Концепции

Вопрос государственной важности

В качестве приоритетного направления нужно рассматривать дальнейшее развитие системы ВКО на базе войск ВКО

Необходимость парирования угроз военной безопасности нашей страны в воздушно-космической сфере обуславливает создание воздушно-космической обороны (ВКО) РФ. Указом президента России в 2006 году была утверждена Концепция воздушно-космической обороны Российской Федерации. В соответствии с ней ВКО, являясь составной частью обороны государства, представляет собой систему политических, экономических, военных, военно-технических, правовых и иных мер по подготовке и ведению военных действий в воздушно-космическом пространстве.

Основу ВКО должны составлять комплекс общегосударственных и военных мероприятий, а также боевые действия разновидовых (разнородных) группировок войск (сил), проводимые в общей системе вооруженной борьбы под единым руководством, по единому замыслу и плану в целях защиты Российской Федерации и ее союзников от нападения с воздуха и из космоса.

По какому пути строить ВКО

Практическая реализация положений концепции привела к созданию в 2011 году нового рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации – Войск воздушно-космической обороны. Однако это лишь первый шаг на пути интеграции сил и средств ПВО и РКО и формирования единой системы воздушно-космической обороны страны.

Что же делать дальше, по какому пути продолжить начатое строительство воздушно-космической обороны и ее материальной основы – Войск ВКО? Для ответа на этот очень непростой вопрос следует проанализировать сложившуюся к настоящему времени организацию воздушно-космической обороны России.

Сегодня общее руководство воздушно-космической обороной страны осуществляет Генеральный штаб ВС РФ, а ответственность за организацию ВКО, в том числе ПВО, возложена на командующего Войсками ВКО. При этом основными принципами построения системы ВКО определены:

  • единая ответственность за организацию и ведение вооруженной борьбы со всеми силами и средствами воздушно-космического нападения противника во всем диапазоне высот и скоростей над всей территорией Российской Федерации;
  • комплексное использование всех сил, способных решать задачи борьбы с силами и средствами воздушно-космического нападения противника.

Указанные выше принципы в настоящее время полностью не реализованы. Нормативными правовыми актами Минобороны и Генерального штаба ответственность командующего Войсками ВКО за противовоздушную оборону определена только на мирное время. На период непосредственной угрозы агрессии и военное время ответственность и полномочия органов военного управления за воздушно-космическую и противовоздушную оборону четко не установлены. В существующей структуре Вооруженных Сил Российской Федерации отсутствует единый орган управления всеми войсками (силами), решающими задачи воздушно-космической обороны при подготовке и в ходе ведения военных действий. Командование Войск ВКО эти задачи сегодня полностью решить не может в силу своего статуса. Кроме того, большая часть сил ПВО находится в составе военных округов (командований ВВС и ПВО) и за их строительство и развитие отвечает главнокомандующий Военно-воздушными силами, с которого снята ответственность за противовоздушную оборону страны. По сути ответственность за организацию и ведение борьбы с силами и средствами воздушно-космического нападения противника разделена в настоящее время между командующим Войсками ВКО и командующими войсками военных округов.

Вопрос государственной важности
Коллаж Андрея Седых

Не оправдали себя и организационные изменения в системе ПВО на оперативно-тактическом уровне при переходе в 2009 году от корпусной и дивизионной структур формирований ПВО на бригадную структуру. Сокращение численности и должностных категорий личного состава управлений этих соединений негативно отразилось на качестве управления подчиненными войсками. Вывод из состава бригад истребительной авиации обусловил проблему выделения части сил авиации для решения задач ПВО. При этом возникли сложности в управлении авиацией, ее взаимодействии с ЗРВ и обеспечении безопасности полетов в зонах поражения зенитных ракетных средств.

В течение последнего года проблемы строительства системы воздушно-космической обороны и Войск ВКО постоянно находились в поле зрения руководства Министерства обороны, ведущих научно-исследовательских организаций и вузов, занимающихся данным вопросом. Детальное рассмотрение этих проблем позволило сформировать два основных подхода к их решению. Первый состоит в создании нового вида Вооруженных Сил – Воздушно-космических сил (ВКС), второй – в дальнейшем строительстве системы воздушно-космической обороны на базе развития Войск ВКО.

