Концепции

Средство ведения военных действий (2)

Информационные операции позволят командующим воздействовать на процесс принятия решений противником, защищая свой собственный
В «ВКО» № 1 за 2009 г. рассмотрены причины, побудившие руководство военного ведомства США комплексно взглянуть на проблему информационных операций, методику работы Контрольной комиссии по разработке Дорожной карты ИО и ее рекомендации. В этом номере вниманию читателей «ВКО» предлагается анализ структуры и содержания доклада Контрольной комиссии, убедительность которого позволила обеспечить выделение на нужды совершенствования информационных операций в МО США в 2004-2009 финансовом периоде ассигнований в размере 383 млн. долл.

Директива по планированию строительства ВС 2004 г. обозначила 15 исследований Дорожной карты информационных операций (ИО), которые контрольный комитет в ходе своей работы свел в пять основных областей реформирования: контроль основных принципов и процедур; органы управления и обеспечения; подготовленные, обученные и боеготовые профессиональные кадры; аналитическое обеспечение; усиленные основные виды (действий).

Методика доклада результатов работы Контрольного комитета была предельно проста и конкретна, приводимые аргументы – убедительны, что и обеспечило ему признание и практическую реализацию с выделением почти 400 млн. долл. в период 2004-2009 гг. на нужды совершенствования ИО в МО США.

Рекомендации министру обороны США по превращению ИО в основную военную дисциплину были изложены контрольным комитетом по каждой из пяти областей реформирования в стандартном формате. Этот формат включал: задачи, поставленные директивой по планированию строительства ВС 2004 г.; современное состояние; желаемый результат и рекомендации по его достижению. Качественное отражение изменения вклада компонентов информационных операций в результаты военных действий было примерно оценено и спрогнозировано на различные периоды времени и определялось уровнем развития общества и вооружений армии и флота. Не останавливаясь на текущем состоянии областей реформирования МО США, более детально рассмотрим задачи, формулирование желаемого результата и разработанные контрольным комитетом рекомендации.

КОНТРОЛЬ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ И ПРОЦЕДУР

Директивой по планированию строительства ВС 2004 г. заместителю МО США по военно-политическим вопросам была поставлена задача «по согласованию с председателем КНШ и при необходимости с Советом национальной безопасности и разведывательными органами разработать рекомендации по контролю выполнения основных принципов и процедур ИО… активно способствовать совершенствованию и внедрению процессов межведомственного взаимодействия с целью устранения противоречий между использованием компьютерных сетей и компьютерными сетевыми атаками и усиления действенности использования компьютерных сетей в качестве существенного предварительного условия проведения операций министерства обороны».

Желаемый результат был сформулирован как «четкие, недвусмысленные и упрощенные контроль и руководящие принципы МО, которые наделяют командующих боевыми командованиями правом проводить все виды ИО перед, во время и после боевых операций».

Рекомендации Дорожной карты сводились к следующему.

1. Опубликовать руководящие принципы ИО. После утверждения Дорожной карты ИО заместитель министра обороны по военно-политическим вопросам должен незамедлительно издать пересмотренные и всеобъемлющие руководящие принципы Министерства обороны в области информационных операций, чтобы способствовать общему пониманию термина и значения ИО, определить цели и обозначить обязанности в отношении ИО. Единое понимание термина и значения ИО должно основываться на общем фундаменте министерства обороны, который включает концепцию всех видов ИО, базирующуюся на трех широких функциях ИО, пяти основных видах (действий) ИО и определении обеспечивающих действий, приводимых ниже.

2. Принять концепцию всех видов ИО, основанную на трех широких функциях и пяти основных видах действий.

Концепция ИО министерства обороны должна подчеркивать значение всех видов ИО, которые вносят существенный вклад в результативные операции во всех видах военных операций в мирное время, во время кризиса и войны.

Три интегрированные функции ИО:

сдержать, обескуражить, разубедить противника и заставить его действовать в нужном направлении, чем нарушить его единство управления и цели, сохраняя свое собственное;

защитить собственные планы и дезориентировать планы противника, позволяя своим войскам сосредотачивать свои усилия с максимальной пользой, в то время как противник распыляет свои силы и средства с минимальным результатом;

контролировать средства связи и сети противника, подрывая его возможности по ведению организованной обороны и сохраняя эффективное управление своими войсками.

