Концепции

Достижения и проблемы ОС ПВО СНГ

Коалиционные группировки авиации и войск (сил) ПВО в целом способны противостоять вызовам и угрозам современности в регионах коллективной безопасности СНГ
Накопленный опыт проведения совместных тактических учений с боевой стрельбой позволит эффективнее решать задачи создания и совместного применения коалиционных группировок войск (сил) противовоздушной обороны государств - участников СНГ с целью обеспечения коллективной безопасности в воздушной сфере.

Двенадцатилетие образования объединенной системы ПВО государств - участников СНГ позволяет сегодня подвести определенные итоги, говорить о сложившихся тенденциях, имеющихся проблемах и возможных перспективах дальнейшего сотрудничества.

Объединенная система ПВО - это первая в Содружестве и, как показывает практика, эффективно выполняющая свое предназначение объединенная система военного назначения, в рамках которой государства совместно решают задачи охраны воздушных границ, контроля за использованием воздушного пространства, взаимного оповещения о воздушной обстановке, подготовке специалистов войск ПВО.

Годы настойчивого кропотливого труда по созданию из осколков некогда могущественной системы противовоздушной обороны СССР объединенной системы ПВО государств Содружества, ее развитию и совершенствованию не пропали даром. Несмотря на все трудности, в том числе и экономического характера, политическое и военное руководство государств Содружества сделало все, чтобы не дать ее разрушить. Был сохранен и приумножен тот потенциал, который достался национальным вооруженным силам. Сегодня имеется возможность регулярно проводить совместные мероприятия оперативной и боевой подготовки, способствующие повышению уровня боевой готовности и выучки органов управления, войск и сил ПВО государств - участников. В их числе ставшие уже регулярными совместные тактические учения с боевой стрельбой войск (сил) ВВС (ПВО, ВВС и ПВО, Сил воздушной обороны) государств - участников Соглашения о создании объединенной системы ПВО СНГ "Боевое содружество", штабные тренировки, военные игры и командно-штабные учения.

Совместные тактические учения за несколько лет стали, пожалуй, одним из основных видов боевой подготовки сил ПВО и ВВС на всей территории государств - участников СНГ, показателем боевой слаженности подразделений и частей при выполнении поставленных боевых задач. В ходе учений войсками ПВО и ВВС отрабатываются вопросы:

приведения соединений и воинских частей в высшие степени боевой готовности;

перегруппировки сил и средств ПВО с целью усиления прикрытия обороняемых объектов;

действия органов управления и войск при совместном выполнении поставленных задач;

организации взаимодействия зенитных ракетных войск с истребительной, бомбардировочной и штурмовой авиацией при ведении боевых действий и решении совместных задач по противовоздушной обороне любой из стран, подписавших Соглашение о создании ОС ПВО СНГ.

Важно отметить, что, несмотря на скептические высказывания некоторых источников и военных аналитиков о перспективах развития сотрудничества в области ОС ПВО СНГ, рамки и состав участников учений из года в год расширяются. Усложняются задачи учений, увеличивается перечень отрабатываемых учебных вопросов, повышается уровень подготовки и проведения тактических эпизодов, возрастает количество этапов учения. И закономерно, что проводимое в этом году совместное учение "Боевое содружество-2007" - седьмое за всю историю объединенной системы ПВО СНГ - собрало под своими знаменами шесть государств: Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию, Узбекистан. Принимают участие в учении в качестве наблюдателей представители всех государств СНГ за исключением Грузии, Молдавии и Туркмении.

УЧЕНИЕ "БОЕВОЕ СОДРУЖЕСТВО-2007"

В этом году совместное учение с боевой стрельбой войск (сил) ВВС (ПВО, ВВС и ПВО, Сил воздушной обороны) государств - участников Соглашения о создании объединенной системы ПВО СНГ прошло под общим названием "Подготовка и совместное применение группировок войск (сил) противовоздушной обороны государств - участников СНГ в регионах коллективной безопасности при антитеррористических действиях и в вооруженных конфликтах". Замысел совместного учения был утвержден министрами обороны Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Узбекистана 20 июня 2007 г.