Под Воздушно-космическими силами понимается вид Вооруженных Сил, создаваемый на базе существующих Военно-воздушных сил. В состав нового вида ВС предлагается включить наряду с объединениями ВВС силы и средства Войск ВКО и РВСН. При этом предполагается, что главное командование ВКС будет органом административного управления и обеспечения, а для оперативного управления войсками (силами) ВКО в структуре Генерального штаба ВС РФ предлагается создать специальный орган – командование ВКО (в перспективе воздушно-космическое командование). Вопрос о включении РВСН в состав ВКС не является темой обсуждения в настоящей статье. Заметим только, что в силу особого значения РВСН и специфичности решаемых ими задач эти войска, как нам представляется, следует оставить в их нынешнем статусе (род войск ВС).

Под развитием Войск ВКО подразумевается включение в их состав бригад ВКО четырех командований ВВС и ПВО, административно входящих в настоящее время в состав ВВС и оперативно подчиненных командующим войсками военных округов, создание бригад ВКО (ОсН) и передачи части сил истребительной авиации в состав соединений ПВО (ВКО). Для управления передаваемыми и вновь формируемыми соединениями предлагается создать командования ВКО на стратегических направлениях с непосредственным подчинением их командующему Войсками ВКО. При этом командование Войск ВКО останется органом административного и оперативного управления.

Оптимально: интеграция систем РКО и ПВО

Попробуем провести системный анализ и дать сравнительную оценку приведенным выше подходам к созданию системы ВКО и организационному строительству Вооруженных Сил Российской Федерации по следующим факторам:

  • развитие средств воздушно-космического нападения и необходимость парирования угрозы воздушно-космического нападения;
  • интеграция сил и средств ПВО и РКО в рамках единой системы ВКО;
  • комплексное использование сил и средств, имеющих возможности борьбы со средствами воздушно-космического нападения;
  • персональная ответственность за строительство и применение сил и средств воздушно-космической обороны;
  • сферы вооруженной борьбы и видовое построение Вооруженных Сил;
  • исторический опыт строительства Войск ПВО;
  • результаты научных исследований вариантов организационной структуры войск (сил), решающих задачи ВКО.

Анализ тенденций развития средств и систем воздушно-космического нападения позволяет ожидать появления у потенциального противника уже в ближайшее время принципиально нового класса пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов военного назначения, способных действовать на скорости от 5 до 25 М и в диапазоне высоты 30–120 километров, слабоконтролируемых существующими средствами ВКО. Интенсивно ведутся работы по созданию воздушно-космических самолетов. По масштабам возможного применения этих средств и решаемым задачам они будут относиться к оружию стратегического назначения. Более того, у потенциального противника уже в настоящее время имеются крылатые ракеты морского и воздушного базирования с дальностью полета до 2500–3000 километров. Они обладают высокой точностью стрельбы, а в бортовых системах управления крылатыми ракетами морского базирования последних поколений имеются элементы искусственного интеллекта. По своим возможностям такие крылатые ракеты даже в обычном снаряжении можно отнести к классу стратегического оружия.

В условиях новых угроз, представленных выше, выполнение задач воздушно-космической обороны независимо функционирующими системами РКО и ПВО приведет к неопределенности оценки воздушно-космической обстановки на стратегическом и региональном уровнях, снижению эффективности сдерживания агрессии и отражения таких ударов. Поэтому наиболее рациональными путями ответа на новые угрозы является комплексное наращивание боевых возможностей средств и систем РКО и ПВО и их интеграция в рамках единой системы воздушно-космической обороны.

Одними из важнейших задач интеграции систем РКО и ПВО являются получение информации о начале агрессии в воздушно-космическом пространстве с момента старта (взлета) СВКН и их сопровождение до входа в зоны действия активных средств. Эти задачи должны выполнять космические средства и наземные высокопотенциальные РЛС РКО совместно с наземными, авиационными, а в перспективе и космическими средствами ПВО. Обработанная информация на командных пунктах ВКО позволит своевременно оценить воздушно-космическую обстановку и с высокой достоверностью выработать сигналы предупреждения о начале агрессии в воздушно-космическом пространстве, осуществить распределение информации по бригадам ПВО (ВКО) для отражения ударов СВКН на основе организации эшелонированной обороны. Осуществление интеграции систем РКО и ПВО позволит выполнять задачи в составе единого контура централизованного боевого управления системами РКО и ПВО в рамках ВКО в реальном масштабе времени полета СВКН. Тем самым будут созданы условия для согласованного оперативного наращивания и распределения усилий объединений и соединений ВКО над всей территорией страны в ходе подготовки и отражения ударов всех типов СВКН.

