Библиотека

Летающий командир

Евгений Яковлевич Савицкий относится к плеяде талантливых советских летчиков времен Великой Отечественной войны. При этом всю войну он прошел, находясь на высоких командных должностях. Ему можно было и не участвовать в боях. Но он предпочитал лично вести в бой своих летчиков, подавая им пример героизма и мужества. Все эти качества принесли Савицкому славу не только боевого пилота, но и великолепного организатора, что он и доказал после войны. Именно Савицкий на посту заместителя главнокомандующего Войсками ПВО многое сделал для того, чтобы поселок Заря стал не просто военным городком, но и удобным местом проживания для тех, кто служил в Главном штабе ПВО.

Родился Е.Я. Савицкий 24 декабря 1910 года в городе Новороссийске в семье железнодорожного стрелочника. Был четвертым ребенком у родителей. Жизнь была к нему немилосердна. В.1922 году от холеры умирает отец, и Евгений становится, по сути, беспризорником. Потом были детский дом, школа ФЗУ, после окончания которой Е. Савицкий работал шофером. Увлекался боксом. Наверное, это увлечение и определило черты характера будущего маршала - твердость и уверенность в себе.

В Новороссийске, как и в любом портовом городе, был морской клуб, где отдыхали и развлекались моряки иностранных судов. С ними частенько встречался, пока на ринге, а не в небе, будущий маршал. «Однажды (мне шел уже семнадцатый год) выставили меня против какого-то негра, - пишет он в своих воспоминаниях. - Противник мне достался серьезный. Во-первых, килограммов на десять-двенадцать тяжелее; во-вторых, старше меня и явно опытнее. Словом, не моя весовая категория. Когда негр швырнул себя в очередном сокрушительном свинге справа, я вместо отхода назад сделал уклон вправо и нанес встречный удар. Мой левый прямой прошел, и перчатка пришлась точно в подбородок противника. Негр сел на брезент, а затем начал медленно валиться на спину... После этого боя тренер стал проявлять ко мне интерес, и на занятия в секции я ходил уже регулярно».

Занятия боксом помогали в жизни. Так, в конце 1929 года в составе группы содействия ГПУ Евгений Савицкий участвовал бою с вооруженной бандой. Именно тогда на юношу обратили внимание комсомольские вожаки и направили его в Сталинградскую военную авиационную школу, которую он окончил в 1932 году. В течение двух лет он служил в родном училище летчиком-инструктором, а потом был назначен командиром авиационного отряда в Киеве. Затем был Дальний Восток, а перед началом Великой Отечественной войны Савицкий был уже командиром 31-й истребительной авиационной дивизии, которая стояла на самой границе с Китаем. Ему тогда было всего 30 лет.

Когда началась война, Е.Я. Савицкий не смог спокойно наблюдать, как его боевые товарищи мужественно сражаются с немцами, в то время как он сам вынужден охранять небо Дальнего Востока. Савицкий рвется на фронт. «Предложили бы эскадрилью, звено, наконец, - и на это, скорее всего, согласился бы. Бог с ней, с высокой должностью, мне было не до чинов - лишь бы сражаться с врагом, бить его, гнать с нашей земли к чертовой матери!.. А должности – дело наживное, такая война скоро не кончится», - вспоминал позднее Евгений Яковлевич.

Первый раз на фронт Савицкому удалось вырваться на стажировку в ноябре 1941 года. Как командир звена он принял участие в полетах на новых тогда истребителях ЛаГГ-3. В первом же боевом вылете сбил немецкий «мессер», но и сам чуть не погиб - его спасла бронеспинка самолета. Вскоре его ожидало еще более ответственное задание. Под самый Новый год его неожиданно вызвал к себе командующий Западным фронтом Г.К. Жуков. Майор Савицкий получил приказ уничтожить здание, в котором располагался штаб немецкого корпуса. Несмотря на сложные погодные условия, он успешно справился с этим заданием, получив за мужество свою первую боевую награду - орден Красного Знамени.

После этого Савицкий на полгода вновь выпадает из боевой практики. Его назначили командующим ВВС 25-й армии на Дальнем Востоке. И лишь в мае 1942 года очередной его рапорт о переводе на фронт командование удовлетворило. Он был назначен командиром 205-й истребительной авиационной дивизии 2-й воздушной армии.

Несмотря на высокую должность и звание (а в 1942 году Е.Я. Савицкий был уже полковником), он постоянно принимал личное участие в воздушных боях, причем воевал исключительно на отечественных ЯКах став горячим поклонником этих самолетов, в совершенстве освоив все типы истребителей этой марки. Особенно он отличился в боях под Харьковом и Сталинградом, где проявил себя зрелым и грамотным командиром. Однажды после барражирования территории противника Савицкий уже собирался вести шестерку ЯКов на аэродром (горючего в баках оставалось совсем немного), как вдруг с запада показалась большая группа «юнкерсов», идущих под прикрытием Me-109. Савицкий принял решение немедленно атаковать и в том бою лично сбил один «юнкере».

Слава о Савицком распространялась достаточно быстро. А вскоре пришло и очередное повышение в должности. В начале 1943 года он был назначен командиром формирующегося 3-го истребительного авиационного корпуса. Первые свои бои летчики корпуса Савицкого провели 20 апреля на Кубани в составе 4-й воздушной армии, сбив только за день 47 самолетов противника. Один из них был на счету Е.Я. Савицкого.

