Стратегия

Космонавтика и мы

Вступив в новое тысячелетие, мировое сообщество все чаще сталкивается с тревожными явлениями, которые представляют угрозу человечеству. Это - загрязнение радиоактивными и высокотоксичными отходами, возросшая опасность термоядерных катастроф, истощение невосполнимых энергоресурсов и т.д. В решении этих и других проблем, связанных с обеспечением сохранения и устойчивого развития земной цивилизации, как показывают исследования, велика роль космонавтики.

КОСМОС для России с ее масштабами - сфера геополитических, экономических, научно-практических интересов. Без его освоения невозможно создать единое информационное пространство, изучать и рационально использовать природные ресурсы, проводить экологический мониторинг планеты и окружающей среды. С помощью космонавтики осуществляются информационное обеспечение Вооруженных Сил, контроль за соблюдением договоров и соглашений по разоружению, решаются фундаментальные научные проблемы познания Вселенной и жизни человека. Подчеркну, что во многих случаях альтернативы космическим средствам нет.

В России, как и прежде в Советском Союзе, космическая деятельность направляется и контролируется государством. Систематические полеты на околоземные орбиты проводятся в соответствии с Государственной (с 1993 г. - Федеральной) программой работ по космической политике и комплексному освоению и использованию космического пространства в интересах экономики (ранее народного хозяйства), обороны, науки и международного сотрудничества. Военный раздел программы космической техники выделяется и ведется Министерством обороны и Росавиакосмосом в Государственной программе вооружений. Он сбалансирован и согласован с гражданской частью программы, в том числе по средствам двойного применения (гражданского и военного), с возможностями промышленности и испытательной базы. Гражданские и военные части программы рассчитываются, как правило, на 5-10 лет и периодически уточняются.

К сожалению, в последние годы космонавтика, как и вся Россия, переживает трудные времена. Да, это - одна из самых дорогостоящих отраслей человеческой деятельности. Однако расходы на освоение космоса даже в период существования СССР не были огромными - около 1% валового национального продукта. Причем и численность работавших на космонавтику вместе с семьями также доходила до 1% населения Советского Союза. Так, в 1989 г. космическая отрасль обошлась государству в 6,9 млрд. руб. Из них: 1,7 - на космические средства народнохозяйственного и научного назначения, 1,3 - на системы многоразового использования и 3,9 - на информационные космические системы военного назначения и космодромы. Это куда меньше колоссальных утрат вследствие бесхозяйственности в нашей экономике тех лет (сейчас они намного больше). Тогда годовые убытки от потерь зерна, например, составляли 20 млрд. руб., мяса - 6 млрд. руб.

США в том же 1989 г. выделили на космос 29,6 млрд. долл., из них на военный космос - 22,8. Сегодня суммарные ежегодные бюджетные затраты на космонавтику в США и других ведущих странах не снижаются.

Что же касается эффективности, то она далеко не всегда измерялась рублем. На глазах изумленного мира нам удалось первыми решить более 20 из 40 приоритетных этапных задач освоения космоса, создать свыше 30 космических систем и отдельных типов аппаратов различного назначения, объединенных в орбитальную группировку из 160-180 спутников, успешно реализовать сложнейшие программы пилотируемых полетов и изучения Земли, Солнца, Луны, Венеры, Марса автоматическими космическими аппаратами. У нас имелся обширный парк ракет-носителей, разветвленная наземная инфраструктура - космодромы, центры управления полетами с арсеналом сухопутных и плавающих средств, региональные центры и пункты приема космической информации.

Однако из-за невнимательного отношения к космонавтике со стороны критически настроенного руководства страны после распада Советского Союза в 1991 г. расходы на нее сократились на 35%. В начале 1992 г., до утверждения с большим опозданием госзаказа, отрасль была фактически заморожена, практически всем предприятиям пришлось брать кредиты во вновь созданных коммерческих банках под огромные проценты. Положение затем было частично исправлено (до жесточайшего "голодного пайка"). Однако за 10 лет финансирование работ по космонавтике уменьшилось в 15, по отдельным направлениям - в 20 раз. Восстановить уровень космической деятельности даже начала 90-х годов невозможно. Будущее, если не принять экстренных мер, видится катастрофичным. Руководители Росавиакосмоса, предприятий отрасли и смежников, понимая ситуацию, ищут пути выхода из кризиса. Так, только благодаря успешному поиску внебюджетного финансирования, главным образом по программе "Мир", программе "МКС", предоставлению услуг по выведению на орбиты иностранных спутников, продаже отдельных технологий, Федеральная космическая программа выполнена не на 5-10%, а на 25-30%. Хотя, разумеется, этого явно недостаточно.