Единое управление, руководство и ответственность

Далее остановимся на проблеме реализации одного из важнейших принципов построения системы воздушно-космической обороны – комплексного использования всех сил, способных решать задачи борьбы с силами и средствами воздушно-космического нападения противника.

Вопрос государственной важности
Коллаж Андрея Седых

Основным системообразующим элементом при этом является единая система управления войсками и силами воздушно-космической обороны видов и родов войск Вооруженных Сил РФ при соблюдении принципа единого руководства и ответственности за организацию и ведение борьбы со всеми силами и средствами воздушно-космического нападения противника на всей территории страны.

На стратегическом уровне единым органом управления такой системой может стать командование Войск ВКО при делегировании ему Генеральным штабом определенных полномочий. Таким образом, в полной мере будет обеспечено выполнение Указа президента РФ 2012 года о возложении персональной ответственности за организацию воздушно-космической обороны на командующего Войсками ВКО.

Командованием Войсками ВКО по определению станут более успешно решаться такие важнейшие задачи, как разработка единого замысла и плана строительства воздушно-космической обороны, оснащение войск ВВСТ, создание (совершенствование) группировок сил и средств ВКО с учетом ожидаемых военных угроз, проведение единой военно-технической политики в области воздушно-космической обороны.

Для обеспечения единства управления войсками и силами ВКО на оперативном (оперативно-стратегическом) уровне необходимо создание зон ВКО. Зоны должны разделяться на районы ВКО. Всего зон ВКО может быть образовано пять: Московская, Западная, Южная, Центральная и Восточная. Их надо создавать на базе оперативных командований ВКО. Количество районов ВКО должно соответствовать числу соединений ПВО (ВКО). Зоны, районы ВКО обязаны иметь единые органы управления при делегировании им полномочий по оперативному управлению всеми войсками и силами ПВО (ВКО), выделенными в состав зон и районов.

Зоны и районы ВКО не следует рассматривать как некие закостенелые структуры, созданные на все времена. При развертывании фронтов (общевойсковых армий) в зависимости от конкретных условий и ожидаемого характера военных действий в полосе их ответственности могут создаваться фронтовые зоны (армейские районы) ПВО, в границах которых общее и оперативное руководство будут осуществлять командующие фронтами (армиями).

При формировании Воздушно-космических сил персональная ответственность за создание и развитие системы ВКО будет возложена на главнокомандующего ВКС. Однако слишком широкий круг возлагаемых на него задач (развитие ВКО, авиации, космических систем) неизбежно приведет к существенному усложнению их решения.

В случае реализации данного подхода ответственность за решение задач ВКО в мирное время (несение боевого дежурства по ВКО) де-факто будет распределена между главнокомандующим ВКС и командующими войсками военных округов.

Кроме того, традиционно видовое и родовое построение Вооруженных Сил определялось освоенными сферами вооруженной борьбы – суша, море и воздушное пространство. При этом большим заблуждением является смешивание этого понятия с физической средой обитания (временного пребывания). Так, снаряд, выпущенный из пушки, летит в воздухе. Но воздух – лишь временная физическая среда пребывания снаряда. Цель для снаряда находится на земле. И именно поэтому артиллерия входит в состав Сухопутных войск. Это же утверждение в полной мере относится к ВВС, для которых воздушное пространство – не сфера вооруженной борьбы, а только временная среда пребывания летательных аппаратов. Основные цели для ВВС находятся на земле или на воде, а действия самолетов в воздухе на самооборону носят лишь вспомогательный, обеспечивающий характер.

Объединение в одном виде Вооруженных Сил – ВКС ударного (авиация) и оборонительного (силы и средства ВКО) компонентов является искусственным симбиозом и не приведет к увеличению возможностей по борьбе с воздушно-космическим противником. Каждый из этих компонентов имеет свою сферу вооруженной борьбы, решает свои задачи, воздействует по своим объектам, использует свои формы и способы борьбы. Разная и специфика руководства действиями ударных и оборонительных сил. В этой связи единственной специализированной структурой ВС, для которой сферой вооруженной борьбы является воздушно-космическое пространство, могут быть Войска ВКО.

