Библиотека

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВКО

Анатолий КОНСТАНТИНОВ

Анатолий Устинович Константинов родился 12 июня 1923г. в Москве в семье рабочих. Окончил 9 классов и аэроклуб. По путевке комсомола направлен в Тбилисскую ВАШИ, которую окончил в 1941 г. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В звании старшего сержанта с августа 1942 г. в действующей армии. Боевое крещение получил под Сталинградом. Воевал в небе над Ростовом-на-Дону, Крымом, Украиной, Румынией, Польшей, Венгрией, Австрией, Чехословакией. Войну закончил командиром авиационной эскадрильи 85-го гв. иап (6 гв. иад 5 ВА) совершив 327 боевых вылетов, в 107 воздушных боях лично сбил 23 самолета противника. В боях был трижды подбит, ранен. 15 мая 1946г. гвардии капитану Константинову было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1964г. окончил Военную академию Генштаба. Командовал войсками Дальневосточной армии ПВО, в 1980-1987гг. - Московского округов ПВО. За боевые заслуги и успехи в службе награжден орденами Ленина (2), Красного Знамени (4), Отечественной войны I (2), II степени, Красной Звезды (2), "За службу Родине в ВС СССР" III степени, многими медалями, и наградами иностранных государств, в т. ч. орденами "За боевые заслуги" МНР, Тудора Владимиреску 2-й степени СРР. В настоящее время - советник командующего войсками Командования специального назначения. Маршал авиации.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВКО

Приближается 60-я годовщина Великой Победы в Великой Отечественной войне и мы, фронтовики, вновь вспоминаем то суровое, тяжелое, но достойное время. Достойное, прежде всего, тем, что для советских офицеров Честь и Долг защиты своего Отечества, своего народа были превыше всего, дороже жизни.

Войной и победой порождена фраза: "Никто не забыт, ничто не забыто". Но если о людях той эпохи и то не о всех и далеко не всегда как-то вспоминают, главным образом в дни праздников, то об "ничто не забыто" - уроках той войны, ее начальном и первом исключительно трагических периодах стали забывать.

А война научила главному: еще до ее начала страна должна иметь вооруженные силы, способные всеми видами и родами войск отразить первый определяющий удар агрессора и создать необходимые условия для последующего ее ведения и победного завершения.

В настоящее время наиболее актуально звучит тема: какова должна быть противовоздушная оборона Российской Федерации? Каковы ее перспективы совершенствования и развития? Будущее за воздушно-космической обороной (ВКО).

Проблемы создания ВКО в нашей стране начали рассматриваться еще в конце 1970-х-начале 1980-х гг. В этот период получил импульс к развитию целый ряд научных исследований и разработок в области борьбы с СВКН. Эти наработки нашли свое отражение в Указе Президента РФ № 1032сс от 1993 г. "Об организации противовоздушной обороны в Российской Федерации".

В этом Указе впервые были определены основные принципы и направления создания ВКО РФ. Предусматривалось преобразование ее в систему воздушно-космической обороны, включающую в себя систему разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, силы и средства ПВО и РКО, СККП, а также систему управления.

Целенаправленная работа, проведенная в 1993-1997 гг. позволила обеспечить:

- принятие на вооружение централизованной зенитной ракетной системы ПВО С-50 и системы ПРО А-135 г.Москвы (указы Президента РФ № 883сс от 1994 г. и № 163сс от 1996 г.);

- реализацию территориального принципа построения ПВО РФ по зонам ПВО (приказы МО РФ № 0011 от 1992 г., № 0015 от 1993 г. и № 060 от 1996 г.);

- принятие на вооружение космической системы обнаружения стартов БР с континентальной части США УС-КС, акваторий морей и океанов УС-КМО, реализующей функции космического эшелона системы ПРН и информационной нестратегической ПРО (указ Президента РФ № 1770сс от 1996 г.);

- создание федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (указы Президента РФ № 146с от 1994 г. и № 1519с от 1996 г.).

Нужно отметить, что во второй половине 1990-х гг. были практически сформированы, как нормативная база, так и материальная основа, необходимые для создания системы ВКО РФ. Однако в последующий период в ходе реформирования Вооруженных сил был принят ряд решений организационного характера. Их реализация негативно повлияла на качество и темпы работ, направленных на выполнение решений Президента и Правительства, приказов Министра обороны и директив Генерального штаба по вопросам создания системы ВКО.

В настоящее время эти силы не способны в полном объеме обеспечить выполнение возложенных на них боевых задач по защите страны от воздушного нападения.

РТВ контролируется всего 23 процента протяженности границы на малых высотах и 59 процентов - на средних и больших высотах.

Из-за систематического недофинансирования катастрофически снижается запас ресурса военной техники, который в настоящее время составляет в соединениях и частях РТВ до 25 процентов.