Но удачи и разочарования ходят рядом. Через неделю уже его Як-1 был сбит очередью с Ю-87 прямо над Черным морем, неподалеку от его родного Новороссийска. Тот бой вначале был успешным для Савицкого. «Вдавив гашетку, я видел, как загорелся один бомбардировщик, вслед за ним тут же задымил второй, - вспоминал позднее Евгений Яковлевич. - Выходя из атаки, я краем глаза заметил в боевом развороте два Яка: разделавшись с «мессерами», ребята спешили на выручку. Колонна «юнкерсов», разваливаясь на глазах, теряла строй». Но и его подбили. Ему тогда очень повезло - рядом были советские катера, которые и спасли молодого военачальника.

«Стоя на берегу моря возле села Кабардинки с двенадцатикратным биноклем, который взял у морских пехотинцев, я рассматривал Новороссийск и его окрестности, - вспоминал Савицкий. - Знакомые места! Да еще как знакомые-то... Вот уж и впрямь угораздило свалиться с неба на землю именно там, где родился и вырос, где провел свое детство, свою юность и где когда-то получил путевку в большую жизнь... Оказывается, не только в кино да романах судьба такие коленца выкидывает!»

После освобождения Кубани корпус Савицкого, входивший уже в состав Южного фронта, участвовал в боях на Украине и в Крыму. К марту 1944 года Е.Я. Савицкий был уже генерал-майором. На его личном счету было 15 сбитых самолетов противника и 107 боевых вылетов. 11 мая 1944 года ему присвоили звание Героя Советского Союза. Вскоре Евгений Яковлевич стал генерал-лейтенантом.

Интересно, что в этот же день в воздушном бою над мысом Херсонес его самолет был подбит прямым попаданием зенитного снаряда. Савицкий с трудом сумел перетянуть свой горящий самолет на территорию, занятую нашими войсками, и приземлил машину на фюзеляж, сам при этом едва не погиб. При посадке он получил перелом трех позвонков, но остался в строю.

А вообще Савицкий был очень осторожным летчиком. И внимательным. Он не позволял противнику лишнего. «За все воздушные бои, в которых мне уже довелось принимать участие, ни одному вражескому истребителю ни разу еще не удалось сесть мне на хвост, - писал он в своих воспоминаниях. - Пробоины от самолетных пушек или от зениток - другое дело. От этого никто не застрахован».

Противник в Крыму был разгромлен. Но дальше у корпуса Савицкого были не менее кровавые бои.

Ему предстояло с воздуха поддерживать войска, принимавшие участие в операции «Багратион» по освобождению Белоруссии.

В ходе Висло-Одерской операции его корпусу, только что полностью перевооруженному на Як-3, было поручено прикрытие переправ через Вислу. Вот, к примеру, что писал о тех событиях в книге своих воспоминаний начальник штаба 2-й гвардейской танковой армии А.И. Радзиевский: «Мне не удается вспомнить других случаев, когда бы авиация перебазировалась на захваченные танковыми соединениями аэродромы до выхода общевойсковых армий. Такой маневр был осуществлен в ходе январского наступления частями 3-го истребительного корпуса генерал-лейтенанта авиации Е.Я. Савицкого. В частности, поддерживавшая нашу армию 265-я истребительная авиационная дивизия этого корпуса подобным способом перебазировалась на захваченные нами аэродромы в Сохачеве, Любени и Иновроцлаве. Мы восхищались мужеством летчиков и техников 16-й воздушной армии, которые, пренебрегая опасностью, делали все, чтобы обеспечить прикрытие танковых соединений с воздуха».

В паре со своим ведомым Самойловым Евгений Яковлевич сам неоднократно летал на разведку и охоту на бомбардировщики противника. В небе Германии он одержал еще три победы, доведя личный счет до 22 сбитых самолетов противника. Еще два уничтожил в группе с товарищами. Свой последний вражеский самолет, легкий «Физелер Шторх», Савицкий сбил над самым центром Берлина 27 апреля 1945 года. Он вдруг увидел, что с центральной аллеи Тиргартена взлетает двухместный связной самолет, Савицкий уничтожил его и тут же сообщил об этом в штаб армии. Над Берлином Е.Я. Савицкий совершил свой последний, 216-й боевой вылет. А всего его 3-й истребительный авиакорпус за два года боев сбил 1953 вражеских самолета. 2 июня 1945 года он был награжден второй медалью «Золотая Звезда».

«Он был не только по служебным характеристикам, но и по личным ощущениям каждого, служившего в 3-м иак, самым авторитетным начальником, - сказано о Е.Я. Савицком в военно-историческом очерке о боевом пути 16-й воздушной армии, изданном в 1975 году. - Его отвага в сочетании с большим опытом и глубокими знаниями буквально покоряла людей. Вместе с тем он был строгим, справедливом и добрым человеком».

Савицкий стал самым результативным советским асом-генералом времен Великой Отечественной войны. Впрочем, летающий командир корпуса - редкое явление, особенно для войск союзников. У них такого просто быть не могло. Настоящим шоком для союзников стал условный бой уже после окончания войны с английским «Темпестом», с которым Савицкий случайно встретился в небе Германии. Он не только принял навязанный ему английским летчиком воздушный бой, но и трижды на своем Як-3 зашел в хвост условному противнику, обыграв его по всем статьям. Когда эта история о злополучном воздушном бое дошла до маршала Жукова, Савицкого отстранили от командования корпусом. А потом ему позвонил Сталин. «Значит, наша машина лучше английской?» - спросил он. Лучше!» - твердо ответил я», - вспоминал впоследствии Савицкий.