Полагаем, что будет уместным обратиться к недавней истории. После создания в апреле 1949 года блока НАТО возросла общая военно-политическая напряженность в Европе и в мире в целом. В начале 50-х годов резко возросли интенсивность и масштабы провокационных и разведывательных действий авиации НАТО в воздушном пространстве СССР. При этом существующая на то время система ПВО оказалась неспособной эффективно противодействовать воздушным нарушителям, которые уже достигали районов Ленинграда, Минска, Киева. Напомним, в приграничной полосе ответственность за противовоздушную оборону возлагалась тогда на военные округа, а на внутренней территории были организованы 12 районов ПВО в составе Войск ПВО страны.

Учитывая бурное развитие военной авиации, существенное увеличение ее боевых возможностей, а также все возрастающие масштабы нарушений воздушного пространства СССР, военно-политическое руководство страны методом проб и ошибок пришло к выводу о необходимости создания в Вооруженных Силах новой мощной структуры, обеспечивающей под единым руководством решение всего комплекса задач противовоздушной обороны страны. Так, в мае 1954 года началось формирование нового вида ВС СССР – Войск ПВО страны.

В научном плане оценка вариантов организационной структуры системы ВКО представляет собой сложную неструктурированную задачу, решение которой с использованием строго формальных методов затруднено. Это связано прежде всего с тем, что деятельность органов военного управления стратегического и оперативного звеньев практически неформализуема.

В ходе исследований такие оценки были проведены. В них использовался метод анализа иерархий (Саати), который нашел широкое применение для решения задач подобного класса. Сравнительная оценка вариантов организационной структуры войск (сил), решающих задачи ВКО (в рамках ВКС или Войск ВКО), проводилась по нескольким наиболее значимым показателям: обеспечение персональной ответственности за создание и развитие системы ВКО; обеспечение разработки единого замысла и плана строительства ВКО, оснащения войск ВВСТ; обеспечение единства непосредственного планирования применения войск и сил; обеспечение эффективного оперативного управления всеми силами и средствами, решающими задачи ВКО; оптимизация органов управления и ряду других (всего 16 показателей).

По обобщенному показателю приоритетности предпочтительность вариантов оценена как 1,22–1,25 (второй вариант) к 1 (первый вариант).

Вышеуказанные подходы к созданию системы ВКО РФ и развития Войск ВКО, основные задачи строительства системы ВКО и пути их решения, применения войск (сил) ВКО нами за последний год рассмотрены и тщательно проанализированы в ходе 38-й военно-научной конференции НИЦ ПВО (город Тверь) 4-го ЦНИИ Минобороны России, 42-й военно-научной конференции ВА ВКО, Всеармейской военно-научной конференции ВА ВКА, в которых приняли участие представители штабов, войск, ведущие ученые в области строительства ВКО и применения войск (сил) ВКО, представители военно-промышленного комплекса. Результаты работы конференций показали, что мы находимся на правильном пути.

Подведем итоги

Приведенные выше рассуждения и аргументы дают основание рассматривать в качестве приоритетного направления дальнейшее развитие системы ВКО на базе Войск ВКО.

На командующего Войсками ВКО необходимо возложить персональную ответственность за организацию и ведение вооруженной борьбы со всеми силами и средствами воздушно-космического нападения противника над всей территорией Российской Федерации.

Основными функциями командования Войск ВКО должны стать:

  • организация и планирование воздушно-космической обороны страны;
  • непосредственное управление войсками при ведении действий в воздушно-космической сфере;
  • организация проведения мероприятий по совершенствованию системы воздушно-космической обороны;
  • формирование единой военно-технической политики в области воздушно-космической обороны;
  • организация разработки предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы в области воздушно-космической обороны;
  • руководство научно-исследовательской работой по обоснованию направлений строительства системы ВКО, развития вооружения и военной техники;
  • разработка способов и форм боевого применения войск.

Развитие Войск ВКО и наделение командования Войск ВКО функциями административного и оперативного управления позволят оптимизировать организационную структуру войск (сил), решающих задачу борьбы с СВКН, и обеспечить максимальную эффективность парирования потенциальных военных угроз Российской Федерации из воздушно-космического пространства в настоящее время и перспективе.

