Концепции

К единому радиолокационному полю страны (2)

Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства: история, реальность, перспективы
В конце XX века вопрос создания единого радиолокационного поля страны стоял достаточно остро. Разноведомственные радиолокационные системы и средства, зачастую дублирующие друг друга и съедающие колоссальные бюджетные средства, не соответствовали требованиям руководства страны и Вооруженных Сил. Необходимость развертывания работ в этой сфере была очевидна.

Окончание. Начало в № 2 за 2012 г.

В то же время в силу ограниченных пространственных и функциональных возможностей действующая ФСР и КВП не обеспечивает достаточного уровня интеграции ведомственных радиолокационных систем и неспособна выполнять весь объем возложенных на нее задач.

Ограничения и недостатки созданной ФСР и КВП можно коротко определить так:

  • СИТВ УЦ ЕС ОрВД с органами управления ПВО развернуты не на всей территории страны, а только в Центральной, Восточной и частично Северо-Западной и Кавказско-Уральской зонах ответственности за ПВО (56% от потребного для полномасштабного развертывания ФСР и КВП);
  • модернизированы с целью выполнения функций двойного назначения менее 40% РЛП ДН Минтранса России, при этом РТП ДН Минобороны России перестали быть системообразующими в единой радиолокационной системе ФСР и КВП;
  • выдаваемая УЦ ЕС ОрВД и РЛП ДН информация о воздушной обстановке по пространственным, качественным и вероятностно-временным характеристикам зачастую не соответствует современным требованиям органов управления ПВО (ВКО);
  • радиолокационная, полетная и плановая информация, получаемая от УЦ ЕС ОрВД, используется при решении задач ПВО (ВКО) неэффективно из-за низкого уровня оснащения КП ПВО (ВКО) адаптированными комплексами средств автоматизации;
  • не обеспечивается совместная автоматизированная обработка данных от различных источников информации ВС РФ и ЕС ОрВД, что существенно снижает достоверность опознавания и идентификации воздушных объектов в мирное время;
  • уровень оснащения объектов ФСР и КВП высокоскоростными цифровыми средствами и системами связи и передачи данных не соответствует современным требованиям к оперативности и достоверности обмена радиолокационной, полетной и плановой информацией;
  • имеются недостатки в проведении единой технической политики при создании, производстве, поставках и эксплуатации средств двойного назначения, применяемых в ФСР и КВП;
  • недостаточно эффективно осуществляется координация мероприятий по техническому оснащению объектов, выделенных в состав ФСР и КВП, в рамках различных ФЦП, в том числе по модернизации ЕС ОрВД и совершенствованию систем управления и связи ВС РФ;
  • существующие нормативные правовые документы не в полной мере отражают вопросы применения СИТВ, РТП ДН Минобороны России, привлекаемых для радиолокационного обеспечения центров ЕС ОрВД, а также использования средств государственного опознавания ЕС ГРЛО, установленных на РЛП ДН Минтранса России;
  • практически не реализуются возможности зональных межведомственных комиссий по использованию и КВП для координации деятельности территориальных органов Минтранса России и Минобороны России по вопросам применения и эксплуатации технических средств ФСР и КВП в зонах ответственности за ПВО.

Подвижный высотомер типа ПРВ-13
Фото: Георгий ДАНИЛОВ

Для устранения перечисленных недостатков и реализации национальных интересов Российской Федерации в сфере использования и КВП необходимы полномасштабное развертывание ФСР и КВП во всех регионах России, дальнейшая интеграция с ЕС ОрВД на основе использования базовых информационных технологий наблюдения и КВП, модернизированных и перспективных средств радиолокации, автоматизации и связи прежде всего двойного назначения.

Стратегической целью развития ФСР и КВП является обеспечение требуемой эффективности разведки и КВП в интересах решения задач ПВО (ВКО), охраны государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве, пресечения террористических актов и других противоправных действий в воздушном пространстве, обеспечения безопасности воздушного движения на основе комплексного использования радиолокационных систем и средств Минобороны России и Минтранса России в условиях сокращения суммарного состава сил, средств и ресурсов.

В еженедельнике «Военно-промышленный курьер» (№ 5 от 08.02.2012 г.) командующий войсками ВКО генерал-лейтенант Олег Остапенко обратил внимание общественности, что нынешнее состояние низковысотного радиолокационного поля в пределах Российской Федерации имеет не лучшую конфигурацию.

Поэтому заказчики и исполнители полны энтузиазма и находят взаимоприемлемые решения в самых сложных ситуациях и казуистику современного законодательства в интересах реализации ФЦП.