Сразу после войны он был назначен начальником Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС. Е.Я. Савицкий был одним из пионеров советской реактивной авиации. Именно он предложил идею группового высшего пилотажа на реактивных самолетах, блестяще воплощенную на многих воздушных парадах. С 1948 года командовал авиацией ПВО. В 1955 году окончил Военную академию Генерального штаба. Заслуженный военный летчик СССР (1965). Последним освоенным им самолетом стал МиГ-21. Свой последний полет Евгений Яковлевич провел 1 июня 1974 года, в возрасте 63 лет!

Всего же за время своей летной практики Савицкий налетал почти полтора года - время, рекордное для истребителя, - при этом совершив 5586 посадок. Поистине его можно назвать легендой не только советской, но и мировой авиации.

С 1966 года Е.Я. Савицкий являлся заместителем главнокомандующего Войсками ПВО страны. В 1961 году ему присвоили звание маршала авиации. С 1980 года он служил в Группе генеральной инспекции Министерства обороны СССР.

Е.Я. Савицкий за годы службы был награжден тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова II степени, Кутузова II степени, пятью орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, медалями, иностранными орденами. Его бронзовый бюст установлен на Родине. Савицкий является автором нескольких книг - «В небе над Малой землей», «Небо - для смелых», «Я - Дракон. Атакую!..», «Полвека с небом». Умер Евгений Яковлевич в 1990 году. Его мундир с боевыми орденами находится в Музее Войск ПВО в поселке Заря, для которого он немало сделал, будучи заместителем главкома ПВО. Дочь Савицкого Светлана стала летчиком-космонавтом, совершила два полета в космос, имеет звание Героя Советского Союза. Два срока подряд она избиралась от Балашихи депутатом Госдумы.

«С девятнадцати лет я посвятил себя авиации и всю дальнейшую жизнь упорно и настойчиво совершенствовался в избранной профессии, - писал о своем предназначении маршал. - Формула летчиков «Делай, как я!» стала для меня девизом в жизни. Понимаю я его просто: чтобы получить право вести за собой других, сперва овладей тонкостями своей профессии сам. И я всю жизнь неутомимо, бережно накапливал необходимый опыт, чтобы впоследствии делиться им с другими. Иных секретов у меня не было, и нет».

ИДУ НА ТАРАН!

Жизнь летчика на войне очень короткая. Часто бывало, что молодые пилоты проводили всего несколько воздушных боев и погибали. Выживали настоящие профессионалы, асы, которых отличали не только мужество и самопожертвование, но и хитрость и осторожность. Вот как раз всеми этими качествами и обладал один из самых известных в годы Великой Отечественной войны советских летчиков-истребителей Николай Козлов.

Помимо всего нашему герою попросту везло. Он дважды шел на таран и каждый раз оставался жив. Дважды был ранен, но неизменно возвращался в строй. Совершил 620 боевых вылетов, самый первый - в 1941 году, а последний - в 1945-м. Начинал войну командиром звена, а закончил - командиром полка, подполковником.

Родился Николай Козлов 30 апреля 1917 года в деревне Красково Псковской губернии. Его первое знакомство с авиацией произошло в 1926 году, когда, будучи пастухом, он увидел над лугом, где пас скот, самолет. Как вспоминал будущий генерал, это его тогда здорово напугало. Но уже на следующий год его семья переехала в Ленинград, и для Козлова аэропланы стали привычным явлением.

Как и многие советские летчики, Н.А. Козлов пришел в авиацию от рабочего станка. После окончания семи классов средней школы Николай поступил в ФЗУ при Ленинградском механическом заводе № 1 и с 1934 года работал слесарем-инструментальщиком. Работу совмещал с учебой на рабфаке при электромеханическом институте.

Авиация тогда только завоевывала мир. В Советском Союзе в 30-е годы она развивалась поистине революционными шагами. Летчики были настоящими героями, Чкалов, Байдуков, Леваневский стали почти богами. Вот почему для многих молодых людей, особенно из глубинки, авиация была чудом. И они очень хотели сами творить чудеса в воздухе.

Окончив в 1937 году Ленинградский аэроклуб, Козлов поступил в Чугуевское авиационное училище, которое успешно закончил. После этого Николай был направлен на Высшие курсы боевого применения ВВС.

Обучение вели инструкторы, имевшие богатый опыт боев в Испании. Козлов очень многому научился, и это позволило ему воевать уже подготовленным бойцом. Достаточно сказать, что за два года обучения в Чугуевском училище он налетал на И-16 лишь 25 часов, а за четыре месяца обучения на курсах - более 140 часов!

С немцами впервые наш герой столкнулся еще в мае 1941 года, то есть за месяц до начала войны. Тогда он служил заместителем командира эскадрильи в 162-м истребительном авиаполку в Западном особом военном округе. Налеты немецких воздушных разведчиков стали нормой. Они обследовали приграничные аэродромы, не особенно скрывая своих намерений. В один из майских дней 1941 года над Оршей внезапно появился немецкий гражданский «Дуглас». Он облетел аэродром, затем покружился над военным городком. В воздух тут же поднялись три советских истребителя, на одном из них - старший лейтенант Козлов. Они зажали нарушителя в клещи и заставили его приземлиться в Орше. Правда, вскоре пришел приказ: «Дуглас» отпустить - немцы тогда врагами еще не были.

Козлову, как и всем летчикам, прикрывавшим западную границу, тяжело далось начало войны. Ведь советская авиация, гордость и надежда нашей армии, понесла ощутимые потери. На Николая посыпались испытания. 22 июня 1941 года в 5 часов утра он был поднят по тревоге. Наспех простился с женой и маленькой дочкой, думая, что скоро вновь их увидит. Но встретиться им довелось лишь через четыре года - эшелон с эвакуируемыми, в котором находилась его семья, расстреляли с воздуха немецкие самолеты. Жена потеряла руку, а дочь была тяжело ранена. Им пришлось остаться в оккупации. Но Николай тогда этого не знал. Война жестоко прошлась по его родным и близким. Отец Николая, Александр Спиридонович, участник русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, награжденный тремя Георгиевскими крестами, в период блокады Ленинграда вступил в народное ополчение и погиб при налете вражеской авиации. А мать Николая вынесла все ужасы 900-дневной блокады и была награждена медалью «За оборону Ленинграда».