Представители ВС Азербайджана на КП "Ясень". Полигон Ашулук.
Фото: Георгий ДАНИЛОВ

Учение проводилось в четыре этапа общей продолжительностью 92 суток (с 21 июня по 20 сентября). В ходе него планировалось достичь следующие учебные и исследовательские цели:

повысить уровень боевой слаженности войск (сил) противовоздушной обороны государств-участников СНГ при отражении ударов воздушного противника;

практически отработать вопросы взаимодействия войск (сил) ВВС (ПВО, ВВС и ПВО, Сил воздушной обороны) государств - участников СНГ при ведении боевых действий;

уточнить основополагающие нормативные документы по планированию боевого применения региональных группировок авиации и войск ПВО;

исследовать проблемные вопросы совместного применения войск (сил) ВВС (ПВО, ВВС и ПВО, СВО) государств - участников СНГ.

В ходе первого этапа с 21 по 30 июня отрабатывалось совместное применение соединений и частей ВВС и ПВО Балтийского флота ВС России и ВВС и войск ПВО ВС Белоруссии в Восточно-Европейском регионе коллективной безопасности. При этом три соединения и части выполнили боевые стрельбы в 513-м учебном центре боевой подготовки ЗРВ ВВС РФ (полигон "Телемба", ЗРС С-200). Учебные цели первого этапа учения достигнуты, поставленные вопросы отработаны успешно.

С 13 по 24 августа в Астраханской области проходил второй, основной этап учений. Тема этапа: "Совместное применение соединений и частей ВВС и войск ПВО ВС Белоруссии, ВВС ВС России и Сил воздушной обороны ВС Киргизии при антитеррористических действиях и в вооруженном конфликте". Отрабатывались следующие учебные вопросы:

1. Перегруппировка сил и средств ПВО, части сил ударной авиации с целью усиления прикрытия обороняемых объектов и уничтожения бандформирований.

2. Создание объединенной группировки ПВО государств - участников СНГ в регионе вооруженного конфликта.

3. Действия органов управления и войск при совместном выполнении поставленных задач, отработка взаимодействия сил и средств противовоздушной обороны в регионе коллективной безопасности.

При этом три зенитных ракетных и три авиационных соединения и части выполняли боевые стрельбы и боевое применение авиационных средств поражения в 185-м центре боевой подготовки и боевого применения ВВС ВС РФ (полигон "Ашулук"). Обеспечение их действий осуществлялось радиотехнической бригадой.

За боевыми стрельбами второго этапа совместного учения наблюдали: министр обороны Армении Михаил Арутюнян, министр обороны Белоруссии генерал-полковник Леонид Мальцев, министр обороны России Анатолий Сердюков, министр обороны Таджикистана генерал-полковник Шерали Хайруллоев. Вместе с ними присутствовали командующие, эксперты, наблюдатели и представители военных делегаций Азербайджана, Казахстана, Украины, Узбекистана, Киргизии, представители уставных органов СНГ и промышленности.

По замыслу этапа в Кавказском регионе создавалась объединенная группировка ВВС и войск ПВО, которая усиливалась соединениями и частями ВВС и ПВО, Сил воздушной обороны Белоруссии, Киргизии и России.

В состав участников второго этапа совместного учения вошли:

от ВВС России - зрп, оперативная группа управления, шап, ртбр, инструкторско-исследовательский смешанный авиационный полк Центра боевой подготовки и переучивания летного состава (ВВС), Учебный центр боевого применения авиации 185-го Центра боевой подготовки и боевого применения ВВС;

от Белоруссии - оперативная группа командующего ВВС и войсками ПВО, оперативная группа Западного оперативно-тактического командования, истребительная авиационная база, зрбр;

от Киргизии - оперативная группа командующего Силами воздушной обороны, зрбр.

При этом на базе армии ВВС и ПВО ВС РФ было создано объединенное командование региональной системы ПВО в Кавказском регионе коллективной безопасности.

