Военное строительство

Военно-воздушные силы России: давно назревшие реформы (2)

Без господства или хотя бы паритета в воздухе в конфликтах с сильным противником эффективное ведение вооруженной борьбы попросту невозможно
В ходе финального этапа реформирования структуры ВВС, начавшегося 1 декабря 2010 года, произведена еще одна волна сокращений и объединений авиабаз. Окончательная их структура, как и на предыдущем этапе, так и не была озвучена публично, но появившаяся информация позволяет составить о ней предварительное представление.

Продолжение. Начало в № 2 за 2011 г.

СТРУКТУРА ВВС РФ НА НАЧАЛО 2011 ГОДА
Оперативно-стратегическое командование воздушно-космической обороны (управление – Москва):
  • 4-я бригада воздушно-космической обороны (Долгопрудный);
  • 5-я бригада воздушно-космической обороны (Петровское);
  • 6-я бригада воздушно-космической обороны (Ржев).
1-е командование ВВС и ПВО (Воронеж):
  • 1-я бригада воздушно-космической обороны (Североморск);
  • 2-я бригада воздушно-космической обороны (Хвойный);
  • 7000-я авиационная база 1-го разряда – Су-24М, Су-24МР, Су-34, Су-27 (Воронеж);
  • 378-я авиационная база – Ми-8, Ми-24 (Вязьма);
  • 549-я авиационная база – Ми-8, Ми-24 (Левашово);
  • 800-я авиационная база – Ил-76, Ан-12, Ту-134, Ту-154, Ми-8 (Чкаловский).
2-е командование ВВС и ПВО (Екатеринбург):
  • 9-я бригада воздушно-космической обороны (Новосибирск);
  • 10-я бригада воздушно-космической обороны (Чита);
  • 6980-я авиационная база 1-го разряда – Су-24М, МиГ-31, Ту-134УБЛ, Ми-8, Ми-24 (Челябинск);
  • 412-я авиационная база – МиГ-29, Су-25, Ми-8, Ми-24 (Домна).
3-е командование ВВС и ПВО (Хабаровск):
  • 11-я бригада воздушно-космической обороны (Комсомольск-на-Амуре);
  • 12-я бригада воздушно-космической обороны (Владивосток);
  • 14-я бригада воздушно-космической обороны (Петропавловск-Камчатский);
  • 6983-я авиационная база – Су-25, Су-27СМ (Воздвиженка);
  • 6988-я авиационная база 1-го разряда – Су-24М, Су-24М2, Су-24МР (Хурба);
  • 573-я авиационная база – Ан-12, Ан-26, Ми-8 (Хабаровск).
4-е командование ВВС и ПВО (Ростов-на-Дону):
  • 7-я бригада воздушно-космической обороны (Ростов-на-Дону);
  • 8-я бригада воздушно-космической обороны (Екатеринбург);
  • 6971-я авиационная база – Су-25СМ, Ми-28Н (Буденновск);
  • 6972-я авиационная база 1-го разряда – Су-27, МиГ-29, Су-24МР (Крымск);
  • 393-я авиационная база – Ми-8, Ми-24, Ми-28Н (Кореновск);
  • 999-я авиационная база – Су-25, Су-27, Ми-8, Ми-24 (Кант, Киргизия).
Командование военно-транспортной авиации (Москва):
  • 6955-я авиационная база 1-го разряда – Ил-76 (Тверь).
Командование дальней авиации (Москва):
  • 6950-я авиационная база 1-го разряда – Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-160 (Энгельс);
  • 6952-я авиационная база 1-го разряда – Ту-95МС (Украинка).

Некоторые авиабазы первого разряда в результате даже превосходят предреформенные дивизии по своему масштабу. Хорошим примером является крупнейшая в российских ВВС 7000-я авиабаза, сформированная 1 декабря 2010 года. Ее управление располагается в Воронеже, а пять авиагрупп рассредоточены на огромной территории от крайнего северо-запада России до ее средней полосы.

