Военное строительство

Удержим ли воздушно-космический фронт

Опыт войн последнего десятилетия и нынешние достижения в области вооружений и военной техники убедительно свидетельствуют о том, что необходимо создать новый вид ВС России.

НАЧАЛО Великой Отечественной войны показало несостоятельность существовавшей тогда в СССР концепции борьбы в воздушной сфере, которая отводила ей роль всего лишь придатка боевых действий на суше и на море. Практически непригодной оказалась и организация ПВО, все силы и средства которой были расчленены и закреплены за военными округами, сосредоточены в основном в приграничных, а не в экономически важных районах. Уже первые месяцы гитлеровской агрессии заставили руководство Советского Союза отказаться от прежних представлений о противовоздушной обороне и в один из самых критических моментов войны начать ее коренную реорганизацию. В соответствии с постановлением ГКО от 9 ноября 1941 г. реально создавалась новая система ПВО, которой передавались ранее подчиненные командующим войсками военных округов соответствующие наземные силы и средства, а из ВВС - 40 полков истребительной авиации (ИА). Так был создан новый род войск - Войска противовоздушной обороны территории страны, а его командующий подчинялся непосредственно наркому обороны.

5 апреля 1942 г. Московский корпусной район ПВО постановлением ГКО реорганизуется в Московский фронт ПВО, а корпусные районы в Ленинграде и Баку - в армии ПВО. В конце же Великой Отечественной войны действовали Западный (штаб в Вильнюсе), Юго-Западный (штаб во Львове) и Центральный (штаб в Москве) фронты ПВО.

Общие уроки 1941-1945 гг. в последствии не раз подтверждались в ходе локальных войн во Вьетнаме, на Ближнем Востоке, Балканах, в зоне Персидского залива. Они таковы:

1. Государство должно строить самостоятельную систему противовоздушной обороны для надежного обеспечения охраны государственной границы в воздушном пространстве, защиты от ударов средств воздушного нападения крупных административно-экономических и политических центров, особых промышленных районов, городов, коммуникаций, электростанций, группировок войск и других важных объектов. По мере непрерывного совершенствования сил и средств воздушного (а теперь и космического) нападения возрастает объем и сложность задач ПВО (ВКО) страны.

2. Систему ПВО государства необходимо создавать по территориальному принципу с централизованным управлением в масштабе страны, а не отдельных районов (объектов).

3. ПВО обязана быть боеготовой в мирное время и способной к отражению внезапных ударов воздушно-космического противника без всякой перестройки и самой системы противовоздушной обороны, и системы ее управления.

С учетом этих уроков и бурного развития средств воздушного (позже - воздушно-космического) нападения в СССР и была создана ПВО страны (фактически ВКО), существовавшая до ноября 1997 г. (см. схему). А ведь события последнего десятилетия свидетельствуют о том, что опора на военную мощь в международной политике - отнюдь не достояние истории. Это вновь наглядно и убедительно подтвердили США, когда, поправ Устав ООН, напали на Ирак и установили там оккупационный режим. Причем теперь главной военной силой агрессии становятся средства, действующие из воздушно-космического пространства, а Пентагон сформировал доктринальную концепцию стратегической воздушно-космической операции, отрабатывая и совершенствуя ее в локальных войнах и конфликтах.

В настоящее время в Соединенных Штатах функционирует система ВКО НОРАД, которая создавалась как система ПВО Северной Америки (США и Канада). Это почти то же самое, что мы имели в конце 80-х годов прошлого века. В Англии сформирован Объединенный штаб противовоздушной обороны, в подчинении которого сведены все силы и средства ПВО видов вооруженных сил (так было у нас уже в 1961 г.).

Ныне разработкам средств воздушно-космического нападения (СВКН) отдается приоритет в вооруженных силах всех ведущих иностранных государств. Активно проектируются гиперзвуковые воздушно-космические летательные аппараты, глобальные разведывательно-ударные системы, новые типы высокоточного оружия. При этом современные технологии позволяют создать совершенно иное поколение средств вооруженной борьбы, которые будут способны с высокой точностью и оперативностью поражать объекты противника в любой точке Земного шара. Безусловно, это изменит характер войн в XXI веке и перенесет основное противоборство сторон в воздушное и космическое пространство, которое следует рассматривать как единую сферу. Высшей формой применения вооруженных сил в военных конфликтах высокой интенсивности будет стратегическое воздушно-космическое наступление, и наряду с сухопутными и морскими получает право на существование воздушно-космический ТВД.