По результатам II этапа ФЦП должно быть обеспечено существенное повышение эффективности и качества решения задач противовоздушной обороны, охраны государственной границы в воздушном пространстве, радиолокационного обеспечения полетов авиации и организации воздушного движения на важных воздушных направлениях при ограниченном составе сил, средств и ресурсов Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с Концепцией ВКО на период до 2016 г. и дальнейшую перспективу, утвержденной президентом Российской Федерации в апреле 2006 г., одним из основных направлений построения ВКО в настоящее время является полномасштабное развертывание ФСР и КВП на территории всей страны.

Для обеспечения полной интеграции ведомственных радиолокационных систем Минобороны России и Минтранса России и формирования на этой базе единого информационного пространства о состоянии воздушной обстановки как одного из главных направлений сосредоточения усилий при построении ВКО страны дальнейшее развитие ФСР и КВП целесообразно вести по следующим этапам:

  • III этап – краткосрочная перспектива (2011–2015);
  • IV этап – среднесрочная перспектива (2016–2020);
  • V этап – долгосрочная перспектива (после 2020).

Главной задачей развития ФСР и КВП на краткосрочную перспективу является развертывание ФСР и КВП во всех регионах России. Одновременно в этот период необходимо провести комплексную модернизацию ЕА РЛС в интересах повышения эффективности использования радиолокационной, полетной и плановой информации, получаемой от органов ЕС ОрВД Минтранса России, для решения задач ПВО (ВКО) и увеличить площадь контролируемого воздушного пространства.


Радиолокационная станция 22Ж6 «Десна»
Фото: Георгий ДАНИЛОВ

Для создания радиолокационного поля с улучшенными параметрами требовалось решение о продолжении работ в рамках ФЦП «Совершенствование ФСР и КВП (2007–2010 гг.)» на период до 2015 г. Нужное для обороноспособности страны дело не «заболтали» в инстанциях, как это часто бывает, оно получило логическое продолжение – ФЦП пролонгировали до 2015 г. в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от февраля 2011 г. № 98.

Главная задача развития ФСР и КВП на среднесрочную (после 2016 г.) и долгосрочную перспективу (после 2020 г.) – создание перспективной интегрированной радиолокационной системы двойного назначения (ИРЛС ДН) ФСР и КВП в интересах формирования единого информационного пространства о состоянии воздушной обстановки для органов управления ПВО (ВКО) и ЕС ОрВД.

Для своевременного завершения полномасштабного развертывания ФСР и КВП необходимо прежде всего не упустить вопросы организационно-технического плана:

  • создание при МВК ИВП и КВП постоянно действующей межведомственной рабочей группы представителей заинтересованных министерств и ведомств, научных организаций и предприятий промышленности с целью оперативного решения проблемных вопросов и подготовки предложений по текущим вопросам;
  • подготовка предложений по формированию в Министерстве обороны Российской Федерации профильного управления, а также формированию по новому 136 КНО ФСР и КВП ВВС для координации работ по совершенствованию федеральной системы со стороны Министерстве обороны Российской Федерации.

Реализация концепции в период до 2016 г. должна позволить:

  • осуществить полномасштабное развертывание ФСР и КВП на основе создания фрагментов ЕА РЛС во всех регионах страны и обеспечить тем самым предпосылки для развертывания системы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении;
  • повысить качество решения задач обеспечения национальной безопасности, обороноспособности и экономики государства в сфере использования и КВП Российской Федерации;
  • привести нормативные правовые документы в сфере использования и контроля воздушного пространства в соответствие действующему законодательству Российской Федерации с учетом реформирования ВС РФ, создания и развития Аэронавигационной системы (АНС) России;
  • обеспечить проведение единой технической политики при разработке, производстве, размещении, эксплуатации и применении систем и средств двойного назначения в сфере использования и КВП;
  • создать условия для опережающего развития отечественной науки и техники в сфере разведки и КВП;
  • сократить общие затраты государства на содержание и развитие радиолокационных систем Минобороны России и Минтранса России.

Кроме того, реализация концепции в период до 2016 г. обеспечит выполнение требований ИКАО к уровню безопасности воздушного движения (по критерию риска катастроф).

На ближайшую перспективу (до 2016 г.) первоочередные мероприятия по развитию ФСР и КВП, кроме работ в рамках ФЦП «Совершенствование ФСР и КВП (2007–2015 гг.)», а также научно-технического сопровождения мероприятий ФЦП, целесообразно провести по следующим направлениям:

  • НИР по заказу Минобороны России, направленная на проведение опережающих системных исследований по модернизации и развитию ФСР и КВП;
  • ОКР по заказу Минобороны России, направленная на практическую реализацию основных положений настоящей концепции по двум основным направлениям: комплексная модернизация ЕА РЛС и создание головного участка перспективной ИРЛС ДН;
  • серийные поставки на объекты ФСР и КВП, входящие в состав ВС РФ, новой техники, в том числе двойного назначения.