Общее руководство действиями войск в ходе этапа осуществлял Главнокомандующий ВВС ВС России генерал-полковник Александр Зелин.

Была развернута автоматизированная система управления, включающая органы и пункты управления:

оперативного звена - командование и КП объединенной группировки авиации и войск ПВО Кавказского региона, оснащенный КСА "Бастион" в городе Ростов-на-Дону;

оперативно-тактического звена - оперативная группа и КП корпуса ПВО, оснащенный КСА "Универсал-1".

Вновь отлично зарекомендовал себя в условиях боевого применения ЗРВ и авиации белорусский КСА "Бор", внеся существенный вклад в повышение эффективности применения средств при выполнении стрельб.

Для отработки задач совместного учения создана условная военно-политическая и оперативная обстановка, определяющая совместные действия авиации и войск ПВО вооруженных сил государств - участников СНГ по отражению групповых и одиночных ракетно-авиационных ударов воздушного противника, а также локализации бандформирований и террористических групп, действующих в регионе.

Своевременное обнаружение целей и выдача достоверной информации радиотехническими подразделениями объединенной группировки авиации и ПВО, быстрое принятие решений командованием объединенной группировки авиации и войск ПВО, четкая организация взаимодействия соединений и частей коалиционной группировки, грамотные действия органов управления и войск при совместном выполнении поставленных задач позволили участникам стрельб с максимальной эффективностью достичь цели в каждом тактическом эпизоде.

В подтверждение - лишь несколько учебно-боевых эпизодов активной фазы этапа учения. К таковым относятся:

уничтожение маловысотных целей огнем зрдн С-125 в составе зрбр Сил воздушной обороны ВС Киргизии (действия противника обозначались парашютной мишенью ПМ-6);

борьба с нарушителями государственной границы России в воздушном пространстве на большой высоте (действия противника обозначались ракетой-мишенью "Пищаль") и оперативно-тактическими ракетами противника (обозначались ракетами-мишенями "Кабан") зрдн С-300ПМ гв. зрп ВВС РФ;

разведка и уничтожение бандформирований в районе их сосредоточения штурмовым авиационным полком ВВС РФ применением звена Су-25 на предельно-малых высотах с выполнением последовательных атак на 40-секундном интервале авиационными бомбами ФАБ-250. Прикрытие ударной авиации осуществляли две пары истребителей Су-27УБМ истребительной авиационной базы Белоруссии;

перехват истребителей противника парой истребителей МиГ-29 Учебного центра боевого применения авиации ВВС РФ;

уничтожение воздушного противника и наземной цели зрдн С-300ПС ВВС и войск ПВО Белоруссии.

Непрерывная информация о действиях воздушных целей на КП объединенной группировки авиации и ПВО, КП авиационных и зенитных ракетных частей выдавалась боевыми расчетами ртбр.

ПРОБЛЕМЫ

Вместе с тем созданные на учениях условная военно-политическая и оперативная обстановка, коалиционная группировка войск (сил) противовоздушной обороны государств - участников СНГ высветили ряд проблем, которые характерны не только для решения войсками учебно-боевых задач в данном регионе коллективной безопасности, но и для всей объединенной системы ПВО государств Содружества.

Они связаны, прежде всего, с организацией управления силами и средствами ПВО национальных и коалиционных группировок, взаимодействием военных органов управления государств - участников, вопросами взаимосвязи национальных систем управления в рамках объединенной системы ПВО СНГ.

Практическая отработка вопросов взаимодействия войск (сил) ВВС (ПВО, ВВС и ПВО, Сил воздушной обороны) государств - участников СНГ при ведении боевых действий показала, что создание прочной системы коллективной безопасности немыслимо без хорошо отлаженного взаимодействия и готовности государств - участников СНГ совместными усилиями противостоять вызовам и угрозам современности. Ключевым здесь является организация совместного применения национальных и коалиционных группировок войск (сил) противовоздушной обороны на региональном уровне.