Расстояние от Мончегорска в Мурманской области до аэродрома Халино в Курской области составляет свыше 1800 километров. В составе всех авиагрупп 7000-й авиабазы имеется до 200 боевых самолетов, включая истребители, перехватчики, фронтовые бомбардировщики и разведывательные самолеты. Пока неясно, удастся ли организовать эффективное управление столь разнообразным парком самолетов, разбросанным по такому большому пространству, в рамках одной авиабазы. Ситуация осложняется тем, что штатная численность структур управления авиабаз первого разряда уступает таковым дореформенных авиационных корпусов и воздушных армий.

ФРОНТОВАЯ АВИАЦИЯ

По итогам реформы фронтовая авиация остается самым многочисленным родом ВВС России, включающим в себя истребители, фронтовые бомбардировщики, штурмовики и самолеты-разведчики.


В конце 2010 г. в ВВС были переданы четыре первых Су-34 по контракту 2008 г.
Фото: Вадим САВИЦКИЙ

Без господства или хотя бы паритета в воздухе в конфликтах с сильным противником эффективное применение авиации почти невозможно. Поэтому первоочередное внимание в модернизации фронтовой авиации было уделено именно истребительной ее составляющей. Для развития программ разработки новых и модернизированных истребителей были направлены и наибольшие финансовые ресурсы. Главным результатом этих затрат стал первый полет прототипа российского истребителя пятого поколения Т-50, произведенный в начале 2010 г.

Еще в середине двухтысячных годов в условиях серьезного дефицита средств была инициирована программа модернизации истребителей Су-27 из наличия в ВВС в вариант Су-27СМ. На протяжении 2003–2008 гг. силами ОАО «Компания «Сухой» были модернизированы 55 самолетов. Из них 48 обновленных истребителей поступили на вооружение двух дальневосточных истребительных полков – 22-го (Центральная угловая) и 23-го (Дземги), в настоящее время являющихся авиагруппами 6983-й авиационной базы первого разряда.

Несмотря на достаточно скромный объем модернизации, совмещенный с ним капитальный ремонт планеров, продление ресурсов и установка новых двигателей позволили резко повысить процент исправности техники и интенсивность боевой подготовки перевооруженных модернизированными Су-27 частей. Они быстро вышли в лидеры по налету среди истребительных полков ВВС. Это продемонстрировало эффективность массовых модернизаций по сравнению с предшествующей практикой капитального ремонта одного-двух самолетов на полк в год, которая никак не могла переломить ситуацию с исправностью авиатехники. В дополнение к модернизированным Су-27СМ в ходе авиасалона «МАКС-2009» был заключен контракт на поставку до 2011 г. 12 истребителей Су-27СМ новой постройки. По сравнению с модернизированными вариантами они будут несколько усовершенствованы по части бортовой электроники и перечня используемого вооружения.

Модернизация перехватчиков МиГ-31 в вариант МиГ-31БМ проводится меньшими темпами, чем Су-27СМ. Модернизации подвергаются лишь несколько самолетов в год. Поэтому до сих пор ей подверглись не более половины парка российских МиГ-31. Планов восстановления производства этих истребителей-перехватчиков нет. В то же время проводимая программа модернизации говорит о намерении еще длительное время сохранять их в составе российских ВВС.

Первым примером действительно массовых закупок новых истребителей для ВВС России стал контракт на поставку им 28 истребителей МиГ-29СМТ и шести МиГ-29УБТ, которые ранее предназначались для Алжира. Эти самолеты не являются в полном смысле новыми. В них использованы планеры и часть комплектующих еще из советского задела. Тем не менее их назначенные ресурсы ничем не уступают самолетам нового производства. А по бортовому радиоэлектронному оборудованию и перечню доступного оружия они в настоящее время являются самыми современными истребителями в арсенале российских ВВС.