Уже 23 июня 1941 года Козлов провел свой первый воздушный бой. Около 4 часов утра его звену поручили «встретить» группу немецких самолетов Bf-110. Сражение развернулось прямо над аэродромом и завершилось победой советских истребителей. А Николай тогда открыл личный счет, точно поразив один из самолетов противника.

Но впереди было отступление. Самолеты пришлось жечь прямо на аэродроме в Барановичах, так как подняться с него не было никакой возможности - постарались немецкие бомбардировщики, сбросившие на него десятки бомб. По шоссе Брест - Бобруйск истребительный полк Козлова сумел пробиться в тыл. Причем машины пришлось отбирать у пехоты, дабы сохранить ценные летные кадры.

Тогда Николай смог понять, что чувствуют те, кого атакуют с воздуха. Длинную колонну войск и беженцев бомбила восьмерка «юнкерсов». На его глазах гибли мирные жители, и он тогда дал себе клятву мстить - за родную семью, за убитую женщину на Брестском шоссе, за разоренную Родину. Вот почему он так ненавидел именно бомбардировщики противника. Из 23 сбитых им самолетов 20 были именно бомбардировщиками.

Авиаполк вышел к своим. В начале июля 1941 года он прибыл в Курск, где предстояло переучивание на МиГ-3. Тем временем враг все ближе и ближе подходил к столице. 20 августа наш герой снова был на фронте. Его полк, вошедший в состав ВВС Брянского фронта, вылетел в район боевых действий.

Напряжение нарастало. Наши летчики делали невозможное возможным, на равных сражаясь с превосходящим противником. Так, 24 августа Козлов в паре с ведомым вылетел на разведку аэродрома в Сеще. Николай хорошо знал этот объект еще до войны и прекрасно изучил все подходы к нему. Поэтому его появление на малой высоте было для немцев неожиданностью. Разведдонесение он передал по радио. В итоге на аэродроме было уничтожено до 15 немецких самолетов.

Этот день стал для Николая одним из самых памятных за годы войны.

Его МиГ-3 был подготовлен к повторному вылету - на перехват бомбардировщиков противника, шедших к Брянскому железнодорожному узлу, где как раз происходила выгрузка наших войск. Козлов взлетел один.

Примерно в 30-40 километров от Брянска он обнаружил в воздухе группу из шести Ю-88 под прикрытием трех истребителей.

Несмотря на то, что он был один против девяти, Николай решил атаковать и сразу же сбил ведущего группы. Выполнив разворот, Николай сверху атаковал другой бомбардировщик и зажег его. Но тут же на его МиГ-3 навалились истребители прикрытия. Когда один из них зашел в хвост, Николай схитрил - выпустил щитки, и скорость его машины резко упала. Но «мессер» сбить не удалось - на МиГе отказало оружие. И тут Николай заметил, что один Ю-88 продолжает следовать прежним курсом на высоте 3-4 тысячи метров. Не имея возможности поразить самолет огнем бортового оружия, Николай, подойдя снизу, врезался в хвостовую часть «юнкерса». Тот начал разрушаться и вскоре упал на землю. Козлов от удара на короткое время потерял сознание, а когда очнулся, то увидел, что его МиГ идет со снижением и горит. Николаю удалось покинуть самолет. Он получил серьезные ранения: была перебита левая нога, а при приземлении на разодранном парашюте он повредил еще и правую.

Этот бой проходил в районе штаба Брянского фронта. Его командующий генерал-лейтенант Еременко в течение 20 минут наблюдал за этим боем и решил отметить мужество советского летчика. 26 августа 1941 года Николай Козлов был представлен к званию Героя Советского Союза. К времени на его боевом счету было девять сбитых самолетов. Но награждение так и не состоялось - войска Брянского фронта попали в тяжелое положение, и стало не до наград...

После выздоровления Николая назначили заместителем командира эскадрильи в 439-й истребительный авиаполк 144-й авиационной дивизии ПВО. А уже в марте 1942 года полк вошел в состав 102-й авиадивизии ПВО и перелетел на аэродром Бекетовка, под Сталинградом.

Очередной случай отличиться представился Козлову 25 мая. Он находился на боевом дежурстве и на высоте встретил немецкий самолет, очень похожий на Ю-88, но имевший большую, ранее не встречавшуюся горбатую кабину и непривычную серо-желтую окраску. Козлов атаковал сверху самолет-разведчик и короткой очередью убил воздушного стрелка. Но, выйдя во вторую атаку, заметил, что его оружие не работает. Тогда Николай повторил свой ранее опробованный прием: подошел на своем МиГе под хвостовое оперение противника и совершил таран. Немецкий самолет рухнул на землю. А Николай сумел-таки посадить свой полуразрушенный МиГ.