Кирилл Владимирович Макаров,
доктор военных наук, доцент
Сергей Васильевич Ягольников,
заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор

Опубликовано 4 февраля в выпуске № 1 от 2014 года

Комментарии
hydrochlorothiazide in/]hydrochlorothiazide stromectol bid/]stromectol lisinoprilmedication se/]lisinopril wellbutrin-xl in net/]wellbutrin xl buyzithromax faith/]buy zithromax
inköp piller beställa piller generiskutanresept top/hoodia/
inköp piller generisk piller generiskutanresept top/starlix/
Importar Priligy cytotec ccrpdc com/low-price-cytotec php Low Price Cytotec Como Obtener Priligy Cialis Composizione priligy usamedz com/priligy-60mg-buy php Priligy 60mg Buy How Safe Is Keflex Antibiotic Discount Cod Only Macrobid Shop Free Consultation cialis usamedz com/cheap-cialis-generic php Cheap Cialis Generic Effexor Discount Coupons Cephalexin And Pink Eye levitra ccrpdc com/levitra-tab-20mg php Levitra Tab 20mg Can You Buy Amoxicillin Over Counter Kamagra Medicine prozac mdsmeds com/shop-prozac-online php Shop Prozac Online Discount Viagra Prescription Viagra A Partir De Quel Age accutane rxbill7 com/buy-eratin php Buy Eratin Buy Nolvadex Uk Generic Viagra Mail Order zithromax rxbill7 com/zithromax-antibiotics php Zithromax Antibiotics discount generic isotretinoin website mastercard store Winston-Salem Pediatric Dose Of Amoxicillin For Strept ysluk com generic cialis Precio Cialis Cialis Metformin For Sale Online zithromax ccrpdc com/order-zithromax-online php Order Zithromax Online Baclofene Autorisation Can Canines Have Amoxicillin When Nursing inderal rxbill7 com/low-price-inderal php Low Price Inderal Viagra Ragazzi Buy Zentel Tablets cialis mdsmeds com/cialis-40mg php Cialis 40mg Buy Levitra On Line Instrucciones De Propecia doxycycline rxbill7 com/vibramycin-online-fast php Vibramycin Online Fast Amoxicillin Induce Cyp2d6 Propecia Ectopico viagra ccrpdc com/brand-viagra-online php Brand Viagra Online Cialis Soft Tabs 20mg Pills Pyridium Where To Buy With Free Shipping Norfolk zoloft ccrpdc com/order-generic-zoloft php Order Generic Zoloft Cialis 5mg Taglich Cialis Quand Le Prendre xanaxr com generic cialis Levitra 10 Mg Availability For Caffergot lasix usamedz com/generic-lasix-usa php Generic Lasix Usa Fluoxetine Want To Buy Medicine Propecia Substitutes zoloft ccrpdc com/zoloft-online-prices php Zoloft Online Prices Cephalexin For Pet Sale zithromax usamedz com/cheap-cheap-zithromax php Cheap Cheap Zithromax Propecia Topical Thinning Hair Priligy Ebay lasix usamedz com/order-lasix-onlines php Order Lasix Onlines Priligy Acquistare Online Propecia 20 Mg Precio cialis rxbill7 com/cheap-cialis-and-viagra php Cheap Cialis And Viagra Priligy Ricetta Medica Viagra Samples Free propecia rxbill7 com/propecia-buy php Propecia Buy Propecia Vescica Penecillin And Amoxicillin Are priligy ccrpdc com/comprar-priligy-generico php Comprar Priligy Generico Amoxicillin Is It Penicillin Diclofenac Sodium 50mg Buy doxycycline mdsmeds com/vibramycin-prices php Vibramycin Prices Ward 939 Capsule Propecia Hormones Testosterone Levels propecia usamedz com/propecia-price php Propecia Price Xenical Price Viagra Fa Ingrassare inderal mdsmeds com/where-can-i-buy-propranolol php Where Can I Buy Propranolol Ou Trouver Cialis France Kamagra Buy Online accutane usamedz com/cost-of-accutane php Cost Of Accutane Fluoxetine No Script Needed