Концепции

ВКО: военно-промышленный аспект

На повестке дня - глобальное информационно-управляющее поле системы воздушно-космической обороны

Предотвращение войны - это общегосударственная цель любого миролюбивого государства. В современных условиях приоритет в достижении этой цели должен отдаваться политическим средствам. Однако эти средства будут эффективны лишь в том случае, если политика будет опираться на достаточную военную силу государства.

Единство воздушно-космического пространства как сферы военных действий требует преобразования противовоздушной и ракетно-космической обороны  в воздушно-космическую.

Сложившиеся к настоящему времени геополитические условия, обусловленные переходом от двуполярного состояния мира к менее предсказуемому многополярному, требуют глубокого осмысления и пересмотра взглядов на обеспечение национальной безопасности государства.

Для обеспечения безопасности в воздушно-космическом пространстве представляется важным создание единой системы воздушно-космической обороны (ВКО) государства. К основным факторам, вызывающим необходимость преобразования противовоздушной обороны и ракетно-космической обороны в воздушно-космическую можно отнести: единство воздушно-космического пространства, как сферы военных действий; развитие средств воздушно-космического нападения (СВКН), способных осуществлять полет при нанесении ударов, как в воздушной, так и в космической сферах; зависимость эффективности боевых действий аэродинамических средств от космических систем; создание нестратегической ПРО.

Система ВКО должна базироваться на функциональном объединении сил и средств, развернутых и действующих по единому замыслу и плану на земле, море, в воздухе и космическом пространстве и способных вести борьбу с СВКН противника. Ее целью является обеспечение эффективной защиты населения, промышленных и энергетических объектов и группировок вооруженных сил страны от ударов с воздуха, из космоса и через космос.

Обеспечение безопасности страны в воздушно-космическом пространстве является важнейшей государственной задачей.

Предотвратить агрессию из воздушно-космического пространства возможно только при условии, когда достигнута оборонная достаточность при качественно-количественном паритете сил, при глубоком понимании агрессором необходимости отказа от нападения из космоса и воздушного пространства из-за неотвратимости неприемлемого для него ущерба.

Основными составляющими, обеспечивающими предотвращение агрессии, следует считать: единую информационно-ударную систему ВКО, высокую боеготовность сил и средств ПВО, нестратегической ПРО и РКО, постоянный контроль и надежный уровень защиты воздушно-космического пространства, надежное функционирование системы ПРН.

Необходимо отметить, что реальное состояние сил и средств, привлекаемых сегодня к решению задач ВКО таково, что по боевому составу, состоянию вооружения и военной техники они не способны в полном объеме решать задачи по обнаружению и отражению существующих, а тем более перспективных СКВН противника с воздуха, из космоса и через космос.

Стоящие на вооружении огневые комплексы и стратегические информационно-управляющих системы, алгоритмы и принципы которых проверены в течение длительного времени боевой эксплуатации, требуют, тем не менее, проведения глубокой модернизации с использованием новейших технологий и технических решений.

Потребителями данных ГИУП являются все ударные  и оборонительные средства.

Необходима интеграция всех имеющихся разведывательно-информационных средств ПВО, ПРО, СПРН, ККП, средств связи и передачи данных, средств навигационного и координатно-временного обеспечения, средств автоматизации и информатизации процессов управления в единую организационно-техническую структуру - Глобальное информационно-управляющее поле (ГИУП) системы ВКО.

Для создания единой системы воздушно-космической обороны государство должно иметь развитый высоко технологичный научно-промышленный базис, организованный в интегрированные научно-промышленные структуры, способные разрабатывать и серийно производить средства, комплексы и системы, предназначенный для решения задач ВКО страны.

Для эффективного решения данной государственной задачи необходимо объединить имеющийся научно-производственный потенциал России и определить головного разработчика ВКО как целостной системы. Такую роль может взять на себя и эффективно выполнить Концерн ПВО "Алмаз-Антей".

Концерн ПВО "Алмаз-Антей" является крупнейшим объединением оборонно-промышленного комплекса России. В него входят 43 предприятия, ориентированные на производство систем и комплексов ПВО и НПРО, с общей численность более 90 тыс. чел. и стоимостью активов более 67 млрд. руб. Совет директоров концерна возглавляет помощник президента РФ, в состав совета входят начальник Генерального штаба ВС РФ, начальник вооружения ВС РФ - заместитель министра обороны РФ, директор федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, а также ряд заместителей руководителей структур исполнительной власти. В настоящее время рассматривается вопрос о реструктуризации и расширении концерна с последующим преобразованием его в Концерн ВКО.

