Военное строительство
1 января, 2002
Баталии вокруг воздушно-космического щита

Декларации и реалии
В период с 1993 по 1997 гг. в России были условия для создания воздушно-космической обороны (ВКО). Однако реализация принципов построения единой системы ВКО РФ целенаправленно не проводилась.
На перспективах ее совершенствования не лучшим образом сказалась личная позиция некоторых руководителей Минобороны. Например, в ходе сокращения стратегических наступательных вооружений проблематичным стало существование РВСН в качестве вида Вооруженных сил. Для искусственного увеличения их значимости тогдашний министр обороны Игорь Сергеев принял решение о передаче в состав РВСН войск ракетно-космической обороны (РКО) из Войск ПВО.
Следствием такого изменения структуры ВС РФ явилось отстранение Главнокомандующего Войсками ПВО (в последующем - ВВС) от непосредственного руководства воздушно-космической обороной страны. При этом общее руководство ВКО со стороны Генерального штаба ВС РФ оказалось всего лишь лозунгом.
В июне 2001 г. было реализовано ранее принятое решение - войска ракетно-космической обороны из РВСН передали в состав Космических войск (КВ), но сути дела это не изменило. Надо сказать, что в ходе реформирования Вооруженных сил сокращение боевого и численного состава ПВО ВВС дошло до той грани, за которой основа воздушно-космической обороны - система ПВО может вообще перестать существовать. Сейчас значительная часть важнейших государственных объектов осталась без непосредственного прикрытия силами зенитных ракетных войск, а прекращение нарушения государственной границы воздушными судами с помощью сил истребительной авиации возможно лишь далеко в глубине территории Российской Федерации. Средства радиотехнических войск в течение полутора часов не видят над Россией даже самолет своего президента.
Перспектива третьего раздела сил и средств ПВО
Идея построения системы ПВО по военным округам и замысел объединения "наземной части" ВВС под эгидой Сухопутных войск, показавшие свою несостоятельность и в военное и в мирное время, по-прежнему витают в воздухе, и количество их сторонников отнюдь не уменьшилось. Новый импульс такому движению был дан в момент переформирования Главного управления Сухопутных войск в Главное командование вида Вооруженных сил.
При реализации этого направления может быть осуществлен тройной разрыв бывших Войск ПВО: между войсковой ПВО СВ, недавно образованными Космическими войсками и истребительной авиацией ВВС. Фактически это приведет к окончательной ликвидации главного принципа создания ВКО РФ - единой ответственности за борьбу со всеми средствами воздушно-космического нападения во всем диапазоне высот и скоростей над всей территорией РФ. Кроме этого, такой разворот в деле совершенствования структуры ВС РФ, системы управления ими, чреват потерей уже вложенных немалых финансовых средств в разработку единой АСУ ВВС, а также новым витком затрат на создание системы управления ПВО Сухопутных войск.
Ведомственность
В современных условиях основным фундаментальным направлением обеспечения полной реализации оперативных возможностей группировок ПВО является обеспечение максимальной технической и информационной совместимости АСУ ВВС и войсковой ПВО, независимо от реализованного принципа построения ПВО.
Сложившаяся на сегодня техническая политика в области заказов НИОКР и закупок вооружения ПВО, к сожалению, носит ярко выраженный ведомственный характер и проводится несколькими генеральными заказчиками. Следствием такой политики стала информационная и техническая несовместимость средств ПВО различных видов Вооруженных Сил, дублирование разработок по вооружению ПВО, рост его типажа, снижение уровня унификации вооружения ПВО и недостаточно эффективное использование потенциала научно-технической и производственной базы промышленности в условиях ее конверсии и сокращения ассигнований на военные расходы.
Сегодня необходимо четкое понимание того, что экономические возможности России принципиально не позволяют рассчитывать на параллельное развитие вооружения с близкими тактико-техническими характеристиками в различных видах Вооруженных Сил. Именно поэтому директивой Министра обороны Российской Федерации от 14 сентября 2000 г. единым генеральным заказчиком систем, комплексов и средств ПВО России определен главнокомандующий ВВС. Но и это только полдела. Если по Указу Президента Российской Федерации 1993 г. главнокомандующий Войсками ПВО (а ныне, де факто, его преемником является главнокомандующий ВВС) должен осуществлять непосредственное руководство воздушно-космической обороной страны, то ему необходимо предоставить как силы, позволяющие решать эти задачи, так и полномочия по развитию вооружения и военной техники воздушно-космической обороны.

Ориентиры
Только в прошлом году в Минобороны по проблемам воздушно-космической обороны для оценки состояния дел трижды работала комиссия Главного контрольного управления при президенте России. Одним из результатов ее работы стало поручение президента РФ правительству России, в котором предписывалось приступить к устранению недостатков, обнаруженных в реализации ранее принятых решений в области ВКО. Составлен перспективный план работы всех заинтересованных и имеющих отношение к ВКО ведомств. Документ утвержден председателем правительства России. На основе этого плана должны, наконец, родиться новые нормативные документы, как уточняющие ранее принятые решения, так и определяющие дальнейшие перспективы развития ВКО государства.
Казалось бы, лед тронулся, и есть определенное движение вперед. Вместе с тем, делу могут повредить еще сохраняющиеся старые амбиции и заблуждения внутри министерства обороны, и, прежде всего, в главном командовании сухопутных войск и Космических войсках. Хорошо известно, как нуждаются только что созданные органы военного управления в новых доктринальных подпорках и пересмотре существующих планов и концепций в свою пользу.
Михаил ХОДАРЕНОК,
обозреватель "Независимой газеты"
обозреватель "Независимой газеты"
Опубликовано 1 января в выпуске № 3 от 2002 года
Комментарии
- Комментарии
- Vkontakte
Добавить комментарий
- Читаемое
- Обсуждаемое
- Past:
- 3 дня
- Неделя
- Месяц
ОПРОС
В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?