Важнейшими среди выявленных проблем создания и применения коалиционных группировок авиации и войск (сил) ПВО в регионах коллективной безопасности являются следующие:

определение рационального состава коалиционной группировки авиации и войск (сил) ПВО государств - участников СНГ;

разработка форм и способов совместного применения национальных и коалиционных группировок авиации и войск (сил) ПВО;

планирование совместного применения национальных и коалиционных группировок авиации и войск (сил) ПВО;

организация управления коалиционной группировкой авиации и войск (сил) ПВО государств - участников СНГ;

организация взаимодействия в рамках коалиционной группировки авиации и войск ПВО в регионе и коалиционной группировки с национальными группировками авиации и войск ПВО;

обеспечение боевых действий национальных и коалиционных группировок авиации и войск (сил) ПВО;

развитие инфраструктуры группировок авиации и войск ПВО на территории государств СНГ.

Определение рационального состава коалиционной группировки авиации и войск (сил) ПВО государств - участников СНГ должно осуществляться для различных условий ведения военных действий.

В настоящее время эта задача в полном объеме не решена.

Состав коалиционной группировки авиации и войск (сил) ПВО государств - участников СНГ определяется в мирное время генеральными (главными) штабами вооруженных сил и зависит от ряда факторов. К основным из них относятся:

базирование, состав СВН и ПВО вероятного противника; состав и состояние группировок авиации и войск ПВО в регионе; количество и оперативно-стратегическая значимость (важность) объектов обороны и удара в регионе, их уязвимость; потребности в составе авиации и войск (сил) ПВО в регионе, определяемые исходя из необходимости обеспечения требуемого соотношения сил сторон; возможности по выделению авиации и войск (сил) ПВО государствами - участниками СНГ; наличие объектов инфраструктуры авиации и войск (сил) ПВО в регионе конфликта, а также ряд других.


Военнослужащий ВС Армении на полигоне Ашулук.
Фото: Георгий ДАНИЛОВ

Накопленный опыт и результаты проведенных исследований показывают, что определение рационального состава коалиционной группировки должно осуществляться с учетом следующих принципов:

1. Соответствие состава сил и организационной структуры группировки поставленным задачам.

2. Сосредоточение основных усилий на важнейших направлениях действий воздушного противника и обороне наиболее важных объектов и группировок войск (сил).

3. Признание приоритетности совместных решений коалиционного руководства. Подразумевается приоритетность коллегиальных решений руководства коалиции, как по вопросам строительства (создания) группировки, так и по вопросам выбора прикрываемых объектов и направлений.

4. Эшелонированное построение противовоздушной обороны, сочетающее в себе территориальную, зональную, рубежную и объектовую противовоздушную оборону.

5. Создание и применение резервов различного уровня, обеспечение возможности гибкого и оперативного применения войск, сил и средств авиации и ПВО в зависимости от изменения целей, задач, направлений и объектов удара.

6. Комплексное применение всех сил и средств, решающих задачи борьбы с воздушным противником.

7. Централизация управления действиями всех сил и средств авиации и ПВО, входящих в состав коалиционной группировки, независимо от их непосредственного подчинения и государственной принадлежности.

Практическая реализация этих принципов позволит наиболее эффективно и полно использовать боевые возможности соединений и частей авиации и войск ПВО для решения поставленных задач.

Проблема разработки и определения наиболее рациональных форм и способов совместного применения национальных и коалиционных группировок авиации и войск (сил) ПВО является одной из сложнейших проблем применения войск (сил) ОС ПВО СНГ.

Она обусловлена:

большим диапазоном условий ведения возможных военных (боевых) действий (от специальных акций и операций до крупномасштабной войны); развитием форм и способов применения СВКН противника; ограниченным боевым составом наших войск (сил); различным уровнем развития национальных и коалиционных группировок авиации и войск (сил) ПВО в целом и их элементов; возможностью выполнять боевые задачи с мест постоянной дислокации и при оперативном маневре на различные расстояния; наличием у ВС государств Содружества своих организационных структур и систем управления войсками ПВО и авиацией.