Сменить их на этой позиции должны тяжелые истребители Су-35С, контракт на поставку которых в ВВС был заключен с ОАО «Компания «Сухой» 18 августа 2009 г. Всего до 2015 г. в ВВС поступит 48 таких истребителей. Эти самолеты должны стать промежуточным этапом между нынешними истребителями четвертого поколения, которые по-прежнему составляют основу истребительных сил ВВС России, и перспективным истребителем пятого поколения. Су-35С включает в себя самые современные разработки, которые в настоящее время может предложить российский военно-промышленный комплекс. На них же будут отрабатываться и некоторые компоненты оборудования для российских самолетов пятого поколения.


Военно-транспортная авиация в ходе реформы ВВС РФ претерпела серьезные изменения
Фото: Вадим САВИЦКИЙ

Для одноместных истребителей Су-35 пока не готов двухместный учебно-тренировочный вариант. Имеющиеся в войсках учебно-боевые «спарки» Су-27УБ не позволяют осуществлять эффективную подготовку пилотов для более современных истребителей. Поэтому для обучения пилотов Су-35С ВВС заказали четыре двухместных Су-30М2, которые по своему бортовому оборудованию больше похожи на Су-35. По контракту они должны были быть поставлены до конца 2011 г, но производство ускорили и уже к осени 2010 г. первый образец Су-30М2, собранный для российских ВВС, проходил летные испытания. К концу 2010 г. в войска переданы все четыре заказанных самолета. Два из них остались в составе дальневосточной 6983-й авиабазы, еще два переданы в 6972-ю авиабазу в Крымск в Южном военном округе. Возможно, это свидетельствует о том, куда в будущем будут распределены новые Су-35С.

Прототип российского малозаметного истребителя пятого поколения (ПАК ФА, он же Т-50) разработки ОАО «Компания «Сухой» совершил первый полет 29 января 2010 г. Этот истребитель и его производные должны стать основным средством завоевания господства в воздухе для российских ВВС на несколько ближайших десятилетий. Пока планируется закупка установочной партии из десяти ПАК ФА до 2015 г. и 60 серийных самолетов этого типа между 2015 и 2020 гг. Эти сроки весьма оптимистичны. Учитывая сложности разработки, производства и освоения в войсках совершенно нового типа, очень высока вероятность задержки в сроках принятия его на вооружение.

Поэтому по крайней мере на ближайшие 7–10 лет Су-35С останется наиболее совершенным серийным истребителем в российском арсенале. В случае возникновения проблем и задержек с разработкой и поставкой в войска ПАК ФА не исключены дополнительные закупки Су-35С для ВВС после 2015 г. Ожидалось, что первый новый Су-35С в серийной конфигурации будет передан российским ВВС для проведения государственных испытаний еще до конца 2010 г., но этого так и не произошло. Передача отложена на 2011 год.

Если ситуация с истребителями для российских ВВС понятна и предсказуема на длительный срок, то перспективы обширного парка специализированных фронтовых бомбардировщиков менее определенны. Руководством ВВС первоначально заявлялось, что заменой Су-24 и Су-24М должен стать принципиально новый ударный самолет Су-34. Но в настоящее время имеется только один подписанный в 2008 г. контракт для ВВС на поставку 32 этих самолетов до 2013 г. Программа начала их серийного производства столкнулась с очень серьезными трудностями. Изготовителю (ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение») пришлось заниматься как масштабным обновлением производственных мощностей, так и подготовкой рабочих и специалистов. В 2007–2009 гг. ВВС были переданы только первые пять заказанных ранее серийных Су-34. Из-за таких низких темпов производства и продолжающегося внесения в них изменений по результатам так и не завершенных еще совместных государственных испытаний даже эти серийные самолеты имеют отличия.