ФЦП «Модернизация ЕС ОрВД (2009–2015 гг.)».

При таком распределении мероприятий по каждому направлению работ обеспечивается выполнение своих специфических, но взаимосвязанных с другими работами задач, а дублирование между ними исключается. Кроме того, представляется необходимым также организовать:

  • внедрение новых средств и технологий идентификации и опознавания воздушных объектов с учетом современных условий контроля воздушного пространства в мирное время;
  • совершенствование межвидового взаимодействия систем наблюдения и контроля воздушного и надводного пространства на основе использования загоризонтной радиолокации (ЗГ РЛС), систем автоматического зависимого наблюдения (АЗН) и перспективных источников информации;
  • внедрение интегрированных цифровых систем связи, базирующихся на передовых телекоммуникационных технологиях, для оперативного и устойчивого обмена информацией между объектами.

Решение проблемы автоматического дистанционного доведения ключевой информации для аппаратуры определения государственной принадлежности аппаратно-программным методом по имеющимся каналам связи, предназначенным для выдачи радиолокационной информации.

Реализация концепции в среднесрочной и долгосрочной перспективе (после 2016 г.) позволит:

  • достичь стратегической цели развития ФСР и КВП – обеспечить требуемую эффективность разведки и КВП в интересах решения задач ПВО (ВКО), охраны государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве, пресечения террористических актов и других противоправных действий в воздушном пространстве, а также требуемый уровень безопасности воздушного движения в условиях сокращения суммарного состава сил, средств и ресурсов;
  • создать ИРЛС ДН и сформировать на ее основе единое информационное пространство о состоянии воздушной обстановки в интересах Минобороны России, Минтранса России и других министерств и ведомств;
  • обеспечить внедрение перспективных средств и технологий идентификации ВО и автоматического выявления степени их опасности;
  • существенно сократить затраты на эксплуатацию средств наблюдения и КВП двойного назначения за счет их функционирования в автоматическом режиме.

Реализация концепции также будет способствовать интеграции АНС России в евразийскую и мировую аэронавигационные системы.

Целью развития ФСР и КВП после завершения основных этапов развития, как представляется, может стать создание на базе ЕА РЛС перспективной ИРЛС ДН, обеспечивающей объединение ведомственных радиолокационных систем Минобороны России и Минтранса России и формирование на этой основе единого информационного пространства о состоянии воздушной обстановки в интересах Минобороны России, Минтранса России и других министерств и ведомств.

Создание ИРЛС ДН позволит исключить ведомственные и системные противоречия за счет внедрения базовых информационных технологий наблюдения и КВП, применения модернизированных и перспективных средств радиолокации, автоматизации и связи прежде всего двойного назначения, а также проведения единой технической политики в сфере использования и КВП.

Перспективная ИРЛС ДН должна включать в свой состав:

  • сеть унифицированных источников информации двойного назначения (УИИ ДН), обеспечивающих добывание, предварительную обработку и выдачу информации о воздушной обстановке в соответствии с требованиями потребителей различных ведомств;
  • сеть территориальных центров совместной обработки информации (ТЦ СОИ) о воздушной обстановке;
  • интегрированную цифровую телекоммуникационную сеть (ИЦТС).

Основными потребителями информации, предоставляемой ИРЛС ДН, являются КП ПВО (ВКО) и УЦ ЕС ОрВД.

ИРЛС ДН должна строиться по сетевому принципу, при котором будет обеспечиваться доступ любого потребителя информации к любому УИИ ДН или ТЦ СОИ (с учетом ограничений полномочий доступа).

Состав технических средств всех УИИ ДН должен быть унифицированным и включать следующие информационные, обрабатывающие и связные компоненты (модули):

  • первичные радиолокаторы (ПРЛ);
  • вторичные радиолокаторы (ВРЛ), обеспечивающие получение информации от ВС во всех действующих режимах запроса-ответа;
  • наземные радиолокационные средства государственного опознавания ЕС ГРЛО (НРЗ);
  • приемные устройства системы АЗН;
  • устройства автоматической обработки и объединения информации от указанных выше источников;
  • оконечные устройства для сопряжения с интегрированной цифровой телекоммуникационной сетью с целью обеспечения различных видов связи (данные, речь, видео и т. п.).

Средства получения информации о воздушной обстановке (ПРЛ, ВРЛ, НРЗ, АЗН) могут интегрироваться в различных вариантах.