Вскоре Н. Козлов получил повышение по службе. Его назначили командиром 3-й эскадрильи 788-го истребительного авиаполка. А уже 4 июля 1942 года он отличился в воздушном сражении, которое разыгралось над станцией Абганерово. Десять летчиков его полка в течение 40 минут вели бой с 50 самолетами противника, уничтожив при этом 12. На счету Козлова три из них. Как одного из лучших истребителей его назначили в группу борьбы с вражескими «охотниками». А вскоре он едва не погиб от этих же самых «охотников», внезапно выскочивших из-за облаков. Его самолет был сбит, но Козлова выручил парашют. Николай был вновь ранен и попал в госпиталь. Судьба была к нему благосклонна. Подумайте сами: 22-23 августа раненых стали эвакуировать из Сталинграда в Камышин. Но Николай решил воспользоваться моментом и сбежал. И как оказалось, правильно сделал. Прорвавшись к реке севернее Сталинграда, немцы в упор расстреляли суда с ранеными. Спастись удалось лишь немногим.

В сентябре 1942 года Н. Козлов был назначен командиром 3-й эскадрильи 910-го истребительного авиаполка особого назначения ПВО, принимавшего участие в боях под Сталинградом. В воздушных сражениях Сталинградской битвы Николай Козлов сбил семь самолетов противника. А всего к тому времени на его счету было 495 боевых вылетов и 101 воздушный бой, 12 личных и 5 групповых побед. 14 февраля 1943 года капитану Н.А. Козлову было присвоено звание Героя Советского Союза.

К 1943 году Козлов стал одним из самых заслуженных советских летчиков. Он прекрасно знал тактику ведения воздушных боев, поэтому командование и доверяло летчику. В сентябре 1943 года его назначили командиром 907-го истребительного авиаполка особого назначения ПВО. Его пилоты отличились во время освобождения Белоруссии. В ночь на 6 июля 1944 года при отражении удара немецких бомбардировщиков по железнодорожному узлу Минск летчики 907-го полка без помощи зениток и прожекторов сбили 12 Ю-88. За этот успех командир полка подполковник Н.А. Козлов был награжден орденом Александра Невского. Завершил свой боевой путь прославленный летчик в Берлине. К концу войны он совершил 630 боевых вылетов, участвовал в 130 воздушных боях, уничтожил 18 самолетов лично и пять в составе группы, в том числе два - тараном.

После войны Н.А. Козлов продолжил службу в армии. В 1948 году он окончил курсы усовершенствования командиров полков. А уже в январе 1950 года стал командиром 15-й гвардейской истребительной авиационной дивизии. Всего за годы летной практики он освоил более 15 типов самолетов. Последними были МиГ-21 и МиГ-25. В 1954 году он окончил Академию Генштаба. Командовал истребительным авиакорпусом, затем являлся первым заместителем командующего 52-й воздушной армией ПВО. С 1962 по 1965 год был представителем Штаба ОВС Варшавского Договора по ПВО и ВВС в Болгарии. С 1966 по 1976 год генерал-майор авиации Н.А. Козлов занимал должность первого заместителя начальника Управления боевой подготовки войск ПВО. Проводил большую патриотическую работу в поселке Заря Балашихинского района.

Награжден орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями. Автор книги воспоминаний «В огне сражений».

«ЛЕТЧИК БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ»

Так говорили о самых талантливых, самых искусных асах. А их в Советской армии всегда было немало. Достаточно вспомнить знаменитых Покрышкина, Кожедуба, Сафонова и многих, многих других. О них никто не знал до войны, когда в почете были летчики-испытатели Чкалов, Байдуков, Ляпидевский. Но не они, а именно молодые летчики стали основой советской истребительной авиации в годы войны. И у всех них интересные судьбы и биографии.

Долгое время в поселке Заря жил и работал Герой Советского Союза летчик-истребитель времен Великой Отечественной войны, а затем генерал Владимир Федорович Абрамов, который как раз и принадлежал к когорте молодых и талантливых асов. О нем и пойдет речь в этом очерке.

Его биография мало чем отличается от истории жизни его современников. Обычный парень из глубинки, Владимир Абрамов родился 14 июня 1921 года в небольшом городе Кузнецке Пензенской губернии. Жизнь была к нему жестока. Уже в три года он осиротел, несколько лет беспризорничал, жил на улице. Но нашелся добрый человек, приютивший его: Им, как ни покажется это странным, оказался Кудряшов, главный чекист Кузнецка. Он и вырастил будущего аса в лучших большевистских традициях.

После окончания семи классов школы Владимир Абрамов покинула родной город и уехал в Баку, где устроился кладовщиком на автобазу местного метростроя. Но его, как и многих мальчишек предвоенной поры, манило к себе небо. Тогда очень модным увлечением стали полеты на учебных самолетах. А государство, понимая, что мировая война неизбежна, поощряло стремление молодых людей освоить профессию летчика. Вот и Абрамов записался в аэроклуб в Баку, после окончания которого был направлен в Ейское военно-морское авиационное училище - одно из элитных в ту пору. В 1940 году он закончил обучение и стал настоящим морским летчиком. По распределению попал на Балтийский флот.

В Великой Отечественной войне Владимир Абрамов участвовал с самого первого дня. Тем более что флот, в отличие от армии, к внезапному нападению был готов. Нарком ВМФ Кузнецов распорядился поднять по тревоге моряков за несколько часов до войны, поэтому летчики морской авиации сохранили боеспособность и самолеты. А вот авиация, размещавшаяся на аэродромах в Прибалтийском и Западном округах, была практически уничтожена на земле - пилоты просто не успели взлететь.

Свой счет Абрамов открыл уже на второй неделе войны, сбив Ю-88. И это - на устаревшем истребителе И-153 (или «Чайке», как его еще называли тогда советские летчики), который использовался советскими ВВС еще в Испании и Монголии. Первый год войны он летал на самолете этой марки с бортовым номером 42.