При осуществлении этих действий с максимальной эффективностью захват контроля над средствами связи и сетями противника позволит командующим боевыми командованиями контролировать зависящие от средств связи и сетей системы оружия противника, его инфраструктуру, системы управления и функции воздействия на боевое пространство.

Концепция ИО министерства обороны должна подчеркивать, что все виды информационных операций являются постоянными операциями, требующими интенсивной подготовки в мирное время. Задолго до развития кризиса необходимо подготовить боевое пространство ИО проведением разведки, наблюдения и рекогносцировки, а также интенсивным планированием. Подобным же образом значительные усилия должны быть приложены к тому, чтобы получить сведения о характере объектов воздействия вероятного противника, особенно высокопоставленных лиц, принимающих решения, а также о процессе и приоритетах принятия решений. Если не будет проведен анализ подобных человеческих факторов заранее, то может оказаться невозможным разработать тематику посланий для ПсО, которые были бы эффективны в деле изменения поведения противника.

Компьютерная сетевая защита и обеспечение безопасности (секретности) операций являются крайне необходимыми видами действий на всех этапах конфликта, но они должны приобрести первостепенное значение в мирное время, чтобы помешать противникам подготовить эффективные информационные операции против ВС США или использовать их уязвимые места. Защита собственных планов и сетей обеспечит возможность принимать эффективные решения и проводить в жизнь планы с минимальным нарушением.

Пять основных видов (действия) ИО: радиоэлектронная борьба (РЭБ), психологические операции (ПсО), обеспечение безопасности (секретности) операций (БО), военный обман (ВО) и компьютерные сетевые операции (КСО).

3. Утвердить определение термина ИО на основе концепции всех видов ИО.

Дорожная карта ИО рекомендовала следующее определение ИО: «Интегрированное применение основных видов действий – радиоэлектронной борьбы, компьютерных сетевых операций, психологических операций, военного обмана и обеспечения безопасности (секретности) операций – совместно с определенными обеспечивающими и сопутствующими видами действий для оказания влияния, нарушения, порчи или использования в своих целях человеческого и автоматизированного механизма принятия решений при защите своих собственных».

Опубликовать утвержденное определение. Оно должно быть включено в новую директиву министерства обороны по информационным операциям и в соответствующие уточненные совместные издания.

Определить обеспечивающие и сопутствующие виды действий. Обеспечение физической безопасности, информационной гарантии, контрразведка и физическая атака вносят важный вклад в успешное проведение ИО. Как и многие виды обеспечения, например, тыловое обеспечение, наблюдение и рекогносцировка, они также обслуживают, кроме ИО, и другие основные дисциплины. Связь с общественностью и гражданско–военные операции (связь с гражданской администрацией и населением) остаются в разряде сопутствующих действий.

4. Наделить командующих боевыми командованиями определенным правом на проведение ИО.

Командующие боевыми командованиями должны иметь право на проведение компьютерной сетевой атаки (КСА) с использованием всех видов оружия КСА за исключением тех случаев, когда это влечет за собой высокий риск раскрытия информации для противников, а также утверждать все материалы ПсО за исключением тех, которые имеют существенное политическое или стратегическое содержание или значение.

В части отношения публичной дипломатии и связи с общественностью к информационным операциям желаемый результат был сформулирован следующим образом: «Установить четкое разграничение обязанностей в области информационной деятельности МО, которое надлежащим образом определяет границы ИО и обеспечивает полное соответствие ИО более широкой тематике и посланиям, определенных в общем плане правительством США».