Обидно, что потенциал российской космонавтики (примерно 85% от ранее имевшегося в СССР) не востребован. А ведь мы обладаем всеми средствами, необходимыми для обеспечения гарантированного доступа на околоземные орбиты в интересах различных заказчиков и потребителей космической продукции.

Применительно к новым условиям первостепенной задачей отечественной ракетно-космической науки и промышленности является преобразование их структуры с тем, чтобы они наиболее полно отвечали требованиям государства. Отрасль должна обеспечивать экономическую и социальную безопасность, обороноспособность, выход на мировой рынок космической техники и услуг. Такая работа ведется, к примеру, в РКК "Энергия" им. С. П. Королева, ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, НПО им. А. С. Лавочкина, ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс", ФГУП "НПО" "Прикладная механика" и других гигантах космической науки и индустрии. Взят курс на формирование постоянной кооперации сравнительно ограниченного числа высокоэффективных предприятий, обеспеченных более чем на 50% работ в соответствии с правительственным заказом на ракетно-космическую технику.

В бюджете на 2004 г. и бюджетах на последующие годы надо добиваться от Правительства РФ и Федерального собрания постепенного увеличения финансирования, в первую очередь НИОКР для предприятий Российского авиационно-космического агентства и их смежников, в размере не менее 0,7-1 % ВВП, что соответствует современной практике ведущих космических держав. Целесообразно рекомендовать Правительству в рамках Федеральной программы ввести дополнительные разделы: по информационному обеспечению НИОКР, дооснащению стареющей лабораторно-исследовательской и экспериментальной базы, подготовке и переподготовке кадров.

Должно измениться и отношение к космонавтике общества, частных экономических структур, СМИ. В связи с резким недофинансированием космической деятельности за последние 10-12 лет государству необходимо в ближайшие два-три года возвратить недостающие средства (может быть, за счет дополнительных налогов с ресурсодобывающих отраслей и банков, приносящих доход не столько государству, сколько частным лицам - олигархам и их служащим высшего звена). С 2004 г. на развитие космонавтики, как это определено некоторыми государственными нормативными документами, надо выделять не менее 1% от ежегодного ВВП страны. Нужно создать деловой альянс соответствующих государственных и общественных организаций. Функцию консолидации и научно-организационную роль в области космонавтики готова взять на себя РАКЦ.

Оперативного решения требуют вопросы кадровой политики и образования. В наукоемких отраслях промышленности (авиации, космонавтике, атомной энергетике и других) из-за значительного сокращения финансирования со стороны государства и низкой заработной платы численность ученых, конструкторов, инженеров, рабочих уменьшилась в несколько раз. Имеет место резкий отток молодых специалистов в структуры частного бизнеса, ничего общего с космонавтикой не имеющие, и за рубеж. Нужны экстренные и эффективные меры со стороны руководства страны по ликвидации создавшейся критической ситуации. Проведение научных работ и решение задач использования накопленного и еще не утраченного научно-технического, социально-экономического и интеллектуального потенциала в интересах развития России и международного сотрудничества должны решать специализированные научно-общественные академии и, прежде всего, РАКЦ.

И последнее. Требуется аргументированное обращение к Президенту России, Федеральному собранию и Правительству РФ, руководителям других государственных структур с обоснованием необходимости существенного расширения объемов космической деятельности, улучшения финансового и материально-технического обеспечения, исправления недостатков в кадровой политике, образовании, патриотическом воспитании молодежи и в освещении различных аспектов космической деятельности средствами массовой информации.

Владимир СЕНКЕВИЧ,
президент Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского,
заслуженный деятель науки РФ

Опубликовано 1 января в выпуске № 6 от 2003 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?