Amex Accepted Priligy In Sri Lanka inderal rxbill7 com/buy-cheap-inderal php Buy Cheap Inderal Canadian Synthroid Without A Script Prix Xenical En Suisse bondrug com cheap cialis Comprar Cialis Priligy Amoxicillin Capsules For Bladder Infection inderal rxbill7 com/propranolol-online-usa php Propranolol Online Usa Cialis 10mg Boite De 4 Prix Buy Metronidazole 400 Mg Tablets Uk inderal mdsmeds com/buy-cheap-propranolol php Buy Cheap Propranolol El Viagra Femenino Lanoxin priligy usamedz com/priligy-on-line php Priligy On Line Acheter Dapoxetine Hcl En Ligne Drug Cephalexin zoloft usamedz com/sertralina-generic php Sertralina Generic Viagra Original Rezept Tadalis Sx Soft Competition zoloft rxbill7 com/cheap-zoloft-online php Cheap Zoloft Online 24 Hour Cialis Cialis Preis lasix usamedz com/cheap-lasix-usa php Cheap Lasix Usa Cialis De 20mg Research Cost Of Viagra lasix usamedz com/lasix-on-line php Lasix On Line Diuretiques Thiazidiques Acheter Pharm Canadienne Propecia Valoracion viagra ccrpdc com/price-of-viagra php Price Of Viagra Cialis Generic Price Propecia Steroids levitra rxbill7 com Buy Levitra Male Ed Pharmacy Motilium Paypal zithromax mdsmeds com/order-zithromax-tablets php Order Zithromax Tablets Viagra Interacciones Medicamentosas
Tadalafil 20 Mg Without Prescription priligy usamedz com/buy-priligy-online-usa php Buy Priligy Online Usa Best Price For Levitra 20mg Cialis 36 Stunden zoloft rxbill7 com/buy-zoloft-cheap php Buy Zoloft Cheap Natural Equivalent To Amoxicillin Kamagra Shop Eu doxycycline ccrpdc com/buy-cheap-vibramycin-100mg php Buy Cheap Vibramycin 100mg Viagra Contra Dolor Phu Buy Viagra Usa Html Buy Viagra Usa priligy mdsmeds com/priligy-country-usa php Priligy Country Usa El Cialis Es Mejor Que El Viagra Buying Amoxil inderal rxbill7 com/cheap-propranolol-no-rx php Cheap Propranolol No Rx Canine Keflex Doseage Kamagra 200mg Vendita prednisone mdsmeds com/cheap-deltasone-for-sale php Cheap Deltasone For Sale Priligy Viagra Ensemble Cialis Zerkauen prozac mdsmeds com/online-prozac php Online Prozac Cheapest Canada Drugs Online Pharmacy Amoxicillin Sideeffects viagra usamedz com/purchase-viagra php Purchase Viagra Worldwide Real Acticin 30gm From Canada Keflex Liver Enzymes accutane usamedz com/generic-of-accutane php Generic Of Accutane Farmacia Svizzera Buy Kamagra
Viagra Kaufen Nachnahme Maxman Order Prevacid Otc byuvaigranonile com viagra Staxyn Vs Viagra Vardenafil 20 Ml Cialis Generico Nombre
Where Can I Buy Tretinoin Online Uk clomid ccrpdc com/clomid-generic php Clomid Generic Comprar Cialis A Contrareembolso Where Can You Buy Pct Pills? cial40mg com/generic-cialis-100mg php Generic Cialis 100mg Cialis Tiempo En Hacer Efecto Cialis Preis Apotheke Deutschland kamagra-online-fast kamagpills com Kamagra Online Fast Buy Antepsin Vente De Clomid Sans Ordonnance viagra-discount-sales via100mg com Viagra Discount Sales best buy isotretinoin Acquisto Viagra Generico In Italia levitra-buy-us buylevi com Levitra Buy Us Levitra Inefficace Generico Viagra Soft priligy-90mg priliorder com Priligy 90mg Buy Cialis Online Usa Oklahoma Kamagra 100 Mg Montpellier viacheap com viagra Generic Cialis Overnight
google com - #yyryrooooo666555
Cytotec 200mg Kamagra Oral Jelly Einnahme costofcial com viagra cialis Propecia Customer Reviews Thinning Hair Zithromax Syrup
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?