Концепции

ВКО: система или задача?

Роль и место ракетно-космической обороны в решении задач воздушно-космической обороны
Мнения о том, чем должна быть воздушно-космическая оборона России - системой или задачей, среди элиты Вооруженных Сил и отечественного ОПК пока расходятся. ВКО представляет читателям одну из точек зрения по этому вопросу.

Прогрессирующее развитие мировых технологий средств воздушно-космического нападения и опыт применения средств воздушно-космического нападения (СВКН) в локальных войнах США и НАТО в районе Персидского залива и в Югославии в очередной раз заострили проблему парирования угроз возможного применения СВКН против России.

Важность этой проблемы обусловила необходимость разработки концепции ВКО РФ, которая была утверждена президентом Российской Федерации в 2006 г. Основные положения ее проекта, известные из материалов открытой печати, сводятся к следующему:

- ВКО рассматривается как комплекс общегосударственных и военных мероприятий, обеспечивающих безопасность Российской Федерации от вооруженного нападения из воздушного пространства и из космоса;

- материальной основой воздушно-космической обороны государства является система, которая включает в себя пять относительно самостоятельных систем: противовоздушной обороны (ПВО), противоракетной обороны (ПРО), предупреждения о ракетном нападении (ПРН), контроля космического пространства (ККП) и радиоэлектронной борьбы (РЭБ);

- отмечается необходимость единой ответственности за организацию решения задач воздушно-космической обороны (ВКО);

- указывается на необходимость создания в структуре ВКО систем разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении (ВКН), поражения и подавления сил и средств ВКН, управления и обеспечения, применение которых должно осуществляться по единому замыслу и плану в едином контуре боевого управления.

Согласно основным положениям концепции, боевое применение ВКО практически сводится к борьбе со СВКН, находящимися в воздушном и космическом пространстве. При этом не определены перечень конкретных боевых задач, принципы решения этих задач и требования к уровню их решения.

Учитывая указанную неопределенность и с целью исключения ошибок при создании ВКО РФ, необходимо в процессе разработки предложений по реализации принятой концепции ответить на следующие проблемные вопросы:

Что такое ВКО - задача или система?

Против каких стран и в каких конфликтах должны решаться задачи ВКО?

Какие принципы должны быть положены в основу функционирования ВКО?

Каков критерий эффективности ВКО?

Каковы требования к уровню решения боевых задач?

Как и в какой форме реализуется управление ВКО?

Какова суть и основные направления работ по этапному созданию и наращиванию эффективности ВКО?

Именно в свете этих основных вопросов определяются роль и место РКО в решении задач ВКО. При этом принципы построения ВКО РФ, рассмотренные ниже и предлагавшиеся ранее автором совместно с Генеральным конструктором корпорации А.В. Меньшиковым (1942-2005 гг.), предполагают участие в решении задач ВКО всех видов и родов ВС РФ и других ведомств.

Очевидно, что результативность боевого применения СВКН и эффективность мер, предпринятых по парированию ударов СВКН в конфликте обороняющейся стороной, определяется большим количеством факторов, в том числе:

полнотой и достоверностью информации о составе, дислокации, принципах функционирования и технических характеристиках СВКН и инфраструктуры, обеспечивающей их эффективное боевое применение;

выбранных как атакующей, так и обороняющейся стороной стратегий применения наступательных и оборонительных систем.

Снижение эффективности боевого применения СВКН противника, как способа снижения эффективности его вооруженных сил в целом, достигается в ходе операции ВКО, являющейся основной формой боевого применения ВКО и состоящей в проведении необходимого комплекса мероприятий и действий, позволяющих решать эту основную целевую задачу.


РЛС СПРН "Волга" (г. Барановичи) - антенное полотно.МАК "Вымпел"
Фото: МАК "Вымпел"

Замысел операции ВКО, как составной части боевого применения Вооруженных Сил РФ в целом, состоит в сбалансированном применении привлекаемых в операции ресурсов, сил и средств в целях максимально возможного снижения эффективности боевого применения СВКН противника.

В процессе операции ВКО осуществляются:

- мероприятия, снижающие разведдоступность возможных объектов атаки на обороняемой территории;

- поражение (подавление) инфраструктуры, обеспечивающей эффективное боевое применение СВКН противника (информационные и навигационные системы, системы материально-технического обеспечения, аэродромы, стартовые позиции баллистических ракет и ракет-носителей, носители СВКН (в частности, авианосцы), системы боевого управления и связи);

- и, наконец, непосредственное поражение самих СВКН, находящихся в воздушном и космическом пространстве.