В последнее время, наряду с классическими методами ведения вооруженной борьбы, все большее распространение получают террористические действия, в том числе и с применением воздушных судов и различных летательных аппаратов. Это обуславливает и новые задачи совместного применения национальных и коалиционных группировок авиации и войск (сил) ПВО в общей системе коллективной безопасности государств - участников СНГ.

К ним относится предотвращение террористических действий в воздушном пространстве, в том числе путем совместного проведения специальных действий различных компонентов национальных и коалиционных группировок авиации и войск (сил) ПВО.

Как известно, объединения ВВС и ПВО, соединения ПВО не проводят собственных специальных операций и акций, но могут участвовать в специальных операциях, проводимых группировками ВС и других ведомств.

При проведении специальных операций возможно участие войск (сил) авиации и ПВО в формах разведывательно-поисковых действий, разведывательно-ударных действий, рейдово-штурмовых действий, действий по радиоэлектронному подавлению линий связи, ретрансляции, агитации населения с использованием радиовещания, действий по блокированию и уничтожению террористических групп в воздушном пространстве и на земле.

Задачи борьбы с воздушно-космическим противником могут решаться в классических формах.

Ими являются: воздушные и противовоздушные сражения и бои, боевые действия. Кроме того, в зависимости от обстановки и привлекаемых сил, возможно и проведение воздушных или противовоздушных операций, в которых могут участвовать как национальные, так и коалиционные группировки авиации и войск ПВО.

Способы действий национальных и коалиционных группировок авиации и войск (сил) ПВО будут определяться последовательностью решения задач, обусловленных развитием обстановки и могут включать в себя:

развертывание национальных и коалиционных группировок авиации и войск (сил) ПВО и создание системы ПВО, ведение разведки и действия по отражению авиационных (авиационно-ракетных) ударов противника;

последовательное решение задач различными группировками авиации и войск (сил) ПВО;

маневр элементами группировок авиации и войск (сил) ПВО;

усиление группировок авиации и войск (сил) ПВО за счет резерва.

В каждом конкретном военном конфликте формы и способы применения национальных и коалиционных группировок авиации и войск (сил) ПВО в общей системе коллективной безопасности государств - участников СНГ будут иметь свои особенности и главенствующим фактором их определения является военно-политический фактор.

Реализация большинства приведенных форм и способов применения национальных и коалиционных группировок авиации и войск (сил) ПВО является на сегодня проблематичной, требует юридической основы и служит предметом переговоров соответствующих представителей государств СНГ.

Не менее важной проблемой является организация управления коалиционной группировкой авиации и войск (сил) ПВО государств - участников СНГ.

Одним из основных условий устойчивого функционирования любой военной системы является создание и надежная работа ее системы управления. Объединенная система ПВО государств - участников СНГ не является исключением. Создание эффективной системы, позволяющей реализовать единство управления разнородными силами и средствами ПВО на всех уровнях в реальном масштабе времени, является важнейшим фактором, обеспечивающим максимальную реализацию потенциальных возможностей ОС ПВО СНГ.

Прежде всего, проблема обусловлена действиями многонациональных сил в условиях удаленности от мест постоянной дислокации и необходимостью организации управления ими в автоматизированном режиме.

Для ее успешного решения в первую очередь необходимы: научно-технические разработки возможных вариантов применения коалиционной группировки; нормативно-правовая база, определяющая задачи и функции органов управления; высокая профессиональная подготовка органов управления; соответствующая структура системы управления для различных регионов.

Общее руководство коалиционной группировкой войск (сил) в мирное время осуществляет высшее военно-политическое руководство государств - участников через свои генеральные (главные) штабы вооруженных сил и командования коалиционными группировками войск (сил) в регионах.

Непосредственное управление объединениями, соединениями коалиционной группировки авиации и войск (сил) ПВО может осуществлять формируемое в угрожаемый период оперативное командование коалиционной группировки авиации и войск (сил) ПВО. В его состав должны входить представители от каждого государства - участника СНГ, войска которого выделены в коалиционную группировку авиации и войск (сил) ПВО.