СПРН в настоящее время не способна в полном объеме обеспечить Президента РФ и высшее военно-политическое руководство страны информацией о ракетном нападении противника со всех ракетоопасных районов и направлений.

Нетрудно сделать вывод о том, что реальное состояние элементов, составляющее разведывательную систему ВКО в настоящее время, закритическое.

Такие же выводы были сделаны комиссией Главного контрольного управления при Президенте РФ после проверки в июле-августе 2001 г. результатов выполнения указов Президента о создании системы ВКО. При этом была отмечена незавершенность мероприятий Плана реализации Указа № 1032сс практически по большинству направлений и подтверждена необходимость продолжения создания системы ВКО РФ.

По моему мнению, ВКО должна являться составной частью системы обороны страны и представлять собой комплекс общегосударственных и военных мероприятий, боевого применения войск, способных вести борьбу с СВКН противника по единому замыслу и плану, под единым командованием в интересах предупреждения государственного и военного руководства о воздушно-космическом нападении противника, снижения потерь и ущерба населению, экономическим и другим объектам, группировкам ВС от ударов с воздуха, из космоса и через космос.

ВКО РФ занимает одно из центральных мест в общей системе обороны страны и имеет не только важное военно-стратегическое, но и военно-политическое значение. Так, ВКО РФ является одним из важнейших факторов стратегического сдерживания вероятных противников от развязывания крупномасштабной агрессии против нашей страны и единственным гарантом своевременного обеспечения Верховного Главнокомандующего достоверной информацией о начале воздушно-космического нападения, необходимой для принятия решения на ответные действия, и единственной системой, способной вести борьбу с основной ударной силой вероятного противника - СВКН.

Что же мы имеем на сегодняшний день? В ходе "интеграции" с ВВС в условиях значительного сокращения в несколько раз числа зенитных ракетных и радиотехнических частей создаются условия реализации перспективного направления: создания интегрированных авиационно-космических группировок, соединений, на основе единой информации и единой АСУ с целью максимальной эффективности перспективных АРКП, ЗРС, РЛС и АСУ.

Необходимость реализации предлагаемого направления определяется требованиями:

- оперативно-стратегической устойчивости ПВО системы объектов и войск;

- оборудования первого авиационно-ракетного эшелона ПВО постоянной боевой готовности на западном направлении;

- создания во втором эшелоне системы районов ПВО повышенной эффективности и тактической устойчивости на ракетоопасных направлениях;

- создания эффективных систем управления;

- объектовой обороны особо важных объектов.

Прежде всего, реализация этого направления отражается на принципах построения ПВО Москвы. Осуществляется переход от принципов объектовой, зональной обороны, к принципам объектово-зональной обороны.

До 1991 г. от ударов современных средств воздушного нападения были прикрыты в границах ответственности МО ПВО важнейшие центры государственного и военного управления, оборонной промышленности, атомной энергетики и других объектов экономики страны, городские поселки и города. Это составляло более 35 процентов промышленного потенциала и около 30 процентов населения России.

Сейчас очень проблематично твердо сказать, какие из перечисленных объектов Центральной зоны ПВО РФ, на сегодня прикрыты. Еще сложнее сказать, что будет завтра и далее, если "реформы" продолжатся. А уж о надежности прикрытия - говорить сложно. Это я утверждаю, как бывший командующий войсками МО ПВО в 1981-1987 гг.

Основные направления развития ВКО, анализа разведывательных, навигационных космических систем вероятного противника, систем управления и наведения высокоточного оружия, предполагают:

- автоматическое интегрирование информации в системе управления, наведения, координатах носителя в ВТО;

- автоматическое выявление в системе носитель-ВТО в реальном масштабе времени: электронных объектов для их электронного подавления; информационных объектов для дезинформации; позиционных объектов для поражения РВ, ВВС, ВМФ, спецназом; аэродинамических объектов для поражения интегрированной противовоздушной системой ПВО-ВВС;

- автоматизированное планирование распределения объектов для подавления и поражения силами и средствами, назначенными для борьбы с системой носитель-ВТО;

- автоматизированную оценку выполнения силами и средствами задач подавления и поражения системы носитель-ВТО.

Для комплексного решения перечисленных задач необходимо осуществить модернизацию существующих и перспективных КП:

- объединений и соединений ПВО-ВВС;

- частей и подразделений РТВ-ЗРВ;

- ВВС и ИА ПВО;

- ОКП ПВО-ВВС фронтов;

- РЭБ.

Какими будут современные ТВД? Безусловно, сухопутными, морскими и воздушно-космическими. Прорабатываемые в ведущих странах мира концепции войн грядущего, шестого поколения, подтверждают это безоговорочно. Давно назрела необходимость уточнения военной доктрины государства в новых геополитических условиях.