Необходимо отметить, что снижение потерь от боевого применения СВКН может быть достигнуто и путем проведения операции сдерживания (в том числе ядерного) вероятного противника от широкомасштабного применения СВКН. В условиях отсутствия территориальной системы ПВО-ПРО эта операция может рассматриваться как наиболее эффективная часть операции ВКО.

Эта возможность, в частности, является одной из причин болезненной реакции на наличие в регионах, где планируется применение их ВС, оружия массового поражения, поскольку это может сказаться на их решимости широкомасштабного применения высокоэффективных средств ВКН.

Даже из приведенного выше краткого рассмотрения можно сделать следующие выводы:

ВКО - это общая задача ВС РФ, а не система, не образец вооружений, поскольку в противном случае в ее состав пришлось бы включить практически все управленческие, информационные и боевые системы, имеющиеся на вооружении ВС РФ, хотя у этих систем задачи безусловно более широкие, чем частная, хотя и важная задача ВКО.

Как следствие, нет смысла говорить о специализированной системе ВКО со своей системой боевого управления, как об этом часто упоминается, а есть смысл развивать систему боевого управления ВС, информационные и навигационные системы, системы вооружения всех видов и родов ВС РФ, их взаимодействие друг с другом с тем, чтобы задача ВКО решалась наиболее эффективно.

Операция ВКО является частью стратегической операции по боевому применению ВС в целом.

В операции ВКО, в принципе, участвуют практически все виды и рода ВС РФ и при этом используются все имеющиеся у них на вооружении системы боевого управления, средства и системы стратегической и тактической разведок, средства РЭБ, системы информационного и навигационного обеспечения, системы и средства, обеспечивающие непосредственное поражение объектов противника. Для обеспечения необходимой эффективности операций ВКО необходимо также использование сил и средств гражданской обороны.

Таким образом, существующее утверждение о том, что система ВКО строится объединением систем ПВО, СПРН, СККП, ПРО и РЭБ при приоритетности развития ПВО недостаточно корректно, поскольку, несмотря на то, что эти системы играют значительную (можно сказать важнейшую) роль в решении задач ВКО, однако на основе только этих систем задача ВКО, которая, как указано выше, существенно шире, нежели поражение СВКН на траекториях полета, решена быть не может. Более того, в рамках интеграции только указанных систем не может быть сформулирован критерий эффективности ВКО, что является одним из основных признаков системы.

Конкретизация критерия эффективности ВКО является крайне необходимой, поскольку, если он не определен, отсутствует объективный критерий выбора той или иной стратегии развития систем, участвующих в решении задач ВКО. Чем меньше у государства средств, тем более важной становится задача выбора и обоснования критерия. С учетом вышесказанного, критерий эффективности операции ВКО может быть сформулирован только в терминах эффективности боевого применения ВС РФ в целом. В частности, например, в терминах предотвращенного ущерба военно-промышленного потенциала и гражданского населения за счет проведения операции ВКО.

В то же время, вне зависимости от того, какое формальное определение даётся ВКО, крайне важным является определение частных боевых задач для всех средств и систем, участвующих в решении задачи ВКО, и определение требований к уровню их решения, когда решение задачи ВКО имеет оперативно-тактический смысл. Только это делает программу работ по развитию технической базы ВКО содержательной и дает надежду на то, что вложенные в это развитие финансовые средства будут потрачены не зря.

С учетом сказанного, остановимся более подробно на задачах систем (РКО, СПРН, СККП, ПРО, ПКО), решение которых должно обеспечиваться в рамках операции ВКО.

Система предупреждения о ракетном нападении предназначена для обнаружения в автоматическом режиме с высокой достоверностью ракетного нападения на Россию и государства-участники "Соглашения о средствах систем ПРН и ККП" и выдачи военно-политическому руководству соответствующей информации предупреждения. Принятие решений и реализация ответных действий, адекватных складывающейся обстановке, требуют получения указанной информации высокой степени достоверности и оперативного доведения ее до высших звеньев управления.

Решение этих задач требует ускоренного проведения работ по совершенствованию командных пунктов СПРН, системы связи, комплекса оповещения, развития космического эшелона системы для обеспечения глобального контроля стартов БР, замыкания периферийного поля РЛС НГРЛ и создания дежурного центрального радиолокационного комплекса, а также проведения комплексов работ по созданию АСБУ РКО и развитию информационного взаимодействия с системами разведки и ПВО-ПРО ВС РФ.

Система контроля космического пространства создается на основе комплексного использования информации специализированных средств СККП, средств систем предупреждения о ракетном нападении и противоракетной обороны, средств других систем и ведомств России, обеспечивающих в ходе решения своих основных задач или дополнительно к ним наблюдение космических аппаратов (КА).