Командование коалиционной группировки авиации и войск (сил) ПВО организационно может включать управление авиации и войск ПВО коалиционной группировки войск (сил) в регионе (как основной рабочий орган), отделы, службы и другие структурные подразделения.

Для организации управления авиацией и войсками (силами) ПВО создается система управления коалиционной группировки авиации и войск (сил) ПВО. Она предназначена для поддержания боевой готовности, подготовки к боевому применению и руководства подчиненными войсками и силами при выполнении ими поставленных задач.


Кабина УНК ЗРК С-125. Боевой расчет ЗРВ ПВО ВС Таджикистана.
Фото: Георгий ДАНИЛОВ

Система управления должна иметь многоуровневую, гибкую, в зависимости от условий обстановки, и способную к трансформации структуру. Ее состав на каждом уровне иерархии должен позволять организовывать выполнение совместных боевых задач выделенными войсками и силами. Таким образом, состав органов управления, пунктов управления, автоматизированных систем управления и организация связи должны соответствовать прогнозируемым условиям военных действий, составу выделенных войск и сил и способам их боевого применения.

Для реализации задач управления, решаемых командованием коалиционной группировки авиации и войск ПВО на различных этапах развития военно-политической обстановки, требуется проведение ряда мероприятий.

Во-первых, введение ясной и определенной юридической регламентации подчиненности войск и сил на соответствующих уровнях иерархии (например, своевременное оперативное подчинение войсковых формирований командиру, чьи войска и силы решают главные задачи в сложившихся условиях).

Во-вторых, формирование и введение в состав системы управления межвидовых (межродовых) органов управления с необходимыми средствами управления. Ими могут быть центры боевого управления и взаимодействия авиации с сухопутными войсками, корабельные (воздушные) пункты управления и наведения истребительной авиации, совмещенные командные пункты родов войск и оперативных групп различной ведомственной принадлежности.

В-третьих, формирование вспомогательных пунктов управления на удаленных (важных) направлениях, а также использование воздушных пунктов управления для оперативной организации управления и согласования действий разновидовых (разнородных) многонациональных группировок войск в интересах решения главной задачи в сложившихся условиях обстановки.

Решение данной проблемы возможно в ходе ее дальнейшего анализа на уровне высших органов управления вооруженных сил и проведения специальных исследований, в том числе и в ходе оперативной подготовки штабов и войск.

Совместное применение национальных и коалиционных группировок авиации и войск (сил) ПВО государств - участников СНГ предполагает единое планирование боевых действий.

Для организованного применения в мирное и военное время коалиционной группировки авиации и войск ПВО заблаговременно должен разрабатываться комплекс планирующих документов, необходимых для практического применения в управлении авиацией и войсками ПВО в регионе.

По структуре и своему содержанию документы, разрабатываемые командованием должны быть простыми, наглядными и удобными в работе, а по объему - оптимально краткими, но вместе с тем раскрывающими с достаточной степенью детализации необходимое содержание действий авиации и войск ПВО коалиционной группировки авиации и войск ПВО.

При их разработке целесообразно максимально использовать существующий опыт, и в то же время необходимо учитывать специфические особенности, определяемые коалиционной формой построения и применения группировок авиации и войск (сил) ПВО.

Следующей важнейшей проблемой является организация взаимодействия в рамках коалиционной группировки авиации и войск ПВО в регионе и коалиционной группировки с национальными группировками авиации и войск ПВО

Различие доктринальных положений и взглядов национального военного руководства на подготовку и ведение военных действий усложняет характер оперативного взаимодействия коалиционных и национальных группировок авиации и войск (сил) ПВО государств - участников СНГ.

За весь период создания и функционирования ОС ПВО СНГ до сих пор не решена проблема единства основных требований к боевой готовности, боевой и оперативной подготовке органов управления авиации и войск ПВО (ПВО и ВВС) государств - участников СНГ.

Данную проблему необходимо решить при проработке нормативно-правовой базы в ходе проводимых мероприятий оперативной (боевой) подготовки войск (сил) и в ходе проводимых исследований.