УИИ ДН должны создаваться на базе действующих информационных элементов двойного назначения трех типов:

  • РТП ДН Минобороны России (ВС РФ);
  • РТП ДН Минобороны России (ВС РФ), решающих задачи КВП и обеспечения полетов (перелетов) авиации в мирное время;
  • РЛП ДН Минтранса России (ЕС ОрВД).

При этом в период 2016–2020 гг. должен быть создан головной участок ИРЛС ДН в одном из регионов России, а в последующем обеспечено развертывание ИРЛС ДН во всех регионах страны. В качестве головного участка ИРЛС ДН целесообразно определить наиболее развитый фрагмент федеральной системы на северо-западе страны.

В рамках головного участка ГУ ИРЛС ДН необходимо задействовать существующие системы и средства ЕА РЛС, обеспечивающие информационно-техническое взаимодействие органов управления ПВО (ВКО) с УЦ ЕС ОрВД, а также развернуть перспективные средства радиолокации, автоматизации и связи, реализующие новые технологии наблюдения и КВП и обеспечивающие построение УИИ ДН и ТЦ СОИ.

Разумеется, крайне желательно, чтобы планы выполнялись. Но закономерно возникает вопрос: насколько эффективна система разведки и контроля воздушного пространства как подсистема разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении системы ВКО России?

Восстанавливать систему радиолокационного контроля воздушного пространства, которую когда-то имел могучий СССР, сегодня смысла не имеет. Средства противовоздушной обороны современного уровня должны обеспечить решение поставленных боевых задач без выдвинутого до предела «предполья». В крайнем случае должны работать высокомобильные средства дальнего радиолокационного обнаружения и управления.

В своей статье по вопросам проблем национальной безопасности, опубликованной 20 февраля 2012 года в «Российской газете», Владимир Путин обратил внимание на то, что в современных условиях наша страна не может полагаться только на дипломатические и экономические методы снятия противоречий и разрешения конфликтов.

Перед Россией стоит задача развития военного потенциала в рамках стратегии сдерживания и на уровне оборонной достаточности. Вооруженные Силы, спецслужбы и другие силовые структуры должны быть подготовлены к быстрому и эффективному реагированию на новые вызовы. Это необходимое условие для того, чтобы Россия чувствовала себя в безопасности, а аргументы нашей страны воспринимались партнерами в различных международных форматах.

Совместные усилия Минобороны России, Минтранса России и ВПК по совершенствованию ФСР и КВП позволят значительно повысить пространственные и информационные возможности ВКО и ВВС.

Уже сегодня оперативно-стратегические командования, сформированные на всей территории страны, могут и должны по максимуму эффективно использовать пространственный потенциал единой радиолокационной системы ФСР и КВП. А используют ли на деле и как совершенствуют способы боевых действий активных родов войск, имея такую систему?

Отрабатывают ли на учениях действия дежурных сил по ПВО, направленные на пресечение нарушений воздушного пространства в тех регионах, где сегодня посредством реконструкции ТРЛП ДН Минтранса России и реконструкции центров ЕС ОрВД Минтранса России, оснащения их СИТВ с органами управления противовоздушной обороны практически восстановлены информационные возможности утраченного в 1990-е гг. радиолокационного поля? Решены ли вопросы определения государственной принадлежности воздушных объектов по принципу «свой-чужой»?

Вероятно, самым широким кругам российской общественности и экспертному сообществу страны интересно бы знать, насколько эффективно работает созданная единая радиолокационная система ФСР и КВП в сегодняшних границах ответственности за противовоздушную оборону. Нас не должен терзать сегодня и в исторически обозримом будущем вопрос: грозит ли России радиолокационная слепота?

Сергей Васильевич СЕРГЕЕВ
заместитель генерального директора – начальник СПКБ ОАО «НПО «ЛЭМЗ»
Александр Евгеньевич КИСЛУХА
кандидат технических наук, советник по ФСР и КВП заместителя генерального директора – начальника СПКБ ОАО «НПО «ЛЭМЗ», полковник

Опубликовано 27 июня в выпуске № 3 от 2012 года

Комментарии
Давно стоит понять, что в аббревиатуре ФСР и КВП стоит убрать букву 'Р. Потому, что не может система сугубо мирного времени решать военные задачи. А система, предназначенная для решения военных задач "см. разведки" использоваться в мирное время. И смешение функций разных министерств, затрагивающих 'денежные' вопросы не может завершиться без ослабления общего результата. И давно пора в рамках "программы" рассматривать вопрос автоматического управления воздушным движением с использованием распределенных (в некоторых источниках многопозиционных) радиолокационных систем (на основе GSM, TV и радио - передатчиков), которые в "программе" совершенно не учитываются.
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?