерах даже отсутствуют хорошие шкафы для хранения одежды Для сравнения, средняя площадь 2-х комнатной квартиры в Минске составляет 64 кв м, в то время как площадь номера в средней гостинице около 15 кв м kotlovan by/arenda/list/kvartira-na-sutki Исходя из статистических данных, аренда квартир на сутки в Минске выгоднее на 40-50%, чем снимать номер в гостинице такого же класса Особенно это будет заметно, если вы планируете поездку заранее Стоимость бронирования в посуточном жилье уже включена в общую стоимость, в то время как в гостиницах бронирование оплачивается отдельно Не стоит также забывать, что современные квартиры оборудованы всем необходимым Это и точки Wi-Fi, и стационарный телефон, и стиральные машины и многое другое Обслуживание в таком жилье всегда на высшем уровне, поэтому вы никогда не будете чувствовать себя ущемленным
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?