Библиотека

НЕГОДА

В. В. НЕГОДА,

полковник,

старший летчик-инспектор Главной инспекции

по обеспечению безопасности полетов при МО РФ,

заслуженный военный летчик России

ДОБРОЕ ИМЯ

Я благодарен предоставленной мне возможности поделиться воспоминаниями о службе в авиации ПВО страны и некоторыми моментами из жизни рядом с Николаем Ивановичем Москвителевым, одним из самых дорогих и близких мне людей.

Уже первые впечатления моей сознательной жизни связаны с этим замечательным человеком и его семьей. В раннем детстве я лишился матери. Из Магнитогорска, где мы проживали, дядя Коля сразу после похорон забрал меня в свою семью. Отец в то время не мог обеспечить мое воспитание. После дымного шумного Магнитогорска я оказался в гарнизоне Бельбек, на берегу Черного моря близ Севастополя (всего семь километров от города).

Шум морского прибоя. Скалистый берег и я, четырехлетний пацан, замирая от страха, карабкаюсь за остальными сверстниками по почти отвесной скале для того, чтобы хоть одним глазком взглянуть на загадочный мир аэродрома. Чувство восторга, когда казавшаяся неприступной преграда преодолена, сливается с грохотом. Над нами проносится крылатая машина, заходящая на посадку на аэродром Бельбек. Оцепенев от сильнейших впечатлений, не замечаю ни толчков приятелей, ни бегущих ко мне людей (во время полетов аэродром оцеплен нарядом солдат с целью недопущения посторонних людей или животных). Пришел я в себя только дома за ужином, под строгим взглядом дядюшки, возвратившегося после полетов. Он делал наставления совсем распустившимся сорванцам, которые, потеряв страх, лезут прямо под садящийся самолет.

А разве можно забыть такое – после первого моего самостоятельного полета на учебно-тренировочном самолете Л-29 меня, курсанта первого курса, дежурный офицер на ГАЗ-69 привозит на аэродром Слепцовская близ Грозного, где меня поджидает сам командующий (в то время авиацией Московского округа ПВО) с поздравлением по этому случаю и вручает подарки: спортивный тренировочный костюм с кроссовками и первые в моей жизни наручные часы.

Несмотря на большую служебную занятость, Николай Иванович всегда находил время, чтобы проявить заботу, щедрость и внимание. В то же время он никого не обременял своим посещением, был всегда скромен, это одна из многих черт, которыми сегодняшних руководителей (даже авиационных) Бог не одарил.

И после 1977 г., будучи уже командующим авиацией ПВО страны и обладая большой властью, Николай Иванович остался добрым, отзывчивым, но в то же время твердым и решительным человеком. Все знали, что если Н.И. Москвителев что-либо пообещал, то обязательно выполнит, вне зависимости от занимаемой просителем должности. Многим помогал в переводе к новому (престижному) месту службы, если семья в чем-то нуждалась, отстаивал перед вышестоящим командованием, защищал авиационных начальников и командиров различных рангов, когда они совершали незначительные упущения по службе и личные провинности. А также пробивал дорогу в школу летчиков-испытателей многим желающим летчикам ПВО.

Николай Иванович воспитал и выдвинул по службе целую плеяду авиационных командиров, командующих армиями и округами. Прошло уже 15 лет, как Николай Иванович оставил пост командующего авиацией ПВО, передав его своему воспитаннику – высокообразованному, волевому, талантливому авиационному руководителю генералу Владимиру Ивановичу Андрееву. Я, работая в течение этого немалого времени старшим летчиком-инспектором Главной инспекции Министерства обороны по безопасности полетов, не встретил ни одного человека (общаясь с военнослужащими самых различных рангов), который бы плохо отозвался о Н.И. Москвителеве!

До сих пор ранее служившие с ним, знающие его люди продолжают восхищаться высокими человеческими и командирскими качествами Николая Ивановича. Он обладает удивительными способностями раскрывать в людях потенциальные возможности. Добиваясь необходимого результата, командующий возрождал у подчиненных веру в себя. Они изо всех сил старались, чтобы не подвести своего командующего.

Так, например, командир Правдинского авиаполка полковник П.Н. Разуваев рассказывал мне о двух случаях, когда на запланированных для тренировки командующего самолетах МиГ-25 техники в последний момент перед вылетом находили серьезные отказы в системе управления и двигателе самолета. Из других источников я многое слышал об аварийных ситуациях, возникавших в воздухе на различных типах самолетов, и всегда, в самые последние доли секунд, Николай Иванович находил единственно правильное решение и приземлял "больную" машину на свой или запасной аэродром.

С назначением на должность командующего авиацией ПВО страны Н.И. Москвителева летчики-истребители вновь залетали на сложный пилотаж и маневренный воздушный бой. Мудрость этого мужественного человека возобладала над бытующей в то время идеей, что высокую аварийность в авиации можно устранить простым запретом на сложные виды полетов.

Не согласившись с данной концепцией, Николай Иванович привлек соратников в лице летчиков-испытателей ЛИИ имени М.М. Громова и фирменных летчиков, таких, как А.В. Федотов, И.П. Волк, Б.А. Орлов, B.C. Ильюшин, П.М. Остапенко и других, которые дважды в год на специальных сборах в Савастлейке провезли на двухместных учебно-боевых самолетах руководящий состав авиации ПВО на штопор, на критические режимы, сложный и высший пилотаж. Руководители затем обучили своих подчиненных, тем самым восстановив доброе имя летчика-истребителя авиации ПВО, повысив выучку и надежность.

При высокой ответственности за обороноспособность страны командующий неординарно решал вопросы, касающиеся перевооружения восьми–десяти авиаполков в год на новые самолеты МиГ-31 и Су-27, чем снискал высокое доверие и уважение со стороны Главкомата и командующих объединениями ПВО.

Таким был, таким и остается мой дядя Николай Иванович Москвителев, до фанатизма преданный авиации и поныне работающий Главным советником пилотажно-исследовательского центра ЛИИ имени М.М. Громова.

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?