Чтобы информировать различные иностранные объекты воздействия и оказывать на них влияние в постоянно усложняющейся глобальной информационной обстановке, министерством обороны США было рекомендовано:

усилить и переориентировать ПсО. Сосредоточить внимание ПсО на изменении агрессивного поведения на оперативном и тактическом уровнях войны и на обеспечении военных мероприятий (учениях, развертывании и операциях) в неблагоприятных и частично благоприятных условиях обстановки;

улучшить военное содействие публичной дипломатии. Министерство обороны может сотрудничать с другими ведомствами в деле реализации программ публичной дипломатии, которые непосредственно способствуют выполнению задач министерства обороны;

поддержать активные программы связи с общественностью, которые оказывают влияние на иностранные объекты воздействия. Четкие границы ПсО должны быть дополнены более упреждающей связью с общественностью, которая расширяется, включая более широкий комплекс определенных иностранных СМИ и объектов воздействия.

Конкретная реализация: в соответствии с PDM 1 помощнику МО по связи с общественностью было выделено 161 млн. долл. на реализацию этого проекта по плану строительства ВС на последующие годы. Эти средства позволили помощнику министра обороны:

создать глобальный сетевой сайт по обеспечению достижения целей стратегической информации США. Его содержание в основном исходило от третьих сторон, которые пользуются большим доверием иностранных объектов воздействия, чем официальные лица США;

определять и распространять точки зрения лиц третьей стороны, которые поддерживают позиции США. Эти источники могут не выражать позицию США так, как это делает правительство США. Тем не менее, они оказывают положительное влияние;

реализовать строгие основополагающие правила для СМИ в отношении вооруженных сил с целью обеспечения безопасности (секретности) операций;

содержать группы быстрого реагирования по связи с общественностью со штатным лингвистическим обеспечением;

включить предмет взаимодействия между связью с общественностью, гражданско-военными операциями и ИО в программы основных курсов подготовки и обеспечить, чтобы это взаимодействие постоянно практиковалось;

разработать четкие задачи. Аппарат министра обороны должен разработать перечень задач с тем, чтобы специалисты по связи с общественностью, публичной дипломатии и ПсО ясно представляли себе свои цели и обязанности.

Таковы были рекомендации Дорожной карты в области контроля основных принципов и процедур.

ОРГАНЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Вторым направлением была разработка рекомендаций для органов эффективного управления и обеспечения.

Директивой по планированию строительства ВС 2004 г. председателю КНШ было поручено совместно с заместителем МО по военно-политическим вопросам и помощником МО по управлению, связи и разведке представить рекомендации по организационным изменениям с целью большей интеграции и синхронизации действий сил и средств информационных операций.

Желаемый результат определялся как «Эффективная организационная структура министерства обороны в области развития сил и средств, интеграции, планирования, управления и совместного проведения ИО в качестве одной из основных военных дисциплин».

Для достижения этой цели предлагалось:

наделить Стратегическое командование правом принятия важных предварительных мер по успешному планированию и проведению ИО. Командующий боевым командованием должен быть наделен полномочием отстаивать интересы и контролировать силы и средства ИО с тем, чтобы они были в состоянии проводить обеспечиваемые и обеспечивающие операции и быть полностью интегрированы в планирование. Порядок, определяемый председателем КНШ для реализации плана объединенного командования, должен особо учесть право и обязанность Стратегического командования разрабатывать концепции интеграции ИО, определять приоритетность планирования ИО командующими региональными боевыми командованиями, намечать меры по повышению эффективности ИО и способствовать включению проблем ИО в разработку совместных концепций и проведение экспериментов;

упростить организационную структуру и управление КСА и ПсО (конкретные рекомендации приводятся ниже в соответствующих разделах данного доклада);

усилить контроль над ИО со стороны аппарата министра обороны. Усиление контроля целесообразно по двум причинам. Во-первых, это твердо поставит во главе один орган с достаточными полномочиями для активного отстаивания интересов ИО. Во-вторых, наличие одного органа во главе всех пяти видов действий повысит вероятность их эффективной интеграции, что будет все более необходимым для достижения желательных результатов.

Заместитель МО по военно-политическим вопросам должен возглавить исполнительный комитет по контролю за реализацией руководящих принципов, программ и рекомендаций данной Дорожной карты. Первоочередной является необходимость превращения рекомендаций данной Дорожной карты в график, определяющий меры по реализации, утверждающую инстанции, время начала реализации, необходимое взаимодействие, механизм и время окончания реализации. Все компоненты и учреждения, которых это касается должны назначить ответственных исполнителей для быстрейшей реализации рекомендаций Дорожной карты. Реализация должна быть проведена в течение одного года. Заместитель МО по военно-политическим вопросам должен периодически уточнять ход выполнения и докладывать первому заместителю министра обороны.