Тем не менее усилия по налаживанию серийного производства начинают приносить плоды. В конце 2010 г. ВВС были переданы четыре первых Су-34 по контракту 2008 г. В 2011 г. планируется нарастить выпуск до шести-восьми единиц, причем в результате внесения всех основных изменений именно эти машины должны быть по-настоящему серийными. В них будет расширена номенклатура применяемого оружия, установлены модернизированные двигатели АЛ-31ФМ1, добавлена вспомогательная силовая установка.

Четырех десятков Су-34 (включая предсерийные образцы) недостаточно для того, чтобы полностью заменить состоящие сейчас на вооружении фронтовые бомбардировщики Су-24М. Поэтому в настоящее время осуществляются программы модернизации самолетов Су-24М. В общей сложности в 2007–2009 гг. силами ОАО «Компания «Сухой» было модернизировано до уровня Су-24М2 около 30 самолетов, которые ныне находятся в составе 6988-й авиабазы в Хурбе и в 4-м Центре боевого применения и переучивания летного состава ВВС в Липецке. Хотя в настоящее время ведется программа модернизации самолетов Су-24М по варианту ЗАО «Гефест и Т», однако большинство российских Су-24М продолжает оставаться немодернизированными. В ходе сокращения устаревшей и изношенной техники из состава ВВС были выведены бомбардировщики ранней модификации Су-24.


Еще в середине 2000-х гг. была инициирована программа модернизации истребителей Су-27 из наличия ВВС в вариант Су-27СМ
Фото: Вадим САВИЦКИЙ

В дальнейшем планируется возложение ударных задач на многофункциональные самолеты, такие, как Су-34 и перспективные истребители, способные применять весь спектр авиационных средств поражения с отказом от «чистых» бомбардировщиков.

Несмотря на то, что Су-34 является одним из самых новых типов самолетов в российских ВВС, он уже успел принять участие в реальных боевых действиях. Два предсерийных образца, переданных ВВС в предыдущие годы, были успешно применены в ходе «пятидневной войны» с Грузией. Один из этих Су-34 в ходе операции по подавлению ПВО Грузии уничтожил противорадиолокационной ракетой ключевую грузинскую РЛС 36Д6-М у села Шавшвеби рядом с городом Гори.

Поставка модернизированных штурмовиков Су-25 для ВВС была начата в 2006 г., когда в 368-й штурмовой авиаполк в Буденновске передали первые шесть Су-25СМ. В последующие годы модернизация продолжилась с темпом 6–8 самолетов в год. В общей сложности до конца 2010 г. было модернизировано до 40 штурмовиков.

Серьезных сокращений численности Су-25 не планируется, как и не планируется закупок новых штурмовиков. Вместо этого принято решение о продлении их ресурса до 40 лет эксплуатации. Это позволит большинству российских штурмовиков прослужить до 2025–2030 гг. Для обеспечения подготовки пилотов модернизированных штурмовиков для ВВС было принято решение о начале производства модернизированной двухместной учебно-боевой версии Су-25. Постройка новых Су-25УБМ начата на Улан-Удэнском авиазаводе в 2009 г. Планируется, что будет закуплено по крайней мере 16 таких самолетов. В 2010 г. собраны и опробованы первые образцы установочной партии. В 2011 г. должно начаться производство уже серийных самолетов.

«Пятидневная война» с Грузией в 2008 г. показала высокую уязвимость штурмовиков при применении ими неуправляемого оружия. Было потеряно три и серьезно повреждено еще четыре Су-25. Это значительно превысило потери и повреждения остальных типов примененных самолетов. Это было вызвано главным образом массовым применением против них современных переносных зенитных ракетных комплексов. Даже модернизация до Су-25СМ не обеспечила надежную защиту штурмовиков от этого вида угроз.

Для того чтобы сохранить эффективность этого типа самолетов в случае конфликта с серьезным противником, необходимо в значительной степени пересмотреть и тактику их применения, и вооружение. Для сохранения их полезности необходимо будет переориентировать штурмовики на применение высокоточного или дальнобойного оружия, позволяющего использовать его, не входя в зону поражения переносных ЗРК. Кроме того, необходимо продолжать разработку методов активного противодействия переносным ЗРК. Их примером могут служить разрабатываемые станции оптико-электронного подавления.