Вскоре к 20-летнему летчику пришел еще один успех. В июле 1941 года ему удалось подбить редкую машину – тяжелый четырехмоторный Fw-200.

После прицельных выстрелов Абрамова, сильно задымив, вражеский самолет со снижением пошел на запад, но был перехвачен парой лучших балтийских асов начала войны - Антоненко и Бринько, первыми среди балтийских летчиков ставших Героями Советского Союза. Звание Героя они получили 14 июля 1941 года. До 26 июля 1941 года, прежде чем погибнуть, Антоненко одержал 11 побед. Именно эти летчики догнали и добили поврежденный Абрамовым «Кондор». Правда, та победа над летающим гигантом никому из балтийских летчиков так и не была записана: Абрамов относил ее на счет своих старших боевых товарищей, а те, в свою очередь, посчитали сбитый самолет за Абрамовым. Впрочем, тогда это было нормой - советская военная авиационная статистика не терпела слов «возможно» и «наверное». Вот почему реальный счет сбитых самолетов у советских асов на самом деле намного выше. Немецкие же асы записывали себе все самолеты, в которые попадали, поэтому в их «зачетках» в конце войны значилось по 200-250 побед.

В то время удача была благосклонна к Абрамову.

18 августа 1941 года в упорном воздушном бою на своей «Чайке» он сбил двухмоторный истребитель Bf-110 и повредил еще один самолет противника. Это было совсем не просто - пули так и отскакивали от хорошо защищенного 10-мм броней немецкого самолета. Но Абрамов был настойчив. Прицельные очереди сзади и снизу, по моторам, с крутым, доступным лишь на биплане, боевым разворотом, чтобы не проскочить вперед под огонь шести стволов Bf-110, сделали свое дело. Но и самолет Абрамова в этом бою также получил тяжелые повреждения от ответного огня. Летчику стоило немалого искусства посадить изуродованную, почти не слушавшуюся рулей машину на свой аэродром. 10 сентября 1941 года он одержал еще две победы. Всего же в начальный период войны, с 22 июня 1941 года по 22 апреля 1942 года, Абрамов совершил 308 боевых вылетов, 70 штурмовок, 87 разведок. В воздушных боях сбил девять самолетов противника: два - индивидуально, семь - в групповых боях. Вот таким выдалось для него начало войны.

Успехи молодого летчика отметило командование. Осенью 1941 года Абрамов был назначен командиром звена.

В апрельских боях 1942 года Владимира Абрамова дважды ранили. Особенно тяжелым оказалось второе ранение - в голову, его спасла лишь немедленная медицинская помощь, оказанная полковым врачом прямо у самолета. В мае 1942 года Абрамова приняли в партию. Затем он долго лечился, а осенью 1942 года был назначен уже командиром эскадрильи знаменитого 71-го истребительного авиаполка, в котором служило немало Героев Советского Союза. И это - в 21 год!

31 мая 1943 года 71-й авиаполк был преобразован в 10-й гвардейский. Вскоре Абрамов был отозван в тыл на переформирование и до 1944 года переучивался на самолеты Ла-5. А уже 19 марта 1944 года он одержал первую победу на новом истребителе. Тогда Абрамов повел в атаку пять машин своего полка против 27 самолетов противника. В этом бою он лично сбил один вражеский самолет.

К 19 мая 1944 года Владимир Абрамов совершил 559 боевых вылетов, провел 57 воздушных боев, сбил 20 самолетов противника - пять лично и 15 в группе. Закономерным итогом его летной «работы» стало присвоение ему 22 июля 1944 года звания Героя Советского Союза - за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами. Всего же за годы Великой Отечественной войны этот требовательный и уравновешенный летчик совершил около 600 боевых вылетов на самых различных истребителях: И-153, И-16, Як-7Б и Ла-5. Он провел более 60 воздушных боев, сбил лично 21 и в группе восемь самолетов противника. Среди сбитых им вражеских самолетов, наряду с основными боевыми машинами Не-111, Ю-88, Bf-110, Bf-109, Fw-190, есть и «раритет» - Не-177, тяжелый двухмоторный бомбардировщик-торпедоносец.

После войны Владимир Абрамов еще долго служил в армии. Он стал одним из первых среди морских летчиков, освоивших реактивные истребители. В 1947 году окончил Высшие офицерские курсы авиации ВМФ, а в 1959-м - Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. Служил инспектором по технике пилотирования, начальником летной инспекции Северного флота, а затем в Главном штабе ПВО. Занимал должность заместителя начальника Главного штаба Войск ПВО. Генерал-майор авиации В.Ф. Абрамов уволился в запас в 1974 году, жил и работал в поселке Заря Московской области. Вел большую военно-патриотическую работу среди молодежи и школьников. Умер герой 23 мая 1985 года. За годы войны и послевоенной службы он был награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды и медалями, в том числе «За боевые заслуги».

ВОЗДУШНЫЙ ОХОТНИК

В поселке Заря проживало и поныне живет немало героев войны. Они защищали небо Москвы и Ленинграда, отстояли Сталинград и сражались на Курской дуге, защищали переправы через Днепр и участвовали в штурме Берлина. Их всех мы чтим и помним. Но особым уважением в поселке всегда пользовались те, кого Родина удостоила высочайшей награды - Золотой Звезды. Об одном из таких героев наш следующий рассказ.

На долю Валентина Ефимовича Шапиро выпало немало испытаний. В самом начале войны пропал без вести его отец - один из руководителей погранвойск на западном направлении. Он навсегда затерялся в лесах Прибалтики. Поэтому Валентину было за кого мстить врагу. И отомстил он в полной мере, сбив дюжину фашистских самолетов.