По истечении первого года реализации рекомендаций Дорожной карты ИО заместитель МО по военно-политическим вопросам должен представить министру обороны дополнительные рекомендации по усилению контроля над ИО со стороны аппарата министра обороны. Эти рекомендации должны быть согласованы с исполнительным комитетом Дорожной карты ИО. В случае принципиальных разногласий с исполнительным комитетом или между его членами должны быть представлены все доводы с аргументами за и против.

ПОДГОТОВЛЕННЫЕ, ОБУЧЕННЫЕ И БОЕГОТОВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ

Особое внимание в докладе Дородной карты было уделено подготовке профессиональных кадров ИО.

Заместитель МО США по личному составу и людским ресурсам совместно с заместителем МО по политическим вопросам, помощником МО по управлению, связи и разведке должны были представить рекомендации по профессиональным кадрам ИО, включающие карьерный рост личного состава ИО: прохождение службы с момента вступления в должность и продвижение по службе до звания старшего офицера или генерального (адмиральского) звания в Объединенном штабе или в виде ВС (начиная с 2004 финансового года).

Было определено, что МО требуются кадры профессиональных специалистов в области ИО, способные планировать и проводить полностью интегрированные информационные операции в интересах командующих боевыми командованиями. При этом кадры специалистов по ИО должны иметь возможность продвигаться по службе до старших или высших офицерских званий.

В докладе Дорожной карты ИО рекомендовалось:

создать профессиональные кадры специалистов по ИО. Министерство обороны должно создать профессиональные кадры по ИО двух категорий – плановиков ИО и специалистов по силам и средствам (видам действий) ИО, ввести соответствующие военно-учетные специальности;

подготовить кадры плановиков ИО. Для этого предлагалось рекрутировать офицеров из числа более традиционных профессиональных военных кадров (например, из летчиков истребительной авиации, офицеров боевых родов войск и войск боевого обеспечения, а также из плановиков всех видов ВС), занимающих должности по планированию, которые требовали знания всех пяти основных видов действий ИО. Плановики ИО должны проходить чередующиеся сроки службы на должностях, связанных с ИО, а также в своем роде войск или по своей специальности, чтобы не утратить конкурентоспособность, должны знать основные принципы, связанные с КСО, РЭБ и ПсО и быть способными интегрировать их задачи в планы или приказы командующего боевым командованием. Плановики ИО должны быть полностью обучены и подготовлены для того, чтобы знать принципы планирования безопасности (секретности) операций и военного обмана;

подготовить кадры специалистов по силам и средствам ИО. Специалисты по силам и средствам ИО являются функциональными экспертами по одному или более высокоспециализированных основных видов действий ИО – КСО, РЭБ или ПсО и должны проходить чередующиеся сроки службы на должностях, связанных с их специализированными основными видами действий, а также в качестве плановиков ИО. Специалисты по силам и средствам ИО должны обладать специальными знаниями в области определенного вида действий ИО, но также приобретать опыт планирования и проведения более широких информационных операций, должны быть полностью обучены и подготовлены для того, чтобы знать принципы планирования безопасности (секретности) операций и военного обмана;

определить штатные должности по ИО в объединенных силах и в видах ВС. Заместитель МО по личному составу и людским ресурсам должен совместно с видами ВС, Стратегическим командованием и другими объединенными командованиями определить должности, связанные с ИО в объединенных силах и в видах ВС для замещения специалистами по ИО. Определение таких должностей должно увеличить потребности видов ВС в плановиках ИО и в специалистах по силам и средствам ИО. Было подчеркнуто, что определение должностей по ИО (до генеральских и адмиральских званий) является первым шагом на пути к тому, чтобы плановики ИО и специалисты по силам и средствам ИО получали надлежащие должности. Виды ВС должны установить очередность замещения ключевых должностей по ИО в штабах боевых командований и видов ВС;