Еще одной программой по обновлению самолетного парка ВВС является замена учебно-тренировочных самолетов L-39 на Як-130 нового производства. Як-130 имеет значительно лучшие характеристики по сравнению с L-39, а также позволяет эффективнее готовить летчиков для более сложных современных самолетов четвертого и в перспективе пятого поколений. Перечень современного вооружения, которое можно устанавливать на этот самолет, гораздо шире, чем на устаревшие L-39.

В начале 2010 г. в 4-й Центр боевого применения и переучивания летного состава ВВС в Липецке поступили первые четыре серийных Як-130 из 12 заказанных. Но уже 29 мая 2010 г. в ходе испытательного полета разбился один из полученных Як-130. Авария произошла по техническим причинам, по всей видимости, связанным с системой управления, которая уже привела к потере одного из опытных образцов Як-130 в 2006 г. По состоянию на конец 2010 г. полеты Як-130 в Липецком центре так и не были возобновлены. Отложены до устранения выявленных проблем и дальнейшие поставки серийных Як-130. Тем не менее этот самолет необходим ВВС, и было заявлено, что он станет их основным учебным самолетом.

Возобновлены поставки Як-130 в ВВС были только в начале 2011 г. Первые пять Як-130 поступили в апреле 2011 г. в Борисоглебский учебный авиацентр краснодарского филиала Военного учебно-научного центра ВВС. Еще три Як-130 должны быть переданы туда в этом же году.

Выбор Як-130 как основного самолета для обучения повлечет и проблемы. Прежде всего этот сложный самолет потребует длительного его освоения даже инструкторами, не говоря уже о пилотах-курсантах. Кроме того, существенно потяжелевший, с более мощными по сравнению с L-39 двигателями расходует больше топлива. Это приведет к увеличению стоимости летного часа и, следовательно, росту общей стоимости обучения пилотов. Еще только предстоит наладить обслуживание и поддержание летной годности новых самолетов в далеко не тепличных условиях учебных частей. Тем не менее появление современных учебных самолетов в УАЦ стало важной вехой в программе обновления учебной базы российских ВВС.

Все это позволяет сделать вывод, что фронтовая авиация (включая учебные части) в настоящее время является приоритетной по обновлению авиапарка. Это было заметно в 2009 г., когда начались первые масштабные поступления новых самолетов в ВВС, такая же ситуация сохранилась и в 2010 г., по итогам которого все переданные в состав ВВС новые самолеты пошли во фронтовую авиацию. Всего в 2010 г. ею было получено 3 МиГ-29СМТ, 4 Су-30М2, 4 Су-34 и 4 Як-130.

Помимо закупок для фронтовой авиации новых самолетов немаловажным является и сдвинувшийся с мертвой точки вопрос о поставке для них современных авиационных средств поражения. 21 августа 2009 г. были заключены двухлетние контракты с ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» на поставку для ВВС России 14 наименований боеприпасов на общую сумму 6 млрд. руб. В их перечень входят ракеты Р-77, Х-31, Х-35 и прочие, названия которых не разглашаются. По всей видимости, закуплены и пробные партии управляемых авиабомб со спутниковой системой наведения.

КОМАНДОВАНИЕ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНОЙ АВИАЦИИ

Военно-транспортная авиация (ВТА) претерпела в ходе реформы ВВС РФ серьезные изменения. Были расформированы несколько транспортных авиационных полков. В заново образованном Командовании Военно-транспортной авиации первоначально оставались только четыре авиационные базы, пусть и весьма крупные: в Твери, Таганроге, Оренбурге и Пскове. В ходе следующего этапа реформирования с 1 декабря 2010 г. количество авиабаз командования ВТА было сокращено всего до одной – 6955-й авиационной базы в Твери. Остальные влились в нее в качестве авиагрупп.