История войн и, особенно, Великой Отечественной войны, показала, что организационная система оперативно-стратегических объединений мирного времени должна в минимально короткое время осуществить переход на выполнение задач военного времени. Готовность сил и средств ПВО к боевому применению должна измеряться секундами, в лучшем случае минутами, а не часами и сутками.

Необоснованно у нас были ликвидированы округа ПВО Бакинский и Московский, которые были всегда и постоянно готовы к переформированию во фронты ПВО, а с началом, даже внезапным, войны обладали боевыми возможностями для выполнения фронтовых функций и задач - оперативно-стратегических.

Особенно необоснованным считаю ликвидацию Московского округа ПВО, что в случае войны может привести к необратимым катастрофическим последствиям.

К числу новинок, активно обкатываемых в локальных конфликтах, НАТО и США выдвигают концепцию "бесконтактной" войны с широким применением ВТО.

Американский генерал Уэсли Кларк написал книгу "Как победить в современной войне: Ирак, терроризм и американская империя". В ней он выделяет мысль, что главной ударной силой наступающей стороны должна стать авиация, которая массированными ударами уничтожит средства ПВО и выведет из строя системы управления страной и армией: "Разрушь же это одним ударом, не дай противнику предугадать истинную мощь возможных ударов и подготовиться к их отражению и сломи его волю к сопротивлению".

Далее он утверждает, что этот принцип мирового превосходства США будет существовать пока у других держав "...не появится мощная противоспутниковая система или не будет секретно произведена установка сети надежно защищенных лазеров, способных уничтожать самолеты и ракеты".

Таких держав он видит две. Одна из них Китай, а о второй умалчивает. Однако додуматься, что это за держава, несложно.

Это утверждение не что иное, как прямая подсказка: Россия, создавай ВКО. Парадокс, но даже американский генерал нам добра желает. А мы?

Базовая основа ВКО была создана в МО ПВО еще в начале 1980-х гг. и реально материализовалась в АСУ для боевого управления силами и средствами, способными уничтожать ударные, разведывательные и навигационные комплексы противника во всем диапазоне высот воздушно-космической сферы ведения боевых действий.

Но "реформы" 1990-х гг. низвели ее практически до нуля или близко к тому. Если это по незнанию или недомыслию, - не к чести "реформаторов", но все же лучше, чем ставшая, к великому сожалению, реалией "агентура влияния". На такие предположения наталкивают следующие совершенно необъяснимые факты.

Указ Президента от 13 июля 1993 г. "О совершенствовании ВКО, приоритетном выделении на эти цели бюджетных средств" не выполнен ни по одному пункту! Зато с удивляющей поспешностью выполнена директива Начальника ГШ от 11 февраля 1998 г. об "интеграции" ВВС и Войск ПВО страны, т.е. ликвидации последних как вида Вооруженных сил. И это - при не отмененном Указе Президента!

Более того, 6 декабря 1999 г. вышел новый Указ Президента о совершенствовании ВКО России и особенно - Центрального промышленного района страны и ее столицы - Москвы. Указ этот не выполнен, но, безусловно, выполнена директива Начальника ГШ от ноября 2001 г. о реорганизации Московского округа ВВС и ПВО в Командование специального назначения с солидным сокращением его войск и органов управления.

2 октября 2003 г. на совещании руководящего состава МО РФ Министр обороны Сергей Иванов обоснованно констатировал: "Надо отчетливо понимать, что войны ведущих государств мира в XXI веке будут преимущественно воздушными, а основной ударной силой выступает воздушный, а не наземный компонент".

И далее:

"Система ПВО должна быть эшелонирована и структурирована на трех уровнях:

- стратегическая ПВО с элементами защиты от крылатых и баллистических ракет;

- объектовая ПВО, прикрывающая наиболее значимые в военном, политическом и гуманитарном отношениях объекты инфраструктуры;

- ПВО сухопутных войск, нейтрализующая попытки противника добиться господства в воздухе над полем боя".

Все правильно и убедительно. Одно только тревожит: не будут ли выполнены эти требования Министра обороны с точностью до наоборот, как это уже имело место с Указами Президента. Наталкивает на эти рассуждения тот факт, что в Законе о бюджете на 2004 г. строка о воздушной безопасности страны вообще отсутствует. Так что реальные дела в этом направлении пока неубедительные.

Накануне 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, наверное, не только мне, а и всем ветеранам хочется, чтобы наша страна была уверенно защищенной для любых условий современных угроз. Чтобы не повторилось над небом нашей страны 22 июня 1941 г.

По материалам книги
"ВОЙСКА ПВО СТРАНЫ: ВСПОМИНАЮТ ВЕТЕРАНЫ..."
АВИАРУС-XXI
Москва
2005 г.
Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?