обратить внимание на кадры специалистов из числа рядового и сержантского состава и гражданского персонала. Министерство обороны должно создать подходящие условия для подготовки профессиональных кадров из числа рядовых, сержантов и гражданского персонала для определенных участников информационных профессий, которые поддерживали бы свои профессиональные навыки в связи с гарантированным продвижением по службе и наличием других благоприятных возможностей;

установить контроль за прохождением службы специалистами по ИО в Министерстве обороны. Заместитель МО по личному составу и людским ресурсам должен определить критерии для контроля за назначениями, прохождением службы и продвижением по службе профессиональных кадров ИО.

Обучение и подготовка. Задачи, поставленные директивой по планированию строительства ВС: «Виды ВС, председатель КНШ и учреждения министерства обороны должны представить рекомендации по расширению обучения и подготовки в области ИО, включая совместное профессиональное военное обучение (начиная с 2004 финансового года), с целью создания кадров профессиональных специалистов по ИО».

Желаемый результат был определен как «…создание надежной учебной инфраструктуры объединенных сил и видов ВС, которая была бы фундаментом для обучения и подготовки профессиональных кадров ИО. Обучение и подготовка в области ИО должны сосредотачиваться не только на специальных технических аспектах пяти основных видов действий, но и касаться также вопросов интегрированного планирования и применения».

Рекомендации контрольного комитета сводились к следующему:

включить предмет ИО в программы преподавания на ранних этапах обучения. Признавалось, что общей массе военнослужащих требуется более глубокое понимание информационных операций. Включение предмета ИО в профессиональное военное образование и в объединенное профессиональное военное образование расширит знание этого предмета в МО. Председатель КНШ должен добавить предмет ИО к областям знаний объединенных сил, которые определяют содержание объединенного военного образования. Стандартные учебные планы должны быть внедрены в школах среднего уровня в 2004 г. и высшего уровня в 2005–2006 гг. Преподавание предмета ИО в объединенных силах должно быть введено на уровне младших офицеров в 2003 г. и старших офицеров в 2007 г. Вводный курс ИО должен преподаваться, начиная с младших офицеров, а старшие офицеры требуют обучения на исполнительском уровне;

расширить/модифицировать курсы подготовки по ИО, и/или создать новые. Подчеркивалось, что в МО США имеется несколько достойных курсов и учебных программ, но в них не хватает стандартизации. Необходимо уточнить архитектоники и определения, веденные данной Дорожной картой. Штабной колледж объединенных сил должен руководить разработкой стандартного учебного плана по объединенным ИО на среднем и старшем уровнях обучения. В качестве координатора учебного плана по объединенным ИО Штабной колледж объединенных сил должен: организовать расширенный курс подготовки плановиков объединенных ИО, окончание которого будет основанием для зачисления в профессиональные кадры ИО; сотрудничать со школами видов ВС в деле внедрения в преподавание единой учебной программы по ИО и представить Комитету начальников штабов рекомендации относительно тех курсов видов ВС, которые могли бы быть утверждены в качестве альтернативы курсу планирования объединенных ИО; поддерживать центральную базу данных всех видов обучения и подготовки по ИО в министерстве обороны;

организовать центр усовершенствования министерства обороны в области ИО. В условиях преобразования ВС требуется освоение новых технологий, результатов исследования и анализа новых концепций, а также создание атмосферы для проверки новых идей. Исторически центры усовершенствования предоставляли МО возможности скрупулезной проверки новых реформаторских тенденций. Центр усовершенствования в области ИО будет служить для основной массы военнослужащих источником новых идей на пути быстрого становления еще одной основной дисциплины министерства обороны.

Школа усовершенствования ВМС в наибольшей степени соответствует этим требованиям и должна официально приобрести статус Центра усовершенствования МО.

