Библиотека

Неуправляемый реактивный снаряд класса «воздух-воздух» r-4m «оркан»

В отличие от управляемых ракет класса «воздух-воздух», так и не поступивших на вооружение истребительных эскадр люфтваффе, авиационные неуправляемые реактивные снаряды использовались германской авиацией достаточно широко. Работы по созданию таких снарядов фирма «Рейнметалл-Борзиг» начала еще в 1937 г., однако из-за высокого рассеивания (разброса точек падения) снарядов этим проектам не уделялось должное внимание.

Лишь в 1941 г., под впечатлением успешного применения реактивных снарядов советской истребительной и штурмовой авиацией, работы в этой области в Германии были активизированы, но первоначально ограничивались лишь адаптацией снарядов реактивной полевой артиллерии для запуска с легких подкрыльевых пусковых установок.

При этом главной целью для реактивных снарядов считались не наземные войска противника, а английские и американские четырехмоторные бомбардировщики. Первым образцом авиационного неуправляемого реактивного снаряда, принятым на вооружение люфтваффе, являлся модифицированный 210-мм реактивный снаряд WGr-42.

14 октября 1943 г. вооруженные этими снарядами истребители FW-190 нанесли тяжелые потери бомбардировочному соединению союзников, атаковавшему заводы в районе Швайнфурта.

Были разработаны также авиационные пусковые установки для 280- и 320-мм реактивных снарядов полевой артиллерии, однако наибольший успех был достигнут фирмами «Хебер-Остероде» и «ДВМ Любек», создавшими специальный авиационный неуправляемый реактивный снаряд R4M «Оркан» (Orkan - смерч).

Снаряд R-4M имел калибр 55 мм и длину 812 мм. В носовой части его корпуса находились заряд взрывчатых веществ весом 0,4 кг и ударный взрыватель, а в хвостовой - твердотопливный ракетный двигатель.

Особенностью конструкции снаряда было раскрывающееся в полете хвостовое оперение с 8 перьями. В сложенном положении оно вписывалось в калибр снаряда, что позволяло разработать для его запуска достаточно простые трубчатые пусковые установки.

Например, на подкрыльевых узлах подвески реактивного истребителя Ме-262 располагались 24 снаряда R4M, а при размещении пусковых установок в два яруса - 48 снарядов.

Первый случай боевого применения R-4M имел место 18 марта 1945 г., когда шестерка вооруженных ими Me-262 атаковала воздушную армаду союзников в составе 1221 бомбардировщика и 632 истребителей, направлявшихся в сторону Берлина. Пуск снарядов был произведен с весьма значительного расстояния - 2000 м.

Тем не менее, результат превзошел все ожидания - два бомбардировщика рухнули вниз, и еще один был поврежден. При повторной атаке был добит поврежденный бомбардировщик и сбит еще один - разрывом R-4M ему оторвало хвостовое оперение.

Из заказанных в начале 1945 г 25 000 снарядов R-4M части Люфтваффе получили 12 000 единиц, из них в боях было израсходовано всего 2500 снарядов.

По книге В.Н. Шумкова «Вермахт» – Мн.: ООО «Харвест», 2005. – 448 с.

Комментарии
Quickly lose weight - it's easy: sites google com/site/weightlossluxury/weight-loss-news-and-photos-of-diets-tips-and-workouts Food for Google: best laxative to take for weight loss dinitrophenol causes weight loss green drinks weight loss average weight loss rate atkins antianxiety causing loss medicine weight debbie matenopoulos weight loss big weight loss tips dramatic weightloss clinic drastic weight loss diets
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?