Эффективное решение вопросов совершенствования применения ОС ПВО СНГ невозможно без всестороннего обеспечения боевых действий коалиционных группировок авиации и войск (сил) ПВО государств - участников СНГ.

Проблема организации всестороннего обеспечения боевых действий коалиционной группировки авиации и войск (сил) ПВО в регионе может быть решена тремя основными путями:

первый - создание единых межгосударственных систем оперативного, тылового и технического обеспечения в регионе;

второй - каждое государство организует и обеспечивает боевые действия своих формирований авиации и войск ПВО, входящих в состав коалиционной группировки;

третий - отдельные виды обеспечения организуются и осуществляются с единых межгосударственных систем обеспечения в регионе, другие - государствами, входящими в коалицию.

Вопросы обеспечения боевых действий должны быть детально проработаны при планировании боевых действий в планах по оперативному, техническому, тыловому и морально-психологическому обеспечению. От полноты их решения во многом зависит эффективность применения коалиционной группировки.

С обеспечением боевых действий неразрывно связана проблема развития инфраструктуры группировок авиации и войск ПВО на территории государств СНГ.

Россия уделяет большое внимание этой проблеме. В частности, большие усилия предпринимаются для развития инфраструктуры российских авиабаз на территории государств-участников СНГ.

Возможности и особенности применения российских авиационных баз в составе объединенной системы ПВО СНГ совместно с национальными группировками войск (сил) ПВО в мирное и военное время определяются, прежде всего, назначением, боевым составом, вооружением и уровнем развития информационно-управляющей инфраструктуры авиабаз.

Особо необходимо отметить еще одну проблему. Разработка ведущими государствами мира средств воздушного нападения, действующих на высотах 40-120 км (переходя из воздуха в космос и обратно), а также возможное применение оперативно-тактических и тактических ракет, осуществляющих полет по баллистическим траекториям, ставит задачу создания нестратегической противоракетной (а в перспективе и воздушно-космической обороны).

Такая система должна обеспечить надежное прикрытие группировок войск и сил, выполняющих задачи в системе коллективной безопасности, а также важнейших объектов в регионе коллективной безопасности.

Как известно, в России уже несколько десятилетий ведутся работы в этом направлении и накоплен определенный опыт создания группировок ПВО-ПРО.

Для успешного решения задач ПВО-ПРО (а в перспективе - и воздушно-космической обороны) необходимо создавать единую многоэшелонную систему разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, систему поражения и подавления СВКН, единую систему управления всеми войсками, силами и средствами, выполняющими эту задачу, систему их всестороннего обеспечения.

Основу этой системы должны составлять войска и силы ПВО (ВВС, ВВС и ПВО, СВО). К участию в этой системе должны привлекаться не только другие виды ВС, но и гражданские ведомства, способные в той или иной мере помочь в решении этих задач. Важное место здесь должна занять и подготовка кадров, способных одинаково грамотно применять все войска и силы, решающие задачи борьбы с воздушно-космическим противником.

Для решения указанных проблем, развития подсистем, составляющих объединенную систему ПВО СНГ, должна быть проявлена единая воля по реальному совершенствованию объединенной системы ПВО государств - участников СНГ, необходимы совместные согласованные действия в реализации указанных мероприятий.

В целом, обобщая затронутые проблемы организации и совместного применения коалиционных группировок войск (сил) противовоздушной обороны государств - участников СНГ, правомерно отметить, что прошедшие этапы учения "Боевое содружество-2007" являются очередным шагом на пути их решения. Вновь подтвержден вывод о необходимости единой системы руководства силами и средствами. Часть теоретических предложений уже реализована на практике, а активная фаза учений в Ашулуке еще раз подтвердила правильность выбранного направления в плане взаимодействия государств Содружества при решении совместных задач строительства коллективной безопасности.

Сергей Васильевич Ягольников
генерал-майор, начальник 2 ЦНИИ Минобороны России, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
Александр Иванович Пошелюзный
полковник, кандидат военных наук, профессор Академии военных наук, начальник отдела научно-исследовательского института

Опубликовано 5 декабря в выпуске № 6 от 2007 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?