При этом Центру ставились конкретные задачи:

обеспечить программами обучения по основам и специальностям всех видов ИО на уровне высшего учебного заведения в технической и психологической областях;

организовать краткие курсы для исполнителей и специалистов. Должны быть профинансированы и ежеквартальные семинары по ИО, которые ранее проводились в Университете национальной обороны;

разработать инновационные предложения по учебным планам для обсуждения и распространения на конференциях по учебным планам ИО для того, чтобы:

дать возможность учебным заведениям делиться опытом и совершенствовать качество преподавания в министерстве обороны;

распространять существующие технологии ИО и лучшие примеры из практики среди преподавателей министерства обороны;

оказывать помощь в разработке единой доктрины и инновационных предложений путем анализа и исследования;

контролировать и анализировать коммерческие технологические разработки.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Эта основная область доклада была посвящена аналитическому и разведывательному обеспечению ИО. Она включала рекомендации по объединению анализа кинетических и некинетических способов воздействия и по созданию единого центра МО для интеграции и сопоставления данных по РЭБ.

Аналитическое и разведывательное обеспечение. Задачи, поставленные директивой по планированию строительству ВС: «…помощник министра обороны по управлению, связи и разведке совместно с председателем КНШ и видами ВС должен представить рекомендации по интегрированному обеспечению ИО командующих боевыми командованиями в 2004 финансовом году, которые способствовали бы более полному раскрытию характеристик целей (объектов воздействия), совершенствованию расчета боевых средств и повышению эффективности мероприятий ИО».

Желаемый результат был сформулирован следующим образом: «…наличие полностью интегрированного узлового и сетевого анализа, обеспечивающего командующих боевыми командованиями целостными кинетическими и некинетическими решениями всего набора радиоэлектронных, физических и человеческих задач».

Рекомендации контрольного комитета предполагали:

разработать программу полного разведывательного обеспечения всех видов ИО. Разведка является основополагающей предпосылкой для любого вида ИО. Превращение ИО в основную дисциплину зависит от качества и своевременности разведывательного обеспечения. Это обусловливает необходимость, чтобы заместитель МО по разведке следил за достижением точного и своевременного разведывательного обеспечения основных видов действий ИО в целях обеспечения доступа к разведанным, точного выбора целей и быстрой оценки боевой обстановки, необходимых для подготовки и проведения интегрированных ИО.

Характерно (и это заслуживает самого серьезного внимания с нашей стороны), что особо подчеркивалась необходимость сосредоточения внимания на:

своевременном предоставлении многопрофильной интегрированной разведывательной информации о целях, которая позволяла бы командующим выбрать наилучшую комбинацию целей для применения кинетического и некинетического вариантов;

совершенствовании отображения отношений, восприятий и процессов принятия решений противником. Понимание того, как и почему противники принимают решения, требует улучшения агентурной разведки и использования открытых источников, совершенствования аналитических средств и методик;

своевременной, точной, надлежащей и действенной РРТР обеспечения РЭБ, информация которой должна быть сосредоточена в одном месте для быстрого ее использования операторами;

увеличении инвестиций во все виды разведки с целью создания и поддержания доступа к сети данных о целях в обеспечение потребностей КСА командующих боевыми командованиями;

большем акценте на способность противников «читать» намерения, силы и средства США из-за неудовлетворительной практики обеспечения безопасности (секретности) операций.

Организовать надежное обеспечение из единого аналитического органа. Предлагалось, чтобы Стратегическое командование создало объединенный ?интеграционный аналитическо-пла-новый орган под контролем заместителя МО, который обеспечивал бы целевой и своевременный анализ, планирование и целеназначение в интересах командующих боевыми командованиями. Этот орган должен представлять собой интегрированную сеть аналитических центров, которая при надлежащем руководстве смогла бы предоставить командующим боевыми командованиями целостное аналитическое обеспечение и, исходя из запросов командующих боевыми командованиями, обеспечить:

единое место доступа экспертов-аналитиков ИО всего МО;

установление очередности выполнения заявок на разведывательную информацию для своевременного реагирования на важнейшие потребности;

интегрированную и взаимную помощь между анализом и планированием для проведения командующими боевыми командованиями успешных операций.

Кроме того, Объединенный интеграционный аналитическо-плановый орган должен был обеспечивать безупречную и целостную характеристику целей, представлять варианты целеназначения, основанные на анализе взаимосвязи узлов внутри и между человеческими, электромагнитными и физическими областями. Результатом этого усилия должна быть концепция интегрированной ИО, способствующая выполнению более широкого плана.