Система противоракетной обороны Российской Федерации (ПРО РФ) является составной частью системы воздушно-космической обороны страны и предназначена для снижения уровня существующих и потенциальных угроз применения против Российской Федерации ракетных средств нападения путем прикрытия важнейших государственных и военных объектов, административно-промышленных центров (районов), потенциально опасных объектов, группировок войск (сил) от ударов ракетных средств нападения (РСН) различного класса и назначения.

Система ПРО РФ в интересах решения задач РКО должна обеспечить оборону важнейших объектов Российской Федерации от ударов стратегических и нестратегических БР в целом; предотвращение на территории страны и в районах конфликтов на ТВД крупномасштабных потерь населения и войск, а также экологических катастроф.

Роль и место противокосмической обороны (ПКО) как составной части ВКО РФ определяется значением отечественных космических систем в рамках вооруженной борьбы и тем значением, которое имеют космические системы вероятного противника.

Учитывая позицию США по использованию космического пространства в своих национальных интересах и наработки других стран (включая Китай) в области средств противоспутниковой борьбы, целесообразно осуществить разработку скоординированной общефедеральной программы работ по созданию противокосмической обороны РФ с определением и обоснованием перечня решаемых задач, адаптируемых к конкретным противникам.


Стартует противоракета системы ПРО А-135.
Фото: МАК "Вымпел"

В целом анализ существующих возможностей и способов боевого применения средств и систем РКО при решении задач ВКО показывает, что

в зависимости от той или иной складывающейся боевой обстановки боевые задачи и требования к уровню их решения для систем ПВО, ПРО и ПКО могут существенно меняться.

Так, в частности, если не исключать возможности широкомасштабного применения СВКН со стороны США и других стран НАТО (т.е., если допустить, что к России будет применена "югославская" стратегия), то, очевидно, что решить задачу борьбы с СВКН средствами, поражающими их в воздушном и космическом пространстве невозможно, поскольку это потребовало бы создания высокоэффективной территориальной системы ПВО. Поэтому стратегия решения задачи ВКО для этого случая должно базироваться на стратегии сдерживания противника от широкомасштабного применения СВКН на основе проведения операции ядерного сдерживания в масштабе, исключающем эскалацию, но заставляющем противника отказаться от дальнейшего применения СВКН.

В случае регионального конфликта с применением исключительно средств ВКН не исключена возможность создания систем, решающих задачу ВКО за счет поражения СВКН в воздушном и космическом пространстве. Очевидно, такая же система имеет смысл и для решения задач прикрытия миротворческих сил в зонах локальных конфликтов.

Не менее сложная задача стоит и в определении требований к уровню решения задач ПРО, как для его "стратегической", так и "нестратегической" компоненты, хотя такое разделение после прекращения действия Договора по ограничению систем ПРО в значительной мере утратило свой смысл.

Ясно, что построить эффективную систему ПРО от массированного применения ракетного оружия США и других стран НАТО практически невозможно. Признание этого неоспоримого факта в свое время и заставило США и СССР отказаться от создания территориальной системы ПРО. В этих условиях единственным средством обороны опять же является стратегия сдерживания.

Реально может быть создана зональная ПРО от ограниченных ударов БР "третьих стран" с недостаточно развитым ракетным потенциалом.

В качестве первоочередного направления работ при этом, естественно, рассматривать создание ПРО Центрального промышленного района (ЦПР). Создание такой ПРО не гарантирует, однако, решения задачи обороны ЦПР от ограниченных ударов БР США и НАТО в силу возможности наращивания ракетного потенциала такого удара в ходе боевых действий. По отношению к этому противнику основным средством в операции ВКО должна являться стратегия ядерного сдерживания с возможностью организации ответно-встречного удара.

Аналогично по отношению к реальному противнику должны адаптироваться и задачи противокосмической обороны. Очевидно, что всякое противодействие (функциональное подавление, поражение) ВКС США и НАТО приведет к адекватным действиям со стороны этих стран по отношению к ВКС России. Поэтому оценка возможных последствий, планируемых в рамках решения задач ВКО операций против ВКС тех или иных стран (в том числе с учётом возможностей средств защиты отечественных КА), должна предшествовать этапу принятия решений о начале боевых действий в космосе.

В целом системы РКО, являясь базовым элементом создаваемой ВКО РФ, должны иметь возможность не только поддержания своего существующего потенциала, но и постоянного его наращивания, в том числе на основе внутренней интеграции и широкой интеграции с другими средствами и системами, в целях возможности выбора и реализации наиболее рациональных вариантов боевого применения при тех или иных условиях решения задач ВКО.


Сергей СУХАНОВ

Опубликовано 23 марта в выпуске № 2 от 2007 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?