Родился Валентин Шапиро 20 июля 1922 года в городе Батуми, столице Аджарии. Окончил десять классов. В 1940 году был призван в Красную армию и поступил в Сталинградскую военно-авиационную школу пилотов. Здесь его и застало известие о начале войны. А вскоре пришла горькая весть об отце. Летом 1942 года Шапиро стал летчиком. А уже в сентябре того же года оказался на фронте.

Битва за Сталинград стала переломной в ходе войны. Город лежал в руинах, в которых отчаянно бились фашисты и советские воины. Бои шли не только за каждую улицу, но и за каждый дом. Бывало, что подвал дома занимали русские, первый этаж - немцы, а за остальные дрались врукопашную. Тяжелые бои велись и в небе над городом Сталина. Советские летчики старались перехватить у врага стратегическую инициативу и не допускать постоянных бомбежек переправ через Волгу. В небе над Сталинградом было так же жарко, как и на земле. Вот здесь-то и нужна была сноровка молодых и отчаянных русских пилотов.

Молодым летчикам втягиваться в боевую жизнь на первых этапах войны было очень сложно, особенно на Сталинградском фронте. Очень немногие из них остались в живых в те месяцы. Но Валентин Шапиро не только выжил, но и заслужил славу боевого аса. Через полгода боев он был ранен, но это только закалило смелого летчика.

Как и многие герои той войны, он не отличался бахвальством. Был немногословным, скромным человеком. Но в воздухе становился настоящим охотником – хладнокровным и расчетливым. Поэтому ему и поручали самые сложные задания, в том числе по разведке аэродромов противника. Добытые им данные очень помогали наземным войскам. Один пример. Однажды Шапиро вылетел с напарником на разведку вражеского аэродрома около станции Иловайская. Задание было непростое. Командованию стало известно, что на этот участок фронта противник перебросил новое авиационное соединение. Требовалось не только установить численность базирующихся на аэродроме самолетов, но и их принадлежность, что Шапиро с блеском и сделал. Он не только обнаружил противника, но и смог его обстрелять. Вражеские летчики сначала с интересом наблюдали за «финтами» советского аса, запутавшего немецких зенитчиков, а потом бросились от него наутек.

Случались на войне и казусы. Так, после одного из полетов, целью которого была охрана аэродрома, Валентин умудрился сначала получить взыскание от командира полка, а затем... благодарность от командования. А дело было так. Едва приземлившись, Шапиро заспешил на доклад к руководителю полетами, который начал делать ему замечания за нарушение дисциплины в воздухе - во время полета летчик действительно слегка отклонился от курса. Но Валентин реагировал на это, как всегда, невозмутимо. И вдруг зазвонил телефон... Звонили из штаба и просили объявить Шапиро... благодарность. Оказывается, в тот момент, когда летчик не вышел на связь, он заметил над линией фронта «раму» - немецкий корректировщик ФВ-189. Шапиро тут же атаковал его и сбил на глазах у представителя штаба воздушной армии и наземного командования. Но поскольку при этом он действительно на несколько минут отлучился из указанной ему зоны патрулирования, то он предпочел о проведенном бое сразу не докладывать...

А дальше были бои на Украине и в Восточной Европе, сотни удачных вылетов и десятки воздушных побед. Всего до конца войны Валентин Шапиро произвел 592 успешных боевых вылета и лично сбил 12 вражеских самолетов. К маю 1945 года он был уже старшим лейтенантом, командиром звена 31-го гвардейского истребительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й гвардейский истребительный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт). Дважды был ранен. За проявленное мужество и героизм 15 мая 1946 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны Шапиро продолжил службу в армии. В 1950 году окончил Военно-воздушную академию. Командовал авиационным полком. В 1978 году полковник Шапиро был уволен в запас. В поселке Заря, где жил герой, он вел активную общественную работу, был отличным педагогов. Немало его воспитанников, которым он дал путевку в небо, до сих пор служат в частях ВВС.

За время службы Валентин Ефимович Шапиро был награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3 степени, медалями.

СНАЙПЕР ИЗ... ГОРНОГО ИНСТИТУТА

Снайперы ценились всегда. Во все времена во всех армиях мира ценились меткие люди, которые далеко стреляли и при этом могли сами уберечься от выстрела противника. Но особенно заговорили о снайперском мастерстве в годы Второй мировой войны. В Красной армии были созданы снайперские школы, готовившие бойцов, которые в одиночку могли уничтожить целые взводы, роты, а то и батальоны противника. Не в открытом бою, а с расстояния многих сотен метров. По мнению специалистов, хороший снайпер заменяет взвод автоматчиков. Если во время боя он сделает всего 12-16 выстрелов - этого вполне достаточно, чтобы остановить роту.

Вот как раз к таким знаменитым снайперам Великой Отечественной войны относится наш земляк Владимир Николаевич Пчелинцев. Когда он был еще сержантом, о нем заговорили как о наиболее удачливом истребителе вражеской пехоты. Причем для Пчелинцева не существовало расстояний. Владимир мог поразить зазевавшегося немецкого вояку, находясь от него в километре.

Родился Владимир Николаевич 30 августа 1919 года в городе Тамбове в семье служащего. Мечтал стать горным инженером и перед войной успел окончить четыре курса Ленинградского горного института. Еще студентом он открыл в себе талант стрелка. Его друзья удивлялись, насколько метко он поражал мишени. Это умение вскоре пригодилось нашему герою.

Пчелинцев окончил снайперскую школу еще в 1939 году. Поэтому, как только началась война, командование не сомневалось, кем быть Владимиру. На фронте он оказался уже в июле 1941 года и принялся методично уничтожать фрицев.