Исходя из потребностей командующих боевыми командованиями, на Объединенный интеграционный аналитическо-плановый орган предлагалось возложить и функции установления очередности выполнения задач и интеграции сил и средств Центра анализа радиоэлектронного пространства и Центра анализа человеческих факторов, Центра анализа совместных военных действий и Центра объединенных информационных операций. При этом группы обеспечения центра объединенных информационных операций должны работать вместе с боевыми командованиями для определения и формирования аналитических потребностей.

Передать Центр анализа совместных военных действий в состав Стратегического командования.

Это позволит Стратегическому командованию иметь все ключевые элементы аналитического обеспечения ИО (разведывательную информацию о характеристиках боевого пространства, целеназначение и обеспечение планирования), лучше обеспечивать интегрированное рассчитанное на результат целеназначение и сосредоточение огня кинетического оружия (ядерного и обычного) и некинетических средств (космических и ИО) для достижения целей на ТВД.

Что касается этой рекомендации, то поскольку Центр анализа совместных военных действий охватывает силы и средства гораздо шире, чем только информационные операции, во время доклада Дорожной карты ИО в марте 2003 г. министр обороны попросил председателя КНШ поработать со Стратегическим командованием и Командованием объединенных сил и рекомендовать наилучшее решение проблемы задач, выполнение которых должен обеспечивать Центр анализа совместных военных действий.

Со временем наращивать аналитические возможности при непрерывном совершенствовании реального сотрудничества. Отдельные аналитические центры в РУМО, АНБ и Центр анализа совместных военных действий должны реально сотрудничать со Стратегическим командованием, обеспечивающим общее руководство. Действительная взаимосвязь центров должна обеспечить максимальную интеграцию и привести к снижению до минимума расходов на их физическое совместное размещение. Если же реальное сотрудничество окажется неудовлетворительным, то МО должно рассмотреть вопрос об их физическом совместном размещении.

Создать интегрированный плановый орган объединенных сил. Министерство обороны должно расширить орган планирования информационной войны ВВС до стандартного планового органа объединенных ИО с функциями автоматизированного анализа данных и программного обеспечения принятий решений с целью облегчения планирования ИО командующими боевыми командованиями. Он должен позволять: выполнять задачи разведывательного обеспечения в боевом пространстве, развивать стратегию ИО и намечать цели для кампании ИО, планировать выполнение задач ИО, контролировать и оценивать ход ИО.

ЦЕНТР АНАЛИЗА ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПРОСТРАНСТВА

Задачи, поставленные директивой по планированию строительства ВС: «…помощник МО по управлению, связи и разведке совместно с заместителем МО по закупкам, технике и тылу должен подготовить директиву для Центра анализа электромагнитного пространства, с тем, чтобы он предоставлял аналитическое и техническое разведывательно-информационное обеспечение оперативному планированию РЭБ и программам средств радиоэлектронной атаки» (справочно: Центр анализа электромагнитного пространства был создан в форте Мид в августе 2002 г.).

Желаемый результат. Данный Центр должен поставлять оперативно действенную информацию, пригодную для целеуказания иностранных электромагнитных средств и сетей.

Рекомендации. Центр анализа электромагнитного пространства должен стать центром сосредоточения разведывательного обеспечения РЭБ министерства обороны и авторитетным источником данных о РЭБ для операторов, плановиков и разработчиков. Совершенствование современного состояния РЭБ должно включать: расширенный доступ заказчиков к единому порталу данных РЭБ; повышенную степень гарантии, что заявки на данные о РЭБ являются наиболее насущными и отвечают потребностям выполнения задач; большую последовательность в понимании сил и средств РЭБ от требований, предъявляемым к ним, до разработки и оперативного их применения.

Продолжение следует

Сергей Аркадьевич ВОЛКОВ
кандидат военных наук, старший научный сотрудник, профессор АВН Российской Федерации, полковник

Опубликовано 7 мая в выпуске № 2 от 2009 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?