Основным самолетом ВТА, численность которого превышает 100 единиц, остается Ил-76
Фото: Вадим САВИЦКИЙ

Помимо выполнения задачи, и прежде возлагавшейся на ВТА, – обеспечение стратегической мобильности войск – после реформы добавились и ранее несвойственные обязанности. В состав ВТА была передана 2457-я авиабаза боевого применения самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (Иваново), на которой сосредоточены все российские самолеты ДРЛО А-50, созданные на базе традиционных для ВТА самолетов Ил-76. Передана под командование ВТА и техника с нескольких расформированных транспортных авиабаз бывшей 5-й армии ВВС и ПВО, занимавшихся в том числе и поисково-спасательным обеспечением посадки российских космических кораблей. В результате в состав ВТА вошли более легкие транспортные самолеты, такие, как Ан-24, Ан-26, и транспортные вертолеты Ми-8, Ми-26.

Имеющийся в ВВС России парк из 12 исправных самолетов ДРЛО А-50 в настоящее время позволяет решать поставленные перед ними задачи. Тем не менее модернизация с использованием современных комплектующих позволяет значительно нарастить возможности их еще советской электроники. В 2009 г. были завершены государственные совместные испытания глубоко модернизированного А-50У и в 2010 г. осуществлена модернизация в этот вариант одного строевого самолета ВВС и начаты работы по модернизации второго.

В результате модернизации выросли все характеристики комплекса. Повысилось количество одновременно сопровождаемых целей и наводимых истребителей. Улучшены обзорные характеристики антенны, усовершенствовано распознавание целей на фоне подстилающей поверхности, возросла помехозащищенность. В результате перехода на современные комплектующие ставший более легким комплект оборудования позволил значительно улучшить условия работы операторов на борту. Что еще более важно – это же позволило самолету принимать на борт большее количество топлива, что обеспечило возможность более длительного патрулирования.

Еще более непривычная техника была получена ВТА в результате передачи ей из состава Воздушно-десантных войск (ВДВ) семи эскадрилий бипланов Ан-2 и Ан-3Т. Эти эскадрильи обеспечивали основную часть парашютной подготовки Воздушно-десантных войск. Эскадрильи сохранили прежние места своей дислокации при соединениях ВДВ и продолжают обеспечивать процесс подготовки десантников, сменив лишь подчиненность. С передачей этих эскадрилий все авиационное обеспечение подготовки ВДВ теперь возложено на командование ВТА.

Основным самолетом ВТА, численность которого превышает 100 единиц, остается Ил-76. Не изменится эта ситуация и в ближайшем будущем. Ресурс планеров, оставшихся на вооружении Ил-76, составляет еще 20–30 лет. Даже закупки новых военно-транспортных Ил-476 пока планируется ограничить несколькими десятками штук. Их серийное производство должно быть начато в 2014 г. Как один из вариантов продления жизни имеющемуся парку Ил-76 рассматривается возможность массовой их ремоторизации более современными двигателями ПС-90А-76.

Закупок других типов военно-транспортных самолетов для ВТА пока не ожидается. Программы создания для них новых легких (Ил-112В) и средних (Ан-70) транспортных самолетов, возобновления производства тяжелых Ан-124 в настоящее время оказались фактически заморожены. Закупок этих самолетов, по крайней мере до 2015 г., не ожидается. Планируется лишь произвести капитальный ремонт, совмещенный с глубокой модернизацией всего парка Ан-124, имеющегося у российских ВВС (около 20 самолетов).

Продолжение следует.

Антон Владимирович ЛАВРОВ
независимый военный аналитик, окончил Тверской государственный университет, один из авторитетных исследователей российско-грузинской войны

Опубликовано 28 мая в выпуске № 3 от 2011 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?