Кроме того, нельзя забывать, что сейчас появилась новая угроза нападения с воздуха - терроризм. Всегда могут найтись люди, которые по примеру событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, попытаются использовать аналогичные способы достижения своих целей. К этому также надо готовиться.

Что же мы имеем в настоящее время, когда Войска ПВО как вид Вооруженных Сил волюнтаристским решением были ликвидированы? Войска РКО (ПРО, ПРН, ККП, ПКО) переданы в РВСН, сегодня они уже интегрированы с военно-космическими силами и являются составной частью Космических войск. Противосамолетная (ПСО) часть Войск ПВО (ИА, ЗРВ, РТВ) интегрирована с ВВС. В результате силы и средства, участвующие в уничтожении СВКН в воздухе и космосе, находятся в разных видах (родах) Вооруженных Сил и по боевому и численному составу, состоянию ВВТ способны решать только ограниченные задачи по ослаблению ударов противника с воздуха, из космоса и через космос.

Учитывая угрозу и высокую эффективность СВКН противника, надежное прикрытие административно-политических центров, систем государственного и военного управления, экономических районов, важных объектов и группировок Вооруженных Сил может быть обеспечено только при комплексном применении всех сил и средств, решающих задачи борьбы со средствами воздушно-космического нападения по единому замыслу и плану, под единым руководством. То есть необходима единая система ВКО, также включающая в себя единые системы - разведывательно-информационную, управления (АСУ), организации боевой и оперативной подготовки, обучения кадров, разработки нормативных документов технического обслуживания (ТО); опирающаяся на прочную научно-конструкторскую производственную базу (предприятия ОПК, НИИ, ВУЗы МО).

В настоящее время чрезвычайно важно ответить на два главных вопроса:

1) Как практически приступить к восстановлению воздушно-космической обороны, какие выбрать для этого организационные формы?

2) Где изыскать необходимые (весьма значительные) средства и материальные ресурсы для сохранения (воссоздания) и развития воздушно-космической обороны?

Основой воздушно-космической обороны должны стать сохранившиеся в видах Вооруженных Сил воинские части, соединения, вооружение и военная техника систем ПВО, ПРО (стратегической), ПРН, ККП, ПКО, РЭБ. Все эти силы и средства следует объединить и образовать новый самостоятельный вид ВС - Войска воздушно-космической обороны, которые будут правопреемником и продолжателем славных традиций Войск ПВО страны. Предлагаемая же в ряде печатных выступлений межвидовая структура ВКО не обеспечит в современных условиях боевых действий (скоротечность, внезапность, маневренность, массирование и т.д.) координацию и необходимое единство действий всех сил и средств ВКО.

Войска ВКО, кроме решения боевых задач, должны:

- заказывать оборонной промышленности и другим ведомствам научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по совершенствованию ВиВТ в соответствии с развитием средств ВКН и форм их боевого применения;

- иметь учебную базу для подготовки офицерского состава (в том числе академии), полигоны для проведения испытаний нового ВиВТ, учебно-боевых стрельб, военный научно-исследовательский институт.

В сферу ответственности Войск ВКО также следует передать намечаемые работы по созданию систем нестратегической ПРО как на территории страны, так и за ее пределами.

Потребные денежные средства и материальные ресурсы целесообразно выделять целевым назначением в ежегодном государственном бюджете и на перспективу определять их возможный объем в долгосрочной Государственной программе развития воздушно-космической обороны страны на ближайшие 10-15 лет. А для успешного выполнения этой программы придется обратить очень серьезное внимание на состояние и развитие ряда отраслей оборонно-промышленного комплекса.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что сложившийся в настоящее время подход к системе воздушно-космической обороны, к оснащению войск вооружением и военной техникой ВКО, к подготовке кадров для ВКО требует коренного пересмотра. Генеральный штаб Вооруженных Сил России с привлечением независимых ученых (экспертов), НИИ, конструкторов, представителей ОПК должен еще и еще раз провести оценку состояния ВКО страны и выработать практические рекомендации по ее созданию.

Анатолий ХЮПЕНЕН,
доктор военных наук, профессор, член вневедомственного экспертного совета по проблемам ВКО

Опубликовано 1 января в выпуске № 6 от 2003 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?