Вот что вспоминал в своем произведении «В ополчении» о боевых подвигах Пчелинцева Д.А. Щеглов: «В окопах первой роты царила странная и напряженная тишина. Бойцы прильнули к амбразурам и, если можно так сказать, всем телом смотрели на левый берег Невы. А там открыто, уверенно и нагло окапывались немцы. Мы видели отчетливо и ясно их фигуры, движения, как будто даже выражения лиц. Расстояние между берегами в этом месте не более полутораста метров. На небольшом открытом промежутке Ленинградского шоссе, между лесочком и домами рабочего поселка, проползали танки, торопливо сновали грузовики, мелькали юркие связные - мотоциклисты, особенно почему-то вызывая раздражение.

- Товарищ Иванов, почему у вас не ведут огня? - обернулся я к лейтенанту в черной морской шинели.

- Запрещено стрелять, - ответил он категорично.

Но ведь противник виден! Он готовится к переправе, черт возьми! Лейтенант, сощурившись, смотрел куда-то в сторону.

- У меня всего по тысяче патронов на пулемет. И к винтовкам еще не подвезли запаса. А когда подвезут - не знаю.

В бессильной злобе смотрим на дорогу, где снова показались немецкие автомашины с неподвижно сидящими солдатами. И все это открыто, нагло, на виду у нас.

- Товарищ капитан, - осторожно говорит Лобасов. - Здесь нужен снайпер. Тогда сохраним патроны.

- Нужен, конечно, нужен. А где его возьмешь? - Лобасов весело сверкнул глазами.

- Разрешите привести?

- Идите.

Он исчезает и скоро возвращается с худеньким, среднего роста человеком.

- Настоящий снайпер. Из нашего горного института, тоже студент, Пчелинцев.

Всматриваясь в пришедшего бойца, я спрашиваю его:

- Можете остановить машину или опрокинуть мотоциклиста?

- Могу, должно быть, - скромно отвечает он.

- Тогда застопорьте дорогу. Бейте каждого, кто появится в этом месте.

Пчелинцев долго смотрит в амбразуру, затем поднимает винтовку таким движением, в котором чувствуется спокойная уверенность в своем мастерстве.

Впереди дорога, открытая метров на полтораста вправо от серого здания ГЭС. На дороге сейчас нет никого. Вдруг слева выскакивает мотоциклист. И время сразу становится медленным и тягучим. Вот мотоцикл проexaл уже полпути. Почему же Пчелинцев ждет? Сейчас немец скроется за рощей. Раздался выстрел - и, словно наткнувшись грудью на преграду, человек в серой куртке вскинул руки и опрокинулся назад, затем, вместе с машиной, нырнул в кювет. И тут же раздался еще один выстрел, где-то справа от нас. Показавшийся на дороге солдат согнулся, скрючился и исчез за домом.

- Хорошо! - закричал я в волнении, подбегая к Пчелинцеву. - Очень хорошо. Вот вам напарник. Ваш Лобасов. Продолжайте вдвоем.

Только с сентября 1941 по февраль 1942 года снайпер 11-й стрелковой бригады (8-я армия, Ленинградский фронт) сержант Пчелинцев лично уничтожил более ста гитлеровцев. За это 6 февраля 1942 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Мог он истребить немцев и больше, да командование решило, что одного Пчелинцева мало. Его направляют готовить молодых снайперов, в чем наш герой и преуспел. Именно он выступил инициатором движения истребителей немецко-фашистских захватчиков. Пчелинцев многое сделал для того, чтобы снайперское движение стало более популярным в армии. На Ленинградском фронте уже в 1942 году тиражом 5000 экземпляров была издана зачетная книжка снайпера для учета истребления фашистов. В ней были также изложены основные правила поведения снайпера в оборонительном и наступательном бою, особенности ведения огня из снайперской винтовки при ветре, по появляющимся и движущимся целям. Книжка выдавалась снайперам в торжественной обстановке после окончания снайперского сбора.

С 14 апреля 1942 года проводилась боевая стажировка снайперских команд в частях Ленинградского фронта. За первые три дня стажировки 14 снайперских команд (570 человек) уничтожили 290 гитлеровцев, потеряв при этом семерых человек ранеными и двоих убитыми.

Немцам действительно было кого бояться. Ведь только десять лучших советских снайперов Великой Отечественной войны уничтожили более 4,5 тысячи немцев! Советская школа снайперского искусства была одной из лучших в мире. Например, Федор Охлопков за два года официально уничтожил 429 солдат и офицеров вермахта, а неофициально - более тысячи. А наш герой Владимир Пчелинцев - 456, в том числе 14 снайперов. Он считается четвертым по боевым отличиям среди всех снайперов Второй мировой войны.

Вскоре Пчелинцев стал офицером. В 1942 году вступил в партию. В 1944-м окончил курсы «Выстрел».

Как одного из героев войны его направляют в США. Позже эта поездка будет описана им в автобиографической повести. Ему было чему удивляться. После по-фронтовому затемненной Москвы он оказался в шумной, залитой светом Америке. Контраст был ошеломляющий. Но еще более удивительными для него были встречи с простыми американцами, с военными и политическими деятелями, которые с восторгом принимали посланцев советской молодежи.

После войны Пчелинцев продолжал службу в армии. В 1952 году окончил Военную академию связи. Жил и служил в поселке Заря Балашихинского района. С 1976-го - полковник запаса. Проводил в поселке большую воспитательно-патриотическую работу.

Награжден орденами Ленина, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, медалями, иностранными орденами.

Подготовил А. ГАЛАНИН
Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?