В Концерне ПВО в течение 2004-2005 гг. ведется инициативная исследовательская работа по созданию ГИУП. Организовано результативное взаимодействие с рядом научно-исследовательских учреждений и академий Минобороны, РАН и космической отрасли страны. В рамках этой кооперации выполнен аванпроект "Глобальное информационное поле единой системы ВКО РФ", который получил одобрение Совета генеральных и главных конструкторов Концерна ПВО "Алмаз-Антей". Суть предложений проекта сводится к тому, чтобы с помощью ГИУП оптимально интегрировать все созданное в предыдущие годы для систем РКО и ПВО в единую структуру ВКО РФ.

В ГИУП источники информации наземного, воздушного, космического и морского базирования ведут сбор и обработку информации о координатах целей и средств поражения, осуществляют их привязку к единой системе географических и временных координат и по глобальной системе связи передают ее в реальном масштабе времени потребителям для построения динамических карт военной обстановки. Потребителями данных такого поля являются все ударные и оборонительные средства, привлекаемые для отражения ударов по Российской Федерации из воздушно-космического пространства.

Общая обстановка отображается на ЦКП ВВС (КП ВКО), который распределяет участки сводной динамической карты между огневыми комплексами в соответствии с дислокацией, определенной военными планами.

ГИУП системы ВКО, является составной частью Единого информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации, представляет собой систему информационного обеспечения и управления войсками (силами) и оружием от вскрытия замысла противника до решения боевой задачи по уничтожению СВКН. Данная система функционирует на основе единых протоколов обмена информацией, единых унифицированных элементов сопряжения, единой нумерации и классификации целей, единого информационного и лингвистического обеспечения, единой системы классификации и кодирования информации, единой системы адресования, унифицированной системы документирования.

Необходима интеграция всех имеющихся разведывательно-информационных средств в единую организационно-техническую структуру - Глобальное информационно-управляющее поле (ГИУП) системы ВКО.

ГИУП включает несколько модулей: разведывательно-информационный, командный, навигационного и координатно-временного обеспечения, наземно-космической связи и передачи данных. Ряд перспективных информационно-управляющих систем и огневых средств противоракетной и противокосмической обороны разрабатывают предприятия, не входящие в состав ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей". С учетом этого, построение единой системы ВКО России может осуществляться при непосредственном участии данных предприятий на договорных условиях с Концерном ПВО.

Поскольку создание единой системы ВКО предопределяет интеграцию систем ПВО, нестратегической и стратегической ПРО, то ключевое значение приобретает проблема унификации технологий разработки, испытаний и серийного производства вооружения, военной и специальной техники указанных систем. Ее решение позволит обеспечить единый технологический цикл разработки, изготовления и испытаний информационных, управляющих и огневых средств на единой лабораторно-измерительной и полигонно-испытательной базе и снизить затраты на разработку и изготовление перспективных образцов ВВТ. Унификация этих технологий предполагает создание единой нормативно-технологической базы и адекватной системы управления кооперацией разработчиков и производителей ВВТ.

При этом возникнет эффективное взаимодействие всех предприятий, входящих в кооперацию разработчиков и изготовителей компонентов системы ВКО ("Концерн ПВО "Алмаз-Антей", МАК "Вымпел", ЦНИИ "Комета", Концерн "РТИ системы", РНИИКП и др.), которое позволит оптимизировать процедуры согласования нормативной и технической документации и, как следствие, сократить сроки и стоимость разработки и создания системы ВКО.

Уже сейчас настало время определить генерального конструктора системы ВКО, который будет осуществлять руководство Центральным тематическим конструкторским бюро по разработке средств системы ВКО, координацию деятельности головных тематических конструкторских бюро, разрабатывающих составные части систем и комплексов ЕС ВКО России.

Для обсуждения наиболее важных вопросов создания и развития системы ВКО и решения научно-технических проблем разработки средств и комплексов для информационно-ударных подсистем воздушно-космической обороны в Концерне ПВО "Алмаз-Антей" уже сформированы и активно работают Совет генеральных и главных конструкторов и Научно-технический совет.

Преобразование Концерна "ПВО "Алмаз-Антей" в Концерн ВКО позволит скоординировать работы по унификации ВВТ ПВО всех видов ВС РФ, ПКО, стратегической и нестратегической ПРО и исключить ведомственные барьеры и реализовать имеющиеся материальные предпосылки для организованного построения единой системы воздушно-космической обороны России.

Анатолий САВИН
генеральный конструктор
ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей", академик

Опубликовано 1 января в выпуске